Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:15, реферат
Премьера балета в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге 15 января 1890 года получила более благоприятные почести, чем «Лебединое Озеро» в прессе, но Чайковский никогда не имел такую роскошь, как засвидетельствование мгновенного успеха своей работы в театрах вне России. Он умер в 1893 году. К 1903 году «Спящая красавица» была вторым самым популярным балетом в репертуаре Имперского Балета (Петипа/Пугни, «Дочь Фарона» была первой), будучи поставленной 200 раз только за 10 лет.
Цель: как можно ближе ознакомиться с балетом «Спящая красавица» П.И. Чайковского.
Введение
І. История создания
ІІ. Сюжет
ІІІ. Действующие лица
3.1. Перечень номеров
ІV. Интересные подробности
Судьба музыки
V. Постановки
5.1. Премьера
5.2. Биография первых исполнителей
5.3. Дальнейшие постановки
5.4. Новая хореографическая редакция в двух действиях
5.4.1. Действующие лица
5.4.2. О костюмах
VІ. О Костюмах и декорациях
VІІ. Другие постановки
Премьера в Астане
Заключение
Список использованной литературы
Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, дирижёр-постановщик Василий Синайский.
Знаменитый балет "Спящая красавица" - творение Петра Чайковского и Мариуса Петипа уже около 550 раз прошел на сцене Большого театра со времени первой московской постановки, которая состоялась в 1899 году. Было осуществлено шесть версий в Большом, две из них в 1963 и 1973 году в редакции выдающегося хореографа Юрия Григоровича, который стал создателем и седьмой нынешней редакции.
Занавес открывает зрителям роскошный дворец и сад "короля солнца", как называли Людовика XIV. Декорации и костюмы сделаны в традициях XVI века, нынешний спектакль стал рекордсменом по количеству париков.
В оценке новой работы балета Большого театра зрители всех мастей - от профессионалов до простых любителей балета - чаще всего произносили эпитет "роскошный". На сцене все ошеломляло красотой, помпезностью и роскошью, что в полной мере относится и к декорациям, и к костюмам, и к невероятным прическам, и, конечно, к исполнителям, которые - от кордебалета до самых больших звезд - выступили безупречно. Они не только прекрасно танцевали, но и играли свои роли, как драматические артисты.
Самые большие аплодисменты и крики "браво" выпали на долю главной пары Авроры и Дезире, примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой и ее партнера, американского танцовщика Дэвида Холберга, впервые танцевавшего принца в "Спящей красавице" как солист балета Большого театра. Вместе они смотрелись великолепно, и выглядели убедительно в роли представителей королевских кровей. Холберг еще раньше признавался, что любит танцевать принцев и чувствует себя в этом образе совершенно естественно. Появление изящного, легкого, стремительного танцовщика сразу вызвало восторг и аплодисменты публики. А Захарова, всемирно известная балерина, получила, наверное, больше всех таких эпитетов, как "потрясающая, нежная, волшебная, изящная, первоклассная".
В "Спящей красавице", как и полагается в сказке, среди действующих лиц много разных фей: злую фею Карабос очень выразительно исполнил Алексей Лопаревич, фею Сирени танцевала Мария Аллаш. Были и другие феи: Нежности, Беззаботности, Щедрости, Резвости, Смелости. Были феи драгоценностей: Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра. И каждая из танцовщиц сумела создать в танце неповторимый образ своей героини.
Во втором отделении на сцену вышли герои волшебных сказок: принцесса Флорина, Голубая и танцовщики, в числе которых Нина Капцова, Юлия Лунькина, Дарья Хохлова, Артем Овчаренко, Алексей Корягин.
В постановке задействовано шесть составов: кроме Холберга партию Принца Дезире танцевать будут Николай Цискаридзе, Семен Чудин, Александр Волчков, Руслан Скворцов и Артем Овчаренко, партию Принцессы Авроры танцуют, кроме Светланы Захаровой, Нина Капцова, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина.
5.4.1. Действующие лица
Принцесса Аврора — Светлана Захарова, (затем Нина Капцова, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова)
Принц Дезире — Дэвид Холберг, (затем Александр Волчков, Николай Цискаридзе, Семён Чудин, Артём Овчаренко, Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов)
Злая Фея Карабос — Алексей Лопаревич, (затем Игорь Цвирко)
Фея Сирени — Мария Аллаш, (затем Екатерина Шипулина, Ольга Смирнова)
Белая кошечка — Юлия Лунькина, (затем Виктория Литвинова, Мария Прорвич)
Кот в сапогах — Игорь Цвирко, (затем Александр Смольянинов, Алексей Матрахов)
Принцесса Флорина — Нина Капцова, (затем Дарья Хохлова, Анастасия Сташкевич, Чинара Ализаде, Кристина Кретова)
Голубая птица — Артём Овчаренко, (затем Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин)
Красная шапочка — Анастасия Сташкевич, (затем Ксения Пчёлкина, Мария Мишина)
Серый волк — Алексей Корягин, (затем Антон Савичев, Александр Воробьев)
Золушка — Дарья Хохлова, (затем Ксения Керн, Анна Тихомирова)
Принц Фортюне — Карим Абдуллин, (затем Клим Ефимов, Артём Беляков)
5.4.2. О костюмах
Костюмы и декорации сделаны в мастерских Большого театра по эскизам итальянского художника Франки Скуарчапино.
Специалисты мастерских театра шьют по эскизам итальянского художника Франки Скуарчапино, доработанным российскими художникам.
Для создания костюмов использовались
ткани из складов Большого театра.
Цвет для каждого костюма
Для многих нарядов использовались самые разные виды парчи, нитей, разнообразные ткани. И мужские и женские костюмы для балета обильно украшены камнями, стеклярусом, большая часть кружева изготавливалась также в мастерских. На создание одной пачки, состоящей из шести слоев, уходит почти день, еще дольше на ручную вышивку юбки.
Все эскизы имитируют историческую одежду. "Все рисунки исторические, все вышивки имитируют работу XVIII века. Например, в то время использовали мелкую вышивку гладью. И мы решили ее повторить, только сделать своими методами, чтобы ее было видно со сцены", - рассказывала РИА Новости художник по мужским костюмам Наталья Федосеева.
В "Спящей красавице" отражены сразу XVII и XVIII века, и необходимо было создать костюмы для разных эпох.
Идеи костюмов навеяны веком мушкетеров и рококо, с необыкновенным, неопределенным цветом, обилием украшений.
В балете "Спящая красавица" заняты практически все артисты труппы, и для постановки потребуется огромное число костюмов - более 400. Так, только исполнителей главных мужских партий будет шесть, и каждому из них полагается по два костюма.
VІ. О костюмах и декорациях.
Сказочные персонажи так
одеты Всеволожским, что возникает
образ придворного маскарада. Элементы
сказочного костюма сочетаются с
исторически точными деталями придворного
костюма XVII века, мы видим не просто
Кота в сапогах, но некоего маркиза,
изображающего Кота на придворном празднике,
а в сарабанде впрямую
Основные создатели декораций «Спящей красавицы» — академики М. Шишков и М. Бочаров. Как декораторы, они наследовали Роллеру, но прошли полный курс школы живописи. В театре каждый имел свою специализацию—так, Шишков занимался архитектурными декорациями, проявляя при этом скрупулезное знание исторических стилей, создавая нарядные декорации с множеством мелких деталей и архитектурных эффектов. Его обвиняли в сухости, в живописной ограниченности. Конечно, он был более добросовестным, чем выдающимся художником, но в его работах присутствовала определенная культура декорации, отрицать которую нельзя. Его часто и вплоть до нашего времени упрекали в неисторичности, но архитектурная фантазия и была сутью той школы, которую представлял Шишков.
Пейзажист Бочаров был, несомненно, одаренным художником, пришедшим в театр по призванию. Он следовал традиции романтического пейзажа. Его работы по настроению близки Саврасову, Ф. Васильеву. В декорации он добивался полной иллюзии при изображении закатов и восходов, лунного света, создавал ярчайшие апофеозы. Панорама «Спящей красавицы» — одно из лучших произведений художника.
Кроме Шишкова и Бочарова над «Спящей» работали ученики Шишкова К. Иванов и И. Андреев, а также приглашенный в 1887 году из Франции художник Г. Левот. Об академиках-декораторах вспоминает А. Бенуа: «И тот и другой (и Шишков и Бочаров.— М. К.) были и талантливее и тоньше Левота, но то были необычайно скромные, даже застенчивые люди, державшие себя скорее на манер каких-то ремесленников, трепетавших перед начальством». Возможно, это еще одна причина пренебрежительного отношения к ним потомков.
Что касается исторической точности, то как раз в «Спящей» она была художниками соблюдена. Несмотря на сказочный жанр балета, дело происходило не в некоем царстве, а во французском королевстве, и черты конкретной эпохи были в декорациях точны: конец XVI века — век Людовика XIV, то есть от начала до конца проходили те сто лет, что спала Аврора. Зачем же здесь эта конкретизация, которой нет у Перро? Ответ, вероятно, в том, что спектакль был задуман как парафраз придворного спектакля тех времен, и оттого стиль эпохи должен был соблюдаться в декорации. Дело тут и в аллегорическом толковании сюжета, без которого зрелище такого рода не могло обойтись. Принцесса Аврора—она же прекрасная Франция, процветавшая при могучем Генрихе IV, пробуждается через сто лет в великолепное царствование Людовика XIV. Для России это могло читаться так — от Петра I до Екатерины II, возродившей могущество государства, или от Екатерины до Александра III, чье царствование прославлялось многими современниками за покой и надежность. Политические ассоциации неотрывны от типа балета, генетически связанного с придворной жизнью. Так что Всеволожский не зря фантазировал, когда задумывал стилизацию в духе Короля-Солнца.
Он написал сценарий по сказке Перро, исходя из профранцузской ориентации двора. Подобные случаи нередки в искусстве — замысел возникает из соображений сиюминутных, а в результате рождается шедевр.
VІІ. Другие постановки
Саратов (1941, балетмейстер К. И. Сальникова; 1962, балетмейстер В. Т. Адашевский), Свердловск (1952, балетмейстер M. Л. Сатуновский; 1966, балетмейстер С. М. Тулубьева; 1989, редакция К. М. Сергеева, балетмейстер Т. Соболева), Новосибирск (1952, балетмейстеры В. И. Вайнонен; 1967, балетмейстеры К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская; 1987, балетмейстер Г. Т. Комлева), Горький (1953, балетмейстер Г. И. Язвинский; 1973, балетмейстер Ю. Я. Дружинин), Пермь (1953, балетмейстер Ю. П. Ковалёв; 1968, балетмейстер Н. С. Маркарьянц), Куйбышев (1955, балетмейстер Н. В. Данилова; 1970, балетмейстер Э. X. Танн, 1977, возобновление И. А. Чернышёв), Воронеж (1983, балетмейстер К. М. Тер-Степанова), Самара (2011, балетмейстер Г. Т. Комлева).
Премьера в Астане
В Астане впервые будет
поставлен шедевр мировой классики,
известный балет «Спящая
Художник по костюмам, обладатель премии «Оскар» американской киноакадемии Скуарчапина Франко и художник-сценограф Фриджерио Эцио приехали в Астану для обсуждения эскизов будущей постановки. С известным российским хореографом-постановщиком Юрием Григоровичем Эцио и Франко уже ставили «Спящую красавицу» в Генуе, Варшаве и Москве. Художники обсудили предстоящую постановку, в частности, ее эскизы, с министром культуры и информации Дарханом Мынбаем.
Заключение
Балет "Спящая красавица" сегодня - плод совместного творчества российских исполнителей, балетмейстера и дирижера, а также знаменитого итальянского сценографа Эцио Фриджерио, работавшего с Джорджо Стрелером, Роланом Пети, Рудольфом Нуриевым.
Несмотря на то, что «Спящая красавица» — французская сказка, музыка ее, по стихийной эмоциональности и проникновенной лиричности, глубоко русская. Ее отличает одухотворенность, светлая романтика, ясность и праздничность. По своему характеру она близка одной из оперных жемчужин Чайковского — «Иоланте». В основу музыки легло противопоставление и симфоническое развитие тем Сирени и Карабос как антитезы Добра и Зла.
Иногда балет ставится не в трёх актах, а в двух (такова постановка 2011 года в Москве в Большом театре): вся сюжетная история происходит в первом действии, а на второе оставляется танцевальный апофеоз свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире.
Список использованной литературы
Информация о работе Балет И.П.Чайковского "Спящая красавица"