Биография И.Е. Репина

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:18, реферат

Описание работы

Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.

Работа содержит 1 файл

Биография Репина.docx

— 17.04 Кб (Скачать)

Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке  Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью  местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и  карандашом. Что, несомненно, поможет  ему в дальнейшем.

Вся репинская жизнь, и  в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации  какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального  иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится  в одном городе с Академией  и учится в Рисовальной школе  на Бирже.

Неверие в собственную  исключительность и гениальность, в  свое законное первенство осталось в  нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. 

Живописные и графические  произведения, созданные Репиным  в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так  оно и было.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный  с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал  три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что  процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается  как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано  мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная  портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной  формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя  различные характеры, темпераменты, человеческие типы.   

 Возглавляет ватагу  тройка «коренников»: в центре  бурлак Канин, лицом напоминавший  Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей  пластикой, олицетворение первобытной  дремучей силы, справа - «Илька-матрос»,  озлобленным, ненавидящим взглядом  уставившийся прямо на зрителя.  Спокойный, мудрый, с несколько  лукавым прищуром, Канин являет  собой как бы серединный характер  между этими двумя противоположностями.    

 Столь же характерны  и другие персонажи: высокий  флегматичный старик, набивающий  трубку, юноша Ларька, непривычный  к такому труду и словно  пытающийся освободиться от лямки,  черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть  товарища - последнего, одинокого бурлака,  готового рухнуть на песок.   

 Начало и конец пути, продуманное повествование о  жизни людей, годами существующих  рядом, вместе - таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время  он способен был работать  с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили.

В 1882 году начинается самый  значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает  большинство своих наиболее известных  произведений. Такие как: «Крестный  ход в Курской губернии» (1880-1883). Тема крестного хода - одна из популярнейших  в русской живописи. Однако Репин  не имеет соперников в изображении  толпы, шествия. В «Крестном ходе»  толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать  отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.   

 В характеристиках  привилегированной части толпы  - мещан, купцов, кулаков и помещиков  - отчетливы обличительные интонации,  имеющие своим источником критическую  тенденцию 1860 годов. На лицах  - выражение притворного благочестия,  сознание собственной значительности, важность.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия  работ посвященных революционной  теме. Именно эти замыслы имел в  виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о  своем желании писать картины  «из самой животрепещущей жизни».

В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92; тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В  центре образов — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами  и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Художник изобразил  революционера, возвратившегося в  родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репину удалось мастерски  передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера  и членов его семьи. Испуганно  смотрит на незнакомого мужчину  девочка (когда его забрали, она  была слишком мала и потому забыла своего отца), изумлением полны глаза  жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика - радостная улыбка, говорящая  о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним.   

 Репин написал свою  картину очень быстро, на одном  дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он  переделывал голову революционера,  стремясь добиться нужного выражения.  По первоначальному замыслу его  герой должен был иметь мужественный  облик, но, в конце концов, художник  остановился на мысли, что гораздо  важнее показать муки и душевные  переживания человека, на много  лет оторванного от родного  дома и семьи.

Чрезвычайно важную часть  репинского наследия составляют и его  портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»),1877. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных [«Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.

Репин так же проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором — руководителем  мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову.

Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли  в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства.

Умер Репин в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних  лет своих не выпускал из рук кисть. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ «Мухтоловская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

Реферат

«Жизнь и  творчество

И. Репина»

 

                                         Выполнила: ученица 11 класса

                   Якимова Юлия

 

                                                 Проверила: учитель МХК и музыки

                                               Мерионкова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

2012


Информация о работе Биография И.Е. Репина