АНТИЧНОЕ
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
Публичная речь
была наиболее распространенным жанром
в среде образованных людей античности.
Знания, дающие людям владение устной
речью, занимающей умы и сердца людей,
назывались риторикой. По месту, занимаемому
в искусстве художественного слова древней
Эллады, риторика была сопоставима с такими
жанрами искусства, как героический эпос
или классическая греческая драма. Разумеется,
подобное сопоставление допустимо лишь
для эпохи в которой эти жанры сосуществовали.
Впоследствии по степени влияния на развитие
более поздней европейской литературы
риторика, игравшая еще значительную роль
в средние века, в новое время уступила
место другим жанрам словесности, определившим
характер национальных культур Европы
на многие века. Надо особо отметить, что
из всех видов художественного слова в
античном мире публичная речь была наиболее
тесно связана с современной ей политической
жизнью, социальным строем, уровнем образования
людей, бытом, образом мышления, наконец,
с особенностями развития культуры народа,
создавшего этот жанр.
Ораторское
искусство древней Греции
Любовь
к красивому слову, пространной
и пышной речи, наполненной разнообразными
эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна
уже в самых ранних произведениях греческой
литературы — в «Илиаде» и «Одиссее».
Сам характер греческой литературы благоприятствовал
развитию ораторского искусства. Она была
гораздо более «устной», если так можно
выразиться, более рассчитанной на непосредственное
восприятие слушателями, почитателями
литературного таланта автора. Привыкнув
к печатному слову, мы не всегда отдаем
себе отчет в том, какими большими преимуществами
обладает живое слово, звучащее из уст
автора или чтеца, перед словом написанным.
Непосредственный
контакт с аудиторией, богатство интонации
и мимики, пластика жеста и движения, наконец,
само обаяние личности оратора позволяют
добиться высокого эмоционального подъема
в аудитории и, как правило, нужного эффекта.
Публичная речь — это всегда искусство.
В Греции
классической эпохи, для социального
строя которой типична форма
города-государства, полиса, в его
самом развитом виде — рабовладельческой
демократии, создались особо благоприятные
условия для расцвета ораторского
искусства. Верховным органом в государстве,
— по крайней мере номинально — было Народное
собрание, к которому политический деятель
обращался непосредственно. Чтобы привлечь
внимание народных масс (демоса), оратор
должен был представить свои идеи наиболее
привлекательным образом, убедительно
опровергая при этом доводы своих противников.
В такой ситуации форма речи и искусство
выступающего играли, пожалуй, не меньшую
роль, чем содержание самой речи..
Практическими
потребностями греческого общества
была рождена теория красноречия, и
обучение риторике стало высшей ступенью
античного образования. 3адачам этого
обучения отвечали создаваемые учебники
и наставления. Они стали появляться с
V века до н. э., но до нас почти не дошли.
Аристотель определяет риторику как «способность
находить возможные способы убеждения
относительно каждого данного предмета.
Он делит все речи на три вида: совещательные,
судебные и эпидиктические (торжественные).
Дело речей совещательных — склонять
или отклонять, судебных — обвинять или
оправдывать, эпидиктических — хвалить
или порицать. Здесь же определяется тематика
совещательных речей — это финансы, война
и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов,
законодательство.
Из упомянутых
трех жанров публичной речи в классической
античности наиболее важным был жанр совещательный
или, иными словами, политическое красноречие.
Особенно
распространенным жанром в древности
были судебные речи. В жизни
древнего грека суд занимал
очень большое место, но весьма
мало походил на современный. Института
прокуроров не существовало, обвинителем
мог выступить каждый. Обвиняемый защищался
сам: выступая перед судьями, он стремился
не столько убедить их в своей невиновности,
сколько разжалобить, привлечь их симпатии
на свою сторону. Для этой цели применялись
самые неожиданные приемы. Если обвиняемый
был обременен семьей, он приводил своих
детей, и те умоляли судей пощадить их
отца. Если он был воином — он обнажал
грудь, показывая рубцы от ран, полученных
в боях за родину. Если он был поэтом —
он читал свои стихи, демонстрируя свое
искусство (В условиях запутанного судебного
права судиться в древних Афинах было
делом нелегким, к тому же не все обладали
даром слова, чтобы расположить к себе
слушателей. Поэтому нуждающиеся в помощи
прибегали к услугам лиц опытных, а главное,
обладавших ораторским талантом. Эти люди,
ознакомившись с существом дела, составляли
за плату выступления своих клиентов,
которые те заучивали наизусть и произносили
на суде. Таких сочинителей речей называли
логографами. Бывали случаи, когда логограф
составлял одновременно речь и для истца
и для ответчика — то есть, в одной речи
опровергал, то в другой утверждал.
Итак, в
заключении хочу сказать, Ораторское искусство
не погибло вместе с античной цивилизацией,
но, не смотря на то, что высоты этого жанра
до сих пор так и остались недосягаемыми
для современников, оно продолжает жить
в нынешнее время. Живое слово было и остается
важнейшим орудием христианской проповеди,
идеологической и политической борьбы
современности. И именно риторическая
культура античности лежит в основе гуманитарного
образования Европы со времен Ренесанса
вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши
дни сохранившиеся тексты речей античных
ораторов имеют не только исторический
интерес, а оказывают мощное влияние на
события современности, сохраняют огромную
культурную ценность, являясь образцами
убедительной логики, вдохновенного чувства
и истинно творческого стиля. |