Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:25, реферат
Арт-терапия используется практически во всех направлениях психотерапии, также методами арт-терапии пользуется педагогика, социальная работа и бизнес.
«АРТ-ТЕРАПИЯ»
Арт-терапия - это
метод лечения посредством художественного
творчества.
Арт-терапия - один
из самых мягких и в то же время глубоких
методов в арсенале психологов и психотерапевтов.
Рисуя, занимаясь лепкой или описывая
в литературной форме свою проблему или
настроение вы как будто получаете закодированное
послание от самих себя, из собственного
подсознания.
Метод арт-терапии
можно отнести к наиболее древним и естественным
формам коррекции эмоциональных состояний,
которым многие люди пользуются самостоятельно
- чтобы снять накопленное психическое
напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Всякое представление,
возникающее в психике, всякая мысль заканчивается
движением. Если реальное движение по
какой-либо причине не осуществляется,
то в соответствующих группах мышц суммируется
определенное напряжение энергии, необходимой
для осуществления этого движения.
Практически арт-терапия
применяется для более ясного, тонкого
выражения своих проблем, для стимулирования
общения, для самоосуществления этого
движения выражения и самоутверждения.
Рисунок в арт-терапии
- способ познания и особый вид коммуникации,
уникальный способ избежать внутренней
цензуры: сообщение о себе того, на что
не отважился бы словом.
Форма, цвет, размер
и многие другие характеристики продуктов
творчества могут раскрыть истинные, глубинные
желания, страхи, надежды, истинное отношение
к кому-то или чему-то, настроение в данный
момент времени (возможно, скрываемое
и не осознаваемое).
Кроме предоставления
возможности понять самого себя, арт-терапия
в силах помочь изменить что-то в жизни
в сторону гармонизации, развития глубинной
уверенности в себе, повышения гибкости
мышления и восприятия.
Арт-тарапия привлекает
к себе в последнее время всё большее внимание
во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо
направление в современной психотерапии,
которое имело столь же большие возможности
не только для "исцеления" отдельных
лиц и групп, но и для "социального врачевания".
Арт-терапия использует
"язык" визуальной и пластической
экспрессии. Это делает её незаменимым
инструментом для исследования и гармонизации
тех сторон внутреннего мира человека,
для выражения которых слова мало пригодны.
С развитием арт-терапии связываются надежды
на создание такой гуманной, "синтетической"
методологии, которая в равной мере учитывала
бы достижения научной мысли и опыт искусства,
интеллект человека и его чувства, потребность
в рефлексии и жажду действия, план телесный
и план духовный.
И, конечно же, интерес
к арт-терапии может быть связан с тем,
что она в эру "аппаратурной медицины"
и фармакологии апеллирует к внутренним,
самоисцеляющим ресурсам человека, тесно
связанным с его творческими возможностями.
В арт-терапии принят
запрет на сравнительные и оценивающие
суждения, отметки, критику, наказания!
Таким образом,
арт-терапия позволяет каждому участнику
оставаться самим собой, не испытывать
неловкости, стыда, обиды от сравнения
с более успешными, на его взгляд, людьми,
продвигаться в развитии сообразно своей
природе. При этом гуманистический подход
не декларируется, а реально воплощается
на практике.
Причем, чем меньше
психолог вмешивается в художественную
деятельность, тем выше полученный терапевтический
эффект, тем быстрее устанавливаются отношения
эмпатии, взаимного доверия и принятия.
Занятия могут быть
структурированными или неструктурированными.
Для первых характерна
заданность темы и/или изобразительных
средств. Однако содержание творческой
деятельности, форма воплощения задуманного,
темп работы определяются самим участником.
На неструктурированных
занятиях участники самостоятельно выбирают
тему, материалы, инструменты.
На занятиях зачастую
используются музыка, пение, движение,
танец, драма, поэзия, сочинение историй
и т.д. Такие формы, когда одновременно
сочетаются различные способы творческого
самовыражения, принято называть мультимедийными.
Арт-терапевтическая
работа может помочь наладить более тесный
контакт с маленькими детьми, научить
лучше понимать и принимать их, ведь практически
все техники, используемые в ней, сродни
детским играм и детским способам самовыражения,
будь то рисование красками, лепка разноцветных
гномов из пластилина или сочинение собственной
сказки. Попросите сочинить ребенка сказку,
и вы сразу узнаете все о том, как ваш ребенок
ощущает себя в этом мире, что его волнует,
а что совершенно не трогает, чего он боится,
чему радуется. Самое трудное для родителей
при выслушивании сказки - это дослушать
ее до конца без того, чтобы вносить свои
коррективы и замечания. Постараться дать
возможность ребенку сочинить СВОЮ сказку.
Для ребенка сказка - совершенно особый
мир, позвольте ему развернуться перед
вами. Потом вы можете проанализировать
сочиненное, обсудить персонажей, выразить
свое мнение по их поводу. Попросите ребенка
вылепить или нарисовать персонажей сказки.
Если же вас что-то смутит и насторожит
в творчестве вашего ребенка, проконсультируйтесь
с психологом.
Таким образом, арт-терапия позволяет:
Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);
Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
Решать проблемы легко и красиво;
Научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);
Просто само выражаться,
доставляя удовольствие себе и другим.
Цель арт-терапии,
как и любой психотерапии, помочь человеку
понять в чем заключается проблема и, рассмотреть
возможные варианты выхода из нее, выбрать
для себя оптимальный.
Арт-терапи́я —
метод психотерапии, использующий для
лечения и психокоррекции художественные
приёмы и творчество, такие как рисование,
лепка, музыка, фотография, кинофильмы,
книги, актёрское мастерство, создание
историй и многое другое.
Арттерапевтические
занятия способствуют более ясному, тонкому
выражению своих переживаний, проблем,
внутренних противоречий, с одной стороны,
а также творческому самовыражению - с
другой. В процессе творчества пациент
гораздо ярче и нагляднее может проявить
себя, чем в письме или в речи. Арттерапевтические
произведения способствуют прорыву содержания
комплексов в сознание и переживанию сопутствующих
им отрицательных эмоций. Это особенно
важно для больных, которые не могут "выговориться",
потому что выразить свои фантазии в творчестве
легче, чем о них рассказать. Фантазии,
которые изображены на бумаге или выполнены
в глине, нередко ускоряют и облегчают
проговаривание переживаний.В процессе
творчества ликвидируется или снижается
защита, которая есть при вербальном, привычном
контакте, поэтому в результате пациент
правильнее и реальнее оценивает свои
ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии
базируются на убеждении, что внутреннее
"Я" человека отражается в зрительных
образах всякий раз, когда он спонтанно,
не особенно задумываясь о своих произведениях,
рисует, пишет картину, лепит скульптуру.
Причем используются элементарные художественные
средства, а для участия в арт-терапии
не требуется предыдущего опыта в творческой
деятельности. (А.Л. Венгер "Проективный
метод")
Арт-терапия используется
практически во всех направлениях психотерапии,
также методами арт-терапии пользуется
педагогика, социальная работа и бизнес.
Показания:
Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:
внутри- и межличностные конфликты,
кризисные состояния
экзистенциальные и возрастные кризисы
травмы
потери
постстрессовые расстройства
невротические расстройства
психосоматические расстройства
развитие креативности
развитие целостности личности
обнаружение личностных смыслов через творчество
многое другое
Арт-терапия эффективно
работает как при консультировании и терапии
взрослых, так детей и подростков. Метод
не имеет ограничений и противопоказаний.
Виды
Анимационная терапия
Артсинтезтерапия
Библиотерапия
Видеотерапия
Драматерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Музыкотерапия
Оригами
Песочная терапия
Работа с глиной
Сказкотерапия
Цветотерапия
Фототерапия