Архитектура и ювелирное дело Микенской Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

С XVI века до н. э. ахейские города на Балканском полуострове становятся основной силой в бассейне Эгейского моря. Им еще, правда, могла противостоять Троя, державшая ключевые позиции у проливов, ведущих на север, но Троянская война решила спор между ними в пользу племен Балканского полуострова. Ахейская культура, являющаяся ветвью эгейской, косвенно связанная с критской, тем не менее своеобразна, так как создана на иной исторической основе народом, имеющим свои обычаи, нравы, свои политические и экономические интересы. Эта культура просуществовала около трех столетий.

Работа содержит 1 файл

микены.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Самарский государственный университет» 
 

      Реферат

      Архитектура и ювелирное дело Микенской Греции 
 
 

Выполнил:

Студент 2 курса

Михайлов  Сергей 
 

Проверил:

Преподаватель кафедры зарубежной истории

Архипов Станислав Николаевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара, 2010 

      Введение 

      С падением Критской цивилизации ведущее значение в бассейне Эгейского моря перешло к ахейцам, народам Балканского полуострова, завоевавшим Крит, но по своему культурному уровню уступавшим критянам.

      С XVI века до н. э. ахейские города на Балканском полуострове становятся основной силой в бассейне Эгейского моря. Им еще, правда, могла противостоять Троя, державшая ключевые позиции у проливов, ведущих на север, но Троянская война решила спор между ними в пользу племен Балканского полуострова. Ахейская культура, являющаяся ветвью эгейской, косвенно связанная с критской, тем не менее своеобразна, так как создана на иной исторической основе народом, имеющим свои обычаи, нравы, свои политические и экономические интересы. Эта культура просуществовала около трех столетий.

      Периодизация  развития культуры на Балканском полуострове  сводится (по Матцу) к следующему: до 2500 года до н. э.— неолитический период. 11осленеолитический период от 2500 до 2300 года до н. э. Раннеэлладская культура охватывает период 2300—1900 годов до н. э. Среднеэлладская культура —: 1900—1570 годы до н. э. С появлением ахейцев возникает раннемикенская культура —г 1570—1500 годы до н. э. (время шахтных гробниц). Среднемикенская культура приходится на 1500—1400 годы до н. э. (возникновение купольных гробниц, проникновение ахейцев на Крит). Позднемикенская культура ограничивается 1400—1125 годами до н. э. Зачем следует связанное с переселением дорян разрушение Микен и Тиринфа. 

      Архитектура Микенской Греции 

      Тиринф  и Микены лежат не на берегу моря, а в некотором от него удалении. Опасность неожиданных нападений пиратов беспокоила их основателей. Города эти расположены на высоких холмах, с которых хорошо видна окружавшая их местность. Мощные крепостные стены позволяли жителям успешно отражать атаки неприятеля. В Тиринфе и Микенах формируется центр города — акрополь. В сооружениях цитаделей ахейских владык поражает циклопическая кладка стен, башен, ворот из огромных камней, плотно пригнанных насухо один к Другому. Эти памятники — яркие архитектурные образы, свидетельствующие о характере жизни ахейских городов.

      Акрополь  Тиринфа располагался на высоком  каменистом плато, обнесенном крепостными стенами, сложенными из темно-серых громадных камней. Древний географ Страбон даже писал о Тиринфе, что его стены были построены с помощью великанов-циклопов.

      Блоки циклопической кладки Микен своим золотистым цветом отличаются от мрачных серых гигантских глыб камня Тиринфа. Система укреплений Тиринфа была глубоко продумана. Воинам, которые пытались брать приступом акрополь, нужно было продвигаться вдоль стен под градом стрел, Копий и камней, для того чтобы достигнуть ворот. В широких и высоких крепостных стенах Тиринфа располагались галереи, служившие складами. В густых зарослях кустарника на склоне акрополя был скрыт потайной ход с лестницей, ступени которой поднимались прямо к крепости и далее ко дворцу.

      Царский дворец Тиринфа можно считать  типичным парадным сооружением того времени. Он существенно отличается от кносского дворца. В резиденции Миноса обращало внимание отсутствие четкой системы расположения комнат и залов, будто зодчий постепенно пристраивал одно помещение к другому. В царском дворце Тиринфа намечается подчинение зал и комнат центральному помещению — мегарону, четыре колонны которого поддерживали крышу и обрамляли очаг.

      Одним из самых крупных городов на Балканском полуострове были тогда Микены, удаленные на 15 километров от Тиринфа. Гомер называл Микены «златообильными» и «многолюдными». Значительно позже, уже в пору расцвета классической Греции великие эллинские драматурги нередко выбирали местом действия своих героев этот древний ахейский город. В Микенском акрополе происходили сцены трагедий — «Ореста» Еврипида и «Электры» Софокла.

      Расположение  Микенского акрополя исключительно. Оно  прекрасно не только в художественном отношении — крепость красиво возвышается над огромными широкими просторами окрест лежащих равнин, невысоких гор, плодородных оливковых рощ. Трудно назвать в округе место, более подходящее и выгодное для защиты от нападения врагов. С одной стороны Микенского акрополя, возвышающегося на 278 метров над уровнем моря, находится глубокое ущелье. С других — до 18 метров высотой и 10 метров шириной крепостные стены. Вход на Микенский акрополь ведет через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIV веке до н. э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц, очевидно, были исполнены из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились. Показательно в этом памятнике не только обращение к распространенному в микенском искусстве образу хищного сильного зверя-льва, не встречавшемуся в памятниках Крита, зато часто изображавшемуся впоследствии в искусстве греков. Важнее, пожалуй, сам принцип построения Львиных ворот. В Львиных воротах применен один из оригинальных приемов, свидетельствующий об изобретательности и находчивости микенских зодчих. Архитектор облегчил нагрузку на верхнюю балку и создал сквозной разгрузочный треугольник, заполнив его сравнительно легкой плитой с рельефом. 

      Ювелирное дело Микенской Греции 

      Недалеко  от Львиных ворот располагались гробницы ахейских владык, пить из которых были раскопаны Шлиманом. Позднее была обнаружена шестая, а в 1952 году были раскрыты могилы вне городских стен Микен. В глубоких погребениях, добраться до которых можно было лишь прорыв вертикальные колодцы-шахты (отчего и называют эти гробницы шахтовыми), было обнаружено огромное количество драгоценностей: серебряных и золотых кубков, диадем, масок, золотых украшавших одежды бляшек, инкрустированных золотом кинжалов и многое другое.

      Характер  найденных в гробницах дорогой утвари и предметов проливает свет на обычаи микенской знати и обряд захоронений. Роскошь соответствовала нравам микенских владык с их несколько варварским стремлением к пышности украшений. Шлиману казалось, что он обнаружил здесь гробницу самого Агамемнона, но дальнейшие исследования убедили, что могилы относятся к более раннему времени, к XVI веку до н. э.

      Золотые маски из гробниц представляют особый интерес. Исполненные из тонкого листового металла, они в какой-то мере передают и некоторые индивидуальные черты, хотя, конечно, не могут быть названы портретными. Обычай возложения масок на лица умерших как бы подчеркивает значение личности военачальника или вождя. Возникновение подобных памятников, неизвестных на Крите, свидетельствует о значении силы в сознании ахейских племен. Подобные же чувства находили выражение не только здесь, но и в архитектуре мощных крепостных стен Микен и Тиринфа, в изображении батальных сюжетов на сосудах, в сценах охоты на фресках и в других памятниках искусства ахейцев.

      На  обломке серебряного сосуда четвертой  шахтовой гробницы сохранилось изображение осады расположенных на холме городских крепостных сооружений. На высоких стенах можно видеть живо изображенных мастером воздевающих руки женщин, которые криками и жестами подбадривают защитников. Художнику удалось не только передать общий характер взволнованности людей во время боя. Он обращает внимание зрителя и на - детали. Воины вооружены луками и пращами, мастер изображает и деревья, растущие неподалеку от места схватки. Сцена сражения, изображенная на . фрагменте серебряного кубка, может вызвать в памяти строки из «Илиады» Гомера, где описывается осада города:

      Город второй с обеих сторон осаждали два  войска, Ярко блистая оружьем...

      Стену, стоя на ней, охраняли их милые жены, Дети, также мужчины, которыми старость владела.

      В сюжете батальной сцены, типичной для  ахейского искусства, можно заметить своеобразно трактованные элементы пейзажа, стремление передать несколько планов, и прежде всего характер изображений воинов. Некоторые из них показаны обнаженными, подобно героям в греческом искусстве более поздних веков. Интересны не только те памятники торевтики — золотые или серебряные кубки, где сохранились какие-либо изображения. Сами по себе эти сосуды свидетельствуют о большой художественной фантазии исполнявших их мастеров.

      Формы золотых чаш из шахтовых могил  XVI века до н. э. очень разнообразны. Некоторые сосуды воспринимаются нарядными, они украшены розеттами. Другие поражают прихотливостью своих гибких контуров. Таков прекрасный сосуд из алебастра со сложными ручками, изгибающимися по краям изысканной чаши. Есть кубки, которые обращают внимание подчеркнутой лаконичностью в использовании декора, жесткостью и суровой простотой контуров. В знаменитом кубке Нестора из четвертой шахтовой гробницы подчеркнутая резкая конструктивная основа кубка лишь отчасти смягчена изображением голубков, украшающих ручки. По форме этот найденный в Микенах кубок отдаленно напоминает описанный Гомером в «Илиаде». Именно поэтому он и получил такое название, конечно, условное, так как обладатель его жил на много веков раньше гомеровского Нестора.

      Четкая  резкость, проступающая в контурах некоторых микенских сосудов, не случайна. Во многих памятниках искусства ахейских племен этого времени заметна статичность форм. Золотые круглые бляшки, нашивавшиеся на одежды и найденные в шахтовых гробницах, украшены изображением осьминога, бабочки, орнаментов. Но образы живой природы — спрут, мотылек, показаны не так, как в искусстве Крита. Они сведены к схематическомy рисунку, в узорах обращает внимание строгая симметрия, застылость, даже при изображении подвижных спиралей.

      Кинжалы, обнаруженные в шахтовых гробницах, интересны не только как образцы вооружения ахейцев, но также и сюжетными сценами, инкрустированными на их клинках. Это в полном смысле слова подлинные произведения искусства, исполненные далеко не заурядными мастерами своего дела. На одном из кинжалов художник изобразил охоту на львов. Вооруженные копьями и щитами охотники показаны в момент драматической схватки со зверем. Один из охотников попал в лапы страшному хищнику. Закрываясь щитами, к зверю подступают друзья неловкого охотника. Они потрясают копьями, пугая льва и стараясь спасти своего товарища. Здесь можно видеть, как умело использует художник золото разного цвета для своей сцены; здесь и темно-желтое, и светло-желтое, и почти белое золото. Сочетание различных тонов этого благородного металла оживляет изображение сдержанной полихромией. Нужно думать, что намного позднее греческие мастера торевтики, которые в эпоху классики создавали огромные статуи в так называемой хризоэлефантинной технике (золото и слоновая кость), применяли благородный металл не одноцветный, а так же, как и микенские мастера, разных тонов, очевидно, в сплавах с другими металлами. Вытянутую форму кинжалов художник умело заполняет подходящей для этого динамичной сценой — будь то распластанные в стремительном беге хищники или охота львов за ланью. На одном из таких кинжалов показана темная лента реки, извивающейся среди изображенных в миниатюрной технике инкрустации прибрежных зарослей и цветов. Мастер находит здесь место, для того чтобы показать дикую кошку, подстерегающую утку, и рыб, плывущих в реке. На некоторых кинжалах встречаются изображения раковин, морских звезд, кораллов, хорошо знакомых по искусству Крита, но на большинстве все же можно видеть сюжетные сцены, связанные с охотой или борьбой.

      Несколько позднее, уже в XV веке до н. э. на территории Балканского 
полуострова, преимущественно в Пелопоннесе, создаются купольные каменные гробницы: круглые в плане, сходящиеся вверху в виде купола высокие 
помещения, скрытые под курганной насыпью. Такова гробница Атрея, высота которой достигает 14 метров. Ко входу в нее ведет коридор длиной в 36 и шириной в 6 метров, выложенный из грубых блоков камня,

      Внутри  гробницы плиты стен были стесаны  и уложены так, что образовалась сферическая поверхность купола. Интерьер создавал настроение замкнутости и отрешенности от внешнего мира. Бронзовые розетты, прикрепленные к стенам, смягчали суровое впечатление этой величественной усыпальницы. Примечательно, что принцип разгрузочного треугольника использован зодчим и здесь. Над высокой прямоугольной дверью, ведущей в гробницу, как и в Львиных воротах, треугольный проем был заложен плитой. Даже вход в дополнительное помещение гробницы Атрея решен подобным же образом. 
 
 

Заключение 

      Века  расцвета эгейской культуры ушли в  прошлое. В поздних памятниках ахейцев можно уловить проблески того, что проявится в искусстве греков в ранний период их развития. Расшифровка табличек линейного письма, найденных на Пилосе и Кноссе, указывает, в частности, на то, что в основе своей микенская письменность — предшественница греческой.

      На  Балканском полуострове в XII столетии до н. э. происходят передвижения племен. С севера наступают доряне. В поселениях XII века до н. э. от Македонии до Крита археологи находят следы разрушений и пожаров. В это время прекращает существование Хеттское государство в Малой Азии, египетские документы отмечают частые передвижения племен. В бассейне Эгейского моря происходят бурные изменения.

      После кровопролитной и изнурительной  Троянской войны в начале XII века ахейцы, победив и сломив Трою, сами ослабленные, уступают напору сильных дорийских племен. К 1120 году до н. э. доряне овладевают Пелопоннесом, а этолийцы — Элидой. В этот период эгейская культура окончательно гибнет. Начинается новая эпоха собственно греческого искусства — период условно называемый гомеровским, характеризующийся распространением геометрического стиля. Эгейское искусство, связанное с многовековой культурой древневосточных стран и в то же время предвосхитившее собой расцвет эллинской цивилизации, несет в себе своеобразие и очарование искусства, лежащего хронологически и территориально на стыке этих двух великих эпох человеческой истории.

Информация о работе Архитектура и ювелирное дело Микенской Греции