Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:29, реферат
Одним из любимейших мест для любителей старины, безусловно, являются Покровский мужской монастырь. Здесь располагается самое древнее каменное здание города - Покровская церковь. Она прекрасна! Находиться подле неё истинное удовольствие для каждого православного. В ней воплотился весь опыт наших славных предков, основателей города, в сооружении истинных духовных центров.
Любопытно, что если на разрезе продолжить линию первого залома центральной башни она попадет в центр купола; наклон граней второго залома параллелен первому, т.е. составляя разрез храма зодчий применял чертежные инструменты. Видимо изначально была задана и общая высота башен «от подошвы» 44 м дм центральной и 33 м для боковых - соответственно 20 и 15 нижегородских саженей.
Подоконники окон первого яруса заложены на высоте 4м- половина высоты стен с некоторой коррекцией по отношению к более высоком)7 полу алтаря и первоначальным хорам над бабинцем. Высота восточной арки 6,6 м. от солей.
Если мы возьмем чертеж бокового фасада храма, то увидим, что он не совсем совпадает с разрезом. Отметим такие общие
Покровский
собор с северо-запада
Фото М. Романова 1974 г.
для Покровского храма и Изюмского собора моменты, как уровень постановки завершающей главы по отношению к боковым. Разница в отметке карнизов первых восьмериков уже не 1,1 м, а 1,76 м - торговая сажень. Как установил В. М. Лопатько, чертеж бокового фасада построен на крупной диагональной сетке, где диагональ квадрата составляет 2,81 м - великую государеву городовую сажень. Любопытно, что мастера, достраивавшие западную часть храма в XVIII ст., полностью вписались в неё -они работали в одном ключе, продолжая местные традиции.
Расскажем теперь о западной части храма. Древняя шатровая колокольня архаичного вида, хотя и встроена до половины в трапезную середины XIX ст. все же сохранила свою стать.
Её завершение возведено около 1740 г. по образцу оборонной колокольни Ахтырского Троицкого монастыря, 30-е годы XVIII ст. Только они две и сохранились из всех, возведённых на Слобожаншине до 1770 годов. Колокольня Покровского храма также входила в оборонный комплекс. Только по ней мы сейчас можем судить о древних каменных оборонительных сооружениях Слобожаншины.
Колокольню строили не одновременно. Её первые два этажа возвели как оборонную башню на рубеже XVII и XVIII ст. Согласно описи монастыря 1739 г. верх колокольни был деревянным.
.
Планы верхнего и нижнего ярусов Покровского храма по состоянию на 1750 г. Реконструкция М. Пугачевой,
В. Лопатько, А. Парийского. Дипломный проект, кафедра реконструкции и реставрации ХИСИ, 1998 г.
В каменном основании около 8 м высотой (не считая подклета) было 10 бойниц, в семи из них можно было установить легкие орудия, а три западные имели варовые окна -машикули. Второй этаж башни был перекрыт полуциркульным сводом, на котором и стояла деревянная каркасная колокольня. Общий вид постройки напоминал деревянные башни -колокольни киевских монастырей - Софийского, Михайловского, Печерского и был не совсем характерным для Слободской Украины. Вход в верхний храм был сделан через башню внутри зарытого каменного перехода. По его верху га-лерея-опасання храма соединялась с галереей колокольни, значительно увеличивая сектор обстрела. Тогда же под бабинпем храма был выкопан подвал с тайником, из которого расходились подземные хода. Из алтаря нижнего храма тайный спуск вел в другую систему подземелий в четырёх направлениях в форме Андреевского креста.
В начале 40-х годов XVIII ст. была предпринята попытка строительства каменной ограды, приспособленной к обороне вокруг верхней территории Покровского монастыря. В этот период и надстроили в камне колокольню собора. В её третьем ярусе появилась келья с пятью маленькими окошками-бойницами и печью зеленых изразцов а в основании башни был насыпан кольцевой бастион. Тогда же возвели каменную надвратную башню овальной формы с двумя пушечными полубастиями по сторонам. Высота стен монастыря составляла около 6 м а с толщина -1м. Боевая галерея стен опиралась на консольные балки и выносные кирпичные столбы опоры.
Планы верхнего и нижнего ярусов Покровского храма по состоянию на 1750 г. Реконструкция М. Пугачевой, В. Лопатько, А. Парийского. Дипломный проект, кафедра реконструкции и реставрации ХИСИ, 1998 г.
В середине 1740-х годов с севера к колокольне Покровского собора пристроили каменное крыльцо с тремя рундуками, в состав которого входила привратная башня с проходом на западный склон монастырской горы. Из основания башни шёл ход на север и юг вдаль склона холма, представлявший собой тип противоминной галереи. Позже, в 1750-е годы, вместо древнего перехода между колокольней и собором встраивают восьмигранный притвор с усыпальницей в подвале. Верхний этаж притвора первоначально был открытым, галерейного типа.
Восьмигранные притворы характерны для архитектуры Левобережья, особенно для Черниговшины. Такой притвор украинские мастера возвели даже в далекой Тюмени в Покровской надвратной церкви Троицкого монастыря. Её колокольня архаичностью форм, простым декором и нерегулярностью восьмигранного плана, также очень напоминает храмы Слобожанщины.
К сороковым годам XIX ст. притвор неоднократно перестраивался, пока в 1843 г. полностью не утратил свой древний облик. В1825 г. к нему с севера примкнул закрытый переход из нового Архиерейского дома на трёх сквозных арках возведённый взамен разобранного крыльца XVIII ст.
В 1850 г. взамен существующей по проекту епархиального архитектора Ф. И. Данилова была выстроена новая трапезная, превосходящая старую по площади в четыре раза большая предыдущей. Разрушенная в конце 50-х годов XX ст., она отстроена в середине 1990-х годов в виде близком к первоначальном. К чести архитектора Ф. И. Данилова следует сказать, что возводя её он повторил мотивы декора древнего храма - наличники, арки, первого яруса, зубчатые карнизы - в это время передовые люди уже начинали интересоваться родной стариной, начался выпуск изданий с описанием архитектуры и обмерами древних храмов, первые ар хеологические исследования домонгольских памятников.
В конце Х1Х-ХХ ст. древний храм пережил множество перестроек и разрушений. Особенно он пострадал в 1930-е и в годы Великой Отечественной войны, после чего стоял без кровель около двух десятилетий.
Из многочисленных реликвий, хранившихся в нем сохранились: 1) Большой запрестольный серебрянный с позолотой и финифтяными медальонами крест (85Х43 см) - выдающийся памятник ювелирного искусства XVIII ст. Из надписи на нем узнаем что он «сооружен в 1724 г. коштом Митрофана Епископа Тверского») Большие иконы - список чудотворного образа Озерянской Божией Матери 40-х годов XVIII ст. и Покрова рубежа XVIII и XIX ст. в массивных чеканных с гравировкой окладах - сейчас стоят в соседнем Озерянском храме монастыря в больших напольных киотах; 3) На колокольне Покровского храма в настоящее время висит большой колокол, от-1 литый в марте 1776 г. для несохранившейся! Николаевской церкви. Редкое произведение слобожанских мастеров украшено по кайме! тонким орнаментом и пространной надписью.] в которой указано, что «соорудися.сей дзвон. стараниями отца Михаила и многих вкладчи-1 ков». В настоящее время это самый старый со-1 хранившийся крупный колокол в Харьковской! области.
Имевшиеся в храме захоронения -архи- ерейские в усыпальнице под трапезной и основателей города под полом нижнего храма разрушены в разное время. В 1911 г. перене-1 сен в Новочеркасск прах героя Отечественной войны 1812 г. генерала Орлова-Денисова, погребенного в 1843 г. в аркасолии Крестовозд-виженской церкви. Лишь подземный склеп ) склоне горы до сих пор не исследован - не в нем ли покоится ктитор храма полковник Харьковского
Планы верхнего и нижнего ярусов Покровского храма по состоянию на 1730 г. Реконструкция М. Пугачевой, В. Лопатько, А. Парийского. Дипломный проект, кафедра реконструкции и реставрации ХИСИ, 1998 г.
Планы верхнего и нижнего ярусов Покровского храма по состоянию на 1750 г. Реконструкция М. Пугачевой, В.
слободского казачьего полка Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский, предположительно умерший в 1691 г. (можно также предположить, что Г. Е. Донеп-Захаржевский не умер, а перешёл монашествовать в Куряжский Преображенский монастырь, основателем которого он также является).
В 1989 г. Покровский храм после долгих лет запустения, вновь передан православной перкви. Тогда же возобновилась служба в стенах Покровского монастыря.
Нам сегодня очень сложно судить о той «живописи», которую мог наблюдать С. Таранушенко. От нее к 1998 году сохранились отдельные фрагменты орнаментов на алтарных арках, которые на сегодняшний день переписаны, а также имеются черно-белые фото и описания, сделанные самим С. Таранушенко в 20-е годы прошлого века.
Наиболее ценным свидетельством об интерьере Покровской церкви конца XIX века служит архивный документ 1873 года, представляющий собой условия договора между Архиерейским Домом и художником И. М. Бунаковым о росписи церкви.
В этом договоре, помимо установленных сроков, качества и оплаты работы поселянина Бунакова, даются четкие предписания о том, какой иконографический сюжет, где и как должен размещаться в интерьере, а также обозначается основная палитра интерьера.
«Окрасить стены в алтаре церкви и трапезе масляною светло-голубою краскою... пол... желтою краскою, а солею и в алтаре под паркет».
Таким образом, основные цвета - светло-голубой, желтый и желто-коричневый. Любопытно также то, что часть требований по окраске интерьера жестко регламентируется, а отдельные детали предполагается уточнять уже в процессе работы:
«...оконныя рамы окрасить масляною же белою краскою, двери разделать под дуб... панель на стенах... решетки пред алтарем и на хорах... окрасить краскою, на какую будет указано».
Иконографическая схема размещения сюжетов в пространстве интерьера дается также жестко:
«Написать масляными красками живописные изображения
а) в нише над жертвенником
- Распятие Спасителя с предстоящими
Божиею Материю и Иоанном Богословом,
а в соответствующей на
другой стороне алтаря нише - Спасителя
в саду Гефсиманском
подобно тому, как изображено сие с нижней
Страстной церкви
в алтаре над жертвенником. В простенках между означенными нишами и горним местом написать ангелов. Внутреннюю сторону иконостаса, обращенную в алтарь, выкрасить под цвет алтаря. А внешнюю сторону иконостаса, обращенную в церковь, вычистить. Выше горнего места в алтаре в среднем окне на 2-м этаже изображение тайной вечери, чтобы Спаситель был на холсте в окне прозрачным, а Апостолы по бокам на стенах, еще выше - Бога Духа Святаго с херувимами и серафимами, в равном числе их;
б) в церкви выше иконостаса
изображение Покрова Пресвятыя Богоро
дицы с предстоящими святых ликами; а выше
изображение
Св. Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго с херувимами и серафимами в равном числе;
в) по стенам церкви
в большом размере изображение двенадцати
Праздников Господских и Богородичных,
по мере стен с отделкою
рам на каждый праздник в цвет, который
будет указан;
г) в третьем куполе изображение взятия на Небо богоматери;
д) на потолках трапезной,
при входе в оную, — грехопадения Праотцев
и изгнания их из рая; втором - явления
Спасителя народу, и в треть
ем - второго пришествия Господня;
е) по стенам трапезы и между окон - изображения двенадцати проро ков; а на задней стене, вверху, - приношения в жертву Исаака Авраамом;
ж)на всех арках, равно и в нишах, в алтаре, под хорами и на хорах, сделать арабески под гипс».
Приведенный текст важен по ряду причин. Во-первых, потому что мы практически не имеем письменных свидетельств подобного рода. Тогда как росписи и упомянутой церкви, и современных ей в большинстве случаев утрачены. Также можем судить о том, что мы имеем дело не только с частными пожеланиями заказчика, а с устойчивыми требованиями по оформлению церковного интерьера (подобно тому, как изображено сие в нижней Страстной церкви). Основные цвета интерьера - голубой (небо) и желто-коричневый (основание). Синему еще в Византии присваивалось значение таинственного, потустороннего, Небесного. В Украине ему тождественен голубой - цвет Земного небосвода. Основная шкала символических значений цвета передается в рамках традиции сквозь столетия. Естественно, что в приведенном выше документе не могла быть обозначена палитра самих росписей, но лишь основные цвета интерьера. Однако из выше приведенного текста видно, что Архиерейский Дом беспокоит соблюдение Небесной иерархии в расположении иконографических сюжетов более, нежели палитра.
Составленное в 1920 году описание интерьера Покровской церкви С. Таранушенко оказалось очень близким «Условиям договора». К сожалению, в настоящий момент все эти росписи утрачены. В этом году верхний, Покровский храм был расписан заново. Насколько соответствует современная живопись, ее палитра и иконография прошлому и традициям, может судить каждый, посетив Свято-Покровский монастырь.
Информация о работе Ансамбль Покровского собора в г. Харькове