Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:29, реферат
В 989 году великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 году). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил 1/10 часть своих доходов на его устроение в связи с чем церковь получила наименование Десятинной.
В 989 году великий князь
Владимир начал монументальное каменное
строительство. С помощью византийских
мастеров возводится соборный храм Успения
Богородицы (закончен в 996 году). Понимая
идеологическое значение первого каменного
храма для Киева, князь выделил
1/10 часть своих доходов на его
устроение в связи с чем
церковь получила наименование Десятинной.
За образец была принята церковь
Богоматери Большого Императорского дворца
в Константинополе, именуемая Фаросской.
Современники называли ее храмом, красотой
превосходящим Соломонов храм. В
1240 году храм был полностью разрушен
армиями Батыя. Изучая остатки фундаментов,
мы можем сказать, что это была
трехнефная крестово-купольная постройка
с сильно развитой западной частью.
Позднее с севера и юга к
ней были пристроены галереи. Возведена
церковь была из плоского кирпича
плинфы светло-желтого цвета и
очень тонкого – 2,5-3 см. Внутренний
вид Десятинной церкви поражал киевлян
сложной многоплановой
Самый древний из дошедших
до нас в своем былом облике
храм Киевской Руси – это Преображенский
собор в Чернигове. Заложен он
был в середине XI века по приказу
князя Мстислава Владимировича,
сына равноапостольного Владимира
Святославовича. Построен из плинфы с
вкраплением необработанного
Одни из самых красивых
элементов архитектуры Спасо-
Новый этап в истории зодчества
Киевской Руси связан с устроительством
Ярослава Мудрого. В 1037 году, согласно
летописным данным, в Киеве начинает
строиться собор Святой Софии
– Премудрости Божией. Этим сооружением
великий князь Ярослав как
бы подчеркивал свое равенство с
византийскими императорами. Огромный
пятинефный собор с большими хорами
– «палатами», светлыми и широкими,
– имел купол с необычным взлетом
в самом центре перед алтарем,
где сияют древние мозаики
на мерцающем золотом фоне. В XI веке
Софийский собор был
Оранта. Киевский собор Святой Софии
Изображение Христа Вседержителя расположено на куполе горнего Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды, во весь рост изображена сосредоточенная и строгая фигура Богоматери Оранты1 с поднятыми в молении руками. Изображения созданы в технике мозаики и цветного непрозрачного стекла – смальты. И если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики так же ярки, как и много веков назад. Освещение собора устроено так, что с восхода до заката солнечные лучи освещают фигуру Богородицы, и она сияет. Мозаикой украшены главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь в алтаре, совершается великое таинство Евхаристии, двумя рядами идут к Христу апостолы. Их руки застыли в жесте прошения, глаза обращены к Христу. Они ждут Причастия.
Напротив центральной апсиды, на уровне хоров, на фреске изображены Христос и семья Ярослава Мудрого. До наших дней сохранилась только часть этой композиции. Там, на хорах, во время богослужения находился князь со своими приближенными, он как бы возносился над простыми смертными. На хорах князь принимал послов и обсуждал государственные дела, в особых помещениях переписывались и хранились книги, в соборе совершалось «посажение на стол» князя (коронация).
Храм претерпел много изменений. Его разрушали и грабили монголо-татарские полчища, переделывали руководители греко-католической церкви, восстанавливал и реконструировал в XVIII веке митрополит Петр Могила. И все же внутренний вид Софии времени Ярослава – огромное пространство с мерцающим золотом мозаик, с цветным ковром фресок, расчлененных шиферными карнизами, блеск полированных каменных плит облицовки, глубокие тона красного пола с узором из смальты и белая мраморная алтарная преграда, которую позднее сменил иконостас, – можно представить и сейчас.
Хуже сохранился внешний облик храма. Надстройка второго этажа над наружной галереей и закладка арочных проемов исказили первоначальную его композицию; штукатурка и орнаментальный декор XVII века нарушили цветовое и пластическое решение; сложной формы купола изменили силуэт храма.
В настоящее время храм
Киевской Софии принадлежит государству
и в нем размещается музей.
На рубеже XI-XII веков недалеко от храма
Святой Софии был воздвигнут собор,
посвященный архистратигу Михаилу,
который вошел в историю
Черниговская Пятницкая церковь
На рубеже XI-XIII веков в Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала воплощением новых веяний в архитектуре. Храм похож на свечу. Он отличается центральной высоко поднятой частью и высоким барабаном, который динамично «взлетает» вверх. Прямоугольные основания плавно переходят к круглому барабану, который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Создается впечатление, что храм вырастает на глазах. Совершенный облик храма дает основание полагать, что его возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Петр Милонег. Разрушенный в годы Великой Отечественной войны храм Параскевы Пятницы в Чернигове был отреставрирован в облике, близком к первоначальному.
Нигде больше в русской Церкви на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаикой из смальты и природного камня. Это останется только на Киевской земле, как отблеск Византийской Империи, подарившей Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Все же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей, стройным и умудренным был язык первых храмов и мозаик. Русскому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплощением Христианского искусства, по своему значению, равного Византийскому, насчитывавшего в XI веке уже шестое столетие своей истории.