Авангардный дизайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:52, лекция

Описание работы

В 1960-х и особенно 1970-х гг. в итальянском дизайне все активнее проявлялась особая авангардная тенденция. Начиналась новая стилевая эпоха — эпоха постмодерна,с его цитатностью и иронией, неожиданными сочетаниями масштабов и смыслов; эпоха концептуального проектирования, когда сам сценарий вещи, ее сюжет становился столь же важным, как и собст-венно объемная, материальная и функциональная форма.Из этой серии вещей — знаменитое кресло Пьеро Гатти, чем-то напоминающее грушу, состоящее из кожаного мешка и наполнителя,который принимает форму тела.

Работа содержит 1 файл

А в а н г а р д н ый д и з а йн.docx

— 20.54 Кб (Скачать)

А в а н г а р д н ый  д и з а йн

В 1960-х и особенно 1970-х гг. в  итальянском дизайне все активнее проявлялась особая авангардная тенденция. Начиналась новая стилевая эпоха — эпоха постмодерна,с его цитатностью и иронией, неожиданными сочетаниями масштабов и смыслов; эпоха концептуального проектирования, когда сам сценарий вещи, ее сюжет становился столь же важным, как и собст-венно объемная, материальная и функциональная форма.Из этой серии вещей — знаменитое кресло Пьеро Гатти, чем-то напоминающее грушу, состоящее из кожаного мешка и наполнителя,который принимает форму тела.

Студия «Архизум», созданная радикально настроенными архитекторами Андреа Бранци и Паоло Деганелло в 1966 г., провозгласила принцип антистатусного, антипотребительского дизайна, принцип «антидизайна». Посвященное памятиМис ван дер Роэ кресло «Мис» 1970 г., выполненное в этом стиле,представляло собой треугольный в профиль стальной каркас с натя-нутым эластичным покрытием. Вещь воплощала техницизированный мир архитектора и одновременно идею сидения.

Авангардный дизайн (как  и архитектура) быстро откликался на новые веяния. Строгий функционализм сочетался с многообразием вкусов, пристрастий людей. Все это сначала проявлялось в интересе к стилям прошлого, в стилизациях, эклектике. Стиль ретро не стал буквальным подобием, копией стилей прошлого, а создавался как романтический стиль «детских грез». А дальше все сильнее ощущалась самостоятельная основа постмодерна с его парадоксальным сочетанием высокой технологии, новейших материалов, четкости структуры с откровенной цитатностью, коллажностью, самоиронией, знаковостью и символикой.

Ведущая роль в рождении визуального языка постмодерна в дизайне принадлежала итальянскому авангардному дизайну 1970— 1980-х гг.Группа «Алхимия» возникла в 1979 г. Ее лидер — Алессандро Мендини. Первые программные объекты — раскрашенные вещи. Идея Мендини — противопоставить массовую техническую культуру вещей ручной обработке, художественному вмешательству, получив в результате что-то вроде арт-дизайна. Алессандро Мендини, арт-отель Byblos Art Hotel Villa Amista

 Этторе Соттсасс организует группу «Мемфис» как своеобразный противовес. Он говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественногоязыка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретан и пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом.Тем не менее эта группа оказала влияние именно своими стилевыми,художественными, композиционными новациями.

Сам же Соттсасс (архитектор по образованию) в 1957 г. был консультантом «Оливетти» по дизайну. Он проектировал офисное оборудование, мебель, планировку рабочих мест, сохраняя статус независимого дизайнера. Его пишущая машинка 1969 г. «Валентино»,рассчитанная на студентов или учащихся старших классов, представляла собой весьма радикальную вещь: пластмассовая,ярко-красная, выдвигающаяся из футляра-контейнера, как из пенала. Предполага-лось, что у нее будет всего один регистр —только прописные буквы. Все вещи были выполнены из реальных материалов, на основе реальных технологий, например полка «Карлтон» Этторе Соттсасса (рис. 72), напольный светильник на колесиках Микеле де Лукки, коврики Натали Паскер Контейнерное жилище(внутри)  Соттсасс

. «Я думаю о маленькой выставке, но очень волнующей. Мне бы понравилось, если бы люди выходили оттуда плача, с эмоциями», - так Этторе Соттсасс представлял себе выставку в честь свого 90-летия.

«Для меня дизайн - это способ обсуждать  жизнь. Способ спорить об обществе, политике, эротике, еде и даже о  самом дизайне. И, наконец, это способ создания художественной утопии, сотворение метафоры жизни», - писал Соттсасс, продолжая творить эту метафору и в 90 лет.

 

«Соттсасс - это маг. Без него наша жизнь была бы бесцветной», - сказал об итальянце Ганс Голлейн, австрийский дизайнер и архитектор. Действительно, под рукой Соттсасса бытовые предметы заиграли новыми красками. И сегодня если обычный итальянец на минуту задумается, то сможет обнаружить, что, возможно, он живёт жизнью, повседневную форму которой почти полностью придал лишь один дизайнер - Этторе Соттсасс. По его эскизам изготавливаются кровати и ванны, обеденные столы и кухонная мебель, книжные полки и входные двери, пробки и дверные ручки. Офисных работников окружают столы и стулья, светильники и выключатели, спроектированные знаменитым дизайнером. Ножи, вилки, ложки, стаканы, тарелки, чашки, образы которых он когда-то задумал, продолжают продаваться с прежним успехом. И даже когда вы прилетаете в столицу итальянской моды Милан, то первым делом попадаете в интерьер аэропорта Мальпенса, спроектированный Соттсассом, последним представителем поколения дизайнеров, которые властвовали в итальянском искусстве на протяжении полувека.

 

Стиль «Мемфис» оказался более динамичным, влиятельным не

только благодаря предельно  четкой, как бы игровой геометрической

структуре вещей, которые, казалось, собраны  из детских разноцветных

кубиков.Этот стиль ввел характерный прием заполнения поверхности нерегулярным орнаментом на основе точек, волнистых или ломаных линий, четырехугольников и т.д., получившим название «микробный».

В проектах мебели Соттсасса, особенно во всевозможных шкафах

и полках, расположении мелких деталей вроде ручек, петель, зеркал,

ярко проявляются архитектурные  аналогии. Кажется, что все эти  ве-

щи не что иное, как модели небоскребов, что у каждой из них — свой

характерный фасад. А сам жилой  интерьер превращается в своеобраз-

ный городской ландшафт.

Постмодерн в дизайне  стал ассоциироваться в первую очередь  с

творчеством этой группы.

 


Информация о работе Авангардный дизайн