Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:25, реферат
Плисецкая Майя Михайловна - выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР(1959), Герой Социалистического Труда (1985). Майя Плисецкая- лаурят премии Анны Павловой (1962, Париж), лаурят Ленинской премии (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почётного легиона (1986). Доктор Сорбонны (Парижский университет).
Государственное
образовательное учреждение
Реферат
На тему: Биография
Плисецкой Майи Михайловны
Выполнила:
Волгодонск
Плисецкая
Майя Михайловна - выдающаяся
российская балерина,
народная артистка СССР(1959),
Герой Социалистического
Труда (1985). Майя Плисецкая-
лаурят премии Анны
Павловой (1962, Париж),
лаурят Ленинской
премии (1964). Награждена
французскими орденами
Командора (1984) и Почётного
легиона (1986). Доктор
Сорбонны (Парижский
университет).
Майя Михайловна
Плисецкая, выдающаяся танцовщица второй
половины ХХ века, родилась 20 ноября 1925
года в Москве. В 1943 году окончила Московское
хореографическое училище. Её педагогами
были Е.И.Долинская, Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева.
Ещё ученицей она выступала
в «Спящей красавице», в «Пахите»,
танцевала Кошечку в «Аистенке»
Плисецкая много танцевала на сцене филиала Большого театра, и переход её в балетную труппу театра состоялся практически незаметно. К этому времени она уже блестяще владела техникой классического танца, но тем не менее продолжала оттачивать своё мастерство, стремясь к совершенству. С первых шагов на сцене проявилась индивидуальность исполнительской манеры балерины - необыкновенная выразительность, страстность, динамика танца.
Став известной сразу же после окончания училища, Майя Плисецкая начала с того, что создала собственный стиль. Стиль Плисецкой- графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного па и хореографического рисунка в целом. Наделённая живым воображением и неиссякаемым интересом к новому, балерина упорно выстраивала свой уникальный артистический образ. Редкий талант трагедийной балетной актрисы проявился уже в 1945 году на премьере «Золушки» С.С.Прокофьева, где Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени. Благодаря своему феноменальному прыжку, выразительной пластике и острому ощущению ритма балерина развернула дивертисментную миниатюру «Осени» в драматическую танцевальную фреску. Контраст с общей сказочной и несколько легкомысленной атмосферой, царившей в спектакле, был разительным.
Репертуар Плисецкой необыкновенно широк, но для каждой роли она находит особые краски, будь то роль большая или маленькая или концертный номер- хореографическая миниатюра.
Необыкновенная музыкальность, пластичность и артистизм позволяют балерине- актрисе создавать образы и лирические, и глубоко драматические, и трагические.
Прелестна её Маша из «Щелкунчика», которую она готовила ещё с А.Я.Вагановой. Большой победой стала партия Одетты- Одиллии. В ней соединение лирического и драматического: добро и зло, благородство низменность характеров проявлялись в этих образах, созданных балериной. Движения необыкновенно гибких рук, корпуса создавали пластическое выражение трепета лебединых крыльев, плывущего лебедя, превращения девушки в лебедя.
В балете «Спящая красавица» Плисецкая станцевала фею Сирени, фею Виолант и наконец- Аврору. В «Дон Кихоте» она перетанцевала почти все женские партии, но блистательно исполненная роль Китри стало открытием в исполнительском искусстве. Классическая танцовщица удивительно тонко сочетала классический танец с характерным, академическую строгость неиссякаемой энергией и выразительностью испанских танцев. Плисецкая создала свой стиль исполнения этой роли, и с тех пор он стал общепринятым каноном.
Плисецкая танцевала также Сюимбике в балете «Шурале», Персидку в опере М.П.Мусоргского «Хованщина».
Шедевром стал в исполнении Плисецкой «Умирающий лебедь» Сен-Санса, поставленный ещё Фокиным для великой Анны Павловой.
Драматизмом, даже трагизмом, бурной страстью наполнен образ Заремы Плисецкой в балете «Бахчисарайский фонтан».
В роли Хозяйки Медной горы в балете Ю.Григоровича «Каменный цветок» балерина удивительно точно передавала то яркость «ящерки», то властность всесильной Хозяйки, грозной карающей волшебницы.
В роли Мехменэ Бану в балете Ю.Григоровича «Легенда о любви»- это непреклонная, загадочная, жертвующая и неумолимая восточная царица. Событием в мире хореографического искусства стала роль Кармен в балете «Кармен -сюита» на музыку Ж.Бизе- Р.Щедрина, поставленной для Плисецкой Альберто Алонсо.
Таким же контрастом по отношению к стилю «большого балета» 1950- 1960-х годов выглядели почти все сценические создания Плисецкой, в том числе и её исполнения главных партий в академических балетах «Раймонда» и «Дон Кихот». Необычной была интенсивность эмоций и яркость формы. Когда же ослепительная яркость соединилась с трагедийной темой, возникла Кармен («Камен- сюита»)- одна из главных ролей Майи Плисецкой репертуаре Большого театра