Архитектурная композиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Архитектурно-пространственные формы (в частности, здания) обладают рядом зрительно воспринимаемых свойств, которые важны для их характеристики. Вот их главные свойства.
1. Геометрический вид - основное свойство формы архитектурного сооружения, он определяется соотношением размеров формы по трем координатам пространства (ширине, высоте, глубине). Если все три измерения относительно равны, форма имеет объемный характер. Если одно измерение намного меньше двух других, форма имеет плоский характер. Если одно измерение намного больше двух других, форма имеет линейный характер.

Работа содержит 1 файл

архит.композиция.doc

— 674.00 Кб (Скачать)

К числу  важных средств композиции относится  напряженность - свойство, характеризующее  активность воздействия композиции на человека.

Рассмотренные выше элементы и понятия — виды композиции, основные свойства пространственной формы; некоторые основные композиционные средства составляют богатейшую палитру для решения самых разных композиционных задач.

Понятие об основных свойствах объемно-пространственных форм

В основе восприятия объёмно-пространственных форм лежат свойства, присущие всем архитектурным объемам и используемые в архитектурной композиции. Эти свойства являются объективными.

Основные  свойства объёмно-пространственных форм следующие: геометрический вид, положение  в пространстве, величина, масса.

К дополнительным свойствам можно отнести фактуру, свет и цвет.

Каждое  из этих свойств может изменяться в определенных пределах и иметь  бесконечное количество состояний. При сопоставлении различных  состояний свойств возможны самые  разнообразные их сочетания. Рассмотрим каждое из этих свойств в пределах их возможных изменений.

Геометрический вид формы

 

Вид формы  композиционного элемента определяется:

стереометрическим характером очертания поверхности  фигуры;

соотношением  размеров формы по трем координатам.

Композиционные  элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями, — куб и параллелепипед. Ко второй группе относятся формы, образованные плоскостями и имеющие неперпендикулярные грани, — пирамиды, призмы, многогранники (рис. 9).'

Третья  группа включает все тела вращения и формы, образованные криволинейными поверхностями, — шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и  гиперболическими поверхностями и т.д. (рис.Ю).

К четвертой  группе можно отнести бесчисленное количество сложных стереометрических  фигур, имеющих прямолинейные и  криволинейные поверхности (рис.11).

В архитектурной  композиции наиболее употребительна первая группа фигур — кубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:

прямоугольные элементы наиболее удобны для организации  жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;

прямоугольные элементы легко соединяются в  группы;

внутреннее  пространство прямоугольных элементов нетрудно разделить на им подобные пространства меньшего размера;

вертикальные  и горизонтальные плоскости этих элементов соответствуют наиболее развитой конструктивной стоечно-балочной системе

 

Рис. 10. Тела вращения плоскостные и линейные формы

Рис. 11. Сложные

 

Формы других стереометрических тел труднее  сочетаются между собой. Их применение эффективно в особых случаях, при  организации единичных крупных  пространств. Форма композиционного  элемента в зависимости от соотношения  величин измерений по трем координатам может быть объемной, плоскостной и линейной. Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы — куб, шар. В этих фигурах измерения по всем трем направлениям равны (рис. 12,а).

Плоскостная форма характеризуется развитостью  по двум координатам при подчиненной  третьей. Наиболее типичным примером является плоскостной параллелепипед (рис. 12, б)

Рис. 12. Объемные

 

Линейная  форма характеризуется преобладанием  одного какого-либо измерения над двумя другими (рис. 12, в).

При измерении  соотношений трех типовых состояний  объемно-пространственной формы обнаруживается возможность перехода от объема к  плоскости, от плоскости к линии.

Например, предельные состояния формы —  куб, квадрат, линия.

 

Положение формы в пространстве

 

Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.

 

Положение формы  по отношению к осям координат  определяется наибольшей по площади  поверхностью формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной (по оси Н), горизонтальной (по осям X и У). Все остальные положения будут промежуточные (рис. 13). По ориентации наибольшей поверхности типовыми положениями формы в пространстве будут фронтальное, профильное или горизонтальное (рис. 14). Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту — выше-ниже (рис. 15). По расположению между собой формы могут находиться:

на некотором  расстоянии;

примыкать друг к  другу;

врезаться друг в  друга (рис. 16).

Наиболее активное взаиморасположение в композиции — врезка одного элемента в другой (рис. 16,в). Наиболее пассивное — примыкание (рис. 16,о").


Информация о работе Архитектурная композиция