Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:32, реферат
Ара́бская каллигра́фия, также исламская каллиграфия — искусство красивого письма, один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность, используемая в арабском, дари, пушту, персидском, уйгурском, урду и некоторых других языках.
Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существуещего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще (так называемого аниконизма).
Стиль сулюс
Некоторые каллиграфические стили использовались только в декоративных целях, то есть для каллиграмм — художественных произведений каллиграфов. Таков шрифт Сулюс или сульс (араб. الخط الثُلُث al-Ḫaṭṭ al-Ṯuluṯ «одна треть», тур. Sülüs) — более энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями, широкими свободными росчерками; в этом шрифте округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. Криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Сюда также относится китайский стиль сини (араб. صيني), в котором соединены традиции арабской и китайской каллиграфии. Стиль сини, отличающийся свободным пространственным расположением букв, длинными и широкими изогнутыми линиями, используется для украшения китайских мечетей.
Стиль мухаккак
Мухаккак (араб. الخط المُحَقَّق al-Ḫaṭṭ al-muḥaqqaq) — производный от сулюса стиль, с растянутыми горизонтальными линиями. Редко встречается после XVI века.
Скорописный
стиль рука или рика (араб. خط الرقعة al-Ḫaṭṭ al-ruq'ah) — самый распространённый
стиль ручного почерка, отличается чёткими
короткими, прямыми линиями и простыми
изгибами. Широко применялся как канцелярский
шрифт во времена османской империи. В
наши дни используется, среди прочего,
в заголовках газет и в рекламе.
Народами, перенявшими арабское письмо для собственных языков, вырабатывались собственные каллиграфические стили. Так, османскими турками использовался стиль дивани (ديواني), отличавшийся тесным расположением букв и их сложными, округло-ломаными формами. В Иране и Пакистане приобрёл популярность наста`ли́к (от насх и та`лик (араб. تعليق) «висящий»), остающийся до сих пор основным используемым почерком в этих странах. Ему, как и стилю рук`а, свойственны вариация вертикального положения букв и большое количество лигатур; однако его росчерки более длинные и свободные. Арабы называют почерк наста`лик «персидским».
В
арабской каллиграфии имеют место
различные рисунки, созданные на
основе фраз, аятов и хадисов. Они
называются «тугра» или «тамга»
и распространились во времена османских
султанов (17-20 века н.э.). С помощью тугры
султаны «закручивали» в узор свои имена
на официальных документах, а затем стали
использовать их как украшения для книг
и интерьера.