Анималистический жанр в творчестве Е. Лансере

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.
Первым анималистом России был в XVIII в. И. Ф. Гроот. В XIX в. Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере и в особенности П. К. Клодт (скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге) достигают большой выразительности в изображениях коней. Высшим достижением русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к басням И. А. Крылова, исполненные В. А. Серовым. В них острота натурных зарисовок животных сочетается с мягким юмором.

Работа содержит 1 файл

реферат изо.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

 Педагогический колледж  № 18 «Митино»

 

 

 

Домашняя контрольная  работа по предмету: Рисунок, живопись, декоротивное искусство.

Вариант 25.

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Фаминцева Галина  Александровна

студентка группы № 601 заочного отделения

Преподаватель:

Соколова Н.В.

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

 

 

 

1.Анималистический жанр  в творчестве Е. Лансере. 

Название этого жанра  происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Первым анималистом России был в XVIII в. И. Ф. Гроот. В XIX в. Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере и в особенности П. К. Клодт (скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге) достигают большой выразительности в изображениях коней. Высшим достижением русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к басням И. А. Крылова, исполненные В. А. Серовым. В них острота натурных зарисовок животных сочетается с мягким юмором.

 
П. Поттер. Ферма. 1649. Холст, масло. Государственный  Эрмитаж. Ленинград.

Творчество советских  анималистов в живописи, станковой  и парковой скульптуре, а также  в книжной графике отличает глубокое постижение мира природы. Старейший скульптор и график В. А. Ватагин с научной наблюдательностью передает привлекательную живость своих пернатых и четвероногих героев. Скульптор И. С. Ефимов предпочитает декоративные решения. В сказочных иллюстрациях Ю. А. Васнецова и других мастеров отразились традиции народного декоративного искусства, образы которого живут до сих пор в резьбе по дереву, кости, камню, глиняной игрушке народной и вышивке.

Евгений Александрович Лансере родился 24 августа 1848 г. в Моршанске, там получил образование в местной гимназии. Уже с детства в своих работах он выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, - лошадей. В 1861 г. вместе с семьей переезжает в Петербург. Там он заканчивает юридический факультет университета. Специального художественного образования Евгений Лансере не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н.И.Либериха. В 1872 г. за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника первой степени. В 1876 г. Лансере становится Почетным вольным общником Академии художеств. Лансере был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений, основную часть которых составляют жанровые сцены с изображением лошадей, русские тройки, спортивные состязания, охоты, сюжеты исторической и военной тематики. Особо интересовала художника жизнь кочевых народов Востока, которую он внимательно изучал во время своих поездок в Крым, на Кавказ, в Киргизскую степь, в Башкирию, в Алжир. Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре, для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей. Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе и в серебре. Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница «Конек-Горбунок», часы «Дед и внучка» и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале. Произведения Е.А.Лансере получили широкое признание еще при жизни мастера на Всероссийских выставках 1870 и 1882 гг. и на международных выставках в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Его работы приобретались многими крупными музеями и частными коллекциями в различных странах мира. Интересны и его родственные связи. Внук офицера армии Наполеона Павла Лансере, раненного при Бородино в 1812 г. и оставшегося в России, Евгений Александрович стал родоначальником широко известной художественной династии. Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850-1933), дочь архитектора Н.Л.Бенуа (1813-1898). Все дети Е.А.Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) и Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) - художниками, а Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) - архитектором. Е.А.Лансере скончался в 1886 г.

 

 

 

 

2. Методические рекомендации  по использованию материала в  детском саду (конспект занятия и детские работы).

 Рисование животных в дошкольном учреждении предполагает использование самых разных методических приемов, которые позволяют учитывать взаимосвязь между видами деятельности, развивать творческие способности детей, что положительно влияет на результат продуктивной изобразительной деятельности .

Рисование животных в  дошкольном учреждении является очень  важным видом деятельности. Используя  различные техники рисования, в  том числе и нетрадиционные воспитатель  прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы рисования животных от рисования пальчиками до мыльных пузырей.

Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

 Использование  нетрадиционных приемов обучения  рисованию животных

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два  основных подхода, которые можно  определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе  обучения дети могут приобрести некоторые  навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются  благоприятная среда и условия  для творчества без оказания целенаправленного  педагогического воздействия. Они  обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это – творчество без обучения.

В методике обучения дошкольников изобразительной  деятельности нужен особый путь –  путь целенаправленного руководства  творческим развитием детей.

Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения дошкольников рисованию. В связи  с этим встает вопрос применения наряду с традиционными нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря  которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

Существует много техник нетрадиционного  рисования, их необычность состоит  в том, что они позволяют детям  быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а ют этому.

Изобразительная деятельность с применением  нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

· Мелкой моторики рук и тактильного  восприятия;

· Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного  восприятия;

· Внимания и усидчивости;

· Изобразительных навыков  и умений, наблюдательности, эстетического  восприятия, эмоциональной отзывчивости;

· Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника  формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование животных –  достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

· игра, которая является основным видом деятельности детей;

· сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать  себя значимыми;

· музыкальное сопровождение  и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение  разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется  использовать особенные техники и приемы.

 

Конспект занятия по искусству в старшей группе (5-6 лет).

Тема: "Кот Василий".

Цель: 1. Познакомить  с новым жанром живописи - анималистическим.

2. Систематизировать  знания детей о таких жанрах  живописи как портрет натюрморт, пейзаж.

3. Упражнять  детей в умении использовать  технику "гуашь и поролон".

4. Воспитывать  наблюдательность, доброе отношение  к домашним животным.

I. - Дети, сегодня  у нас с вами будет занятие  по искусству. Давайте вначале  вспомним какие жанры живописи вы знаете.

Картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.

Картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ.

Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА.

Сегодня мы с  вами познакомимся еще с одним  жанром живописи - АНИМАЛИСТИЧЕСКИМ. Запомните, ребята, если на картине нарисовано какое-нибудь животное, то это анималистический жанр. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.

Во все времена  человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

Сегодня мы с  вами будем художниками-анималистами. Если вы отгадаете загадку, то узнаете  кого мы будем рисовать.

Вся лохматенькая,

Четыре лапки,

Сама усатенькая,

Два яхонта под  шапкой.

(Детям предлагаются  карточки с изображением кошек  для рассматривания).

- Что нужно  взять из этой загадки для  изображения кошки? 

1. Фактуру меха - мохнатенькая.

2. Количество лап- четыре.

3. Наличие усов, и к тому же довольно длинных. 

4. Сверкающие  глаза, отличающиеся по цвету  от окраса зверька. 

- О кошках, как  и о других животных люди  сочиняют сказки, пишут стихи  и рассказы.

- Вспомните,  в каких сказкой сказке кот достался своему хозяину в наследство? (Кот в сапогах).

- Кто и кому  говорил эти слова: "Несет меня  лиса за темные леса, за высокие  горы..."? (Мальчик Жихарка своему  котику)

- Что делает  кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит).

- Кто написал  стихотворение "Кто сказал МЯУ?" (Сутеев).

- Как зовут  кота - героя американского мультсериала, который никак не может поймать  мышку Джери? (ТОМ).

- Назовите имя  кота, который любит повторять:"Ребята, давайте жить дружно!" (Леопольд).

- Какая известна  вам игра связанная с котом? (Кошки - мышки).

- Давайте вспомним  поговорки о кошках (Живут как  кошка с собакой; Все коту  под хвост; На душе кошки  скребут).

- Подумайте и  скажите какую словесную характеристику  можно дать кошке, какая она? (находчивая, чистоплотная, льстивая, "себе на уме" - хитрая, любит поспать в тепле и вкусно покушать, проворная, озорная, игривая...).

(Дети садятся  на свои рабочие места).

- Сегодня мы  будем рисовать маленького озорного  котенка. Рисовать мы будем  в технике "гуашь и поролон"  т.е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном и только фон будем закрашивать кисточкой.

- Вначале нужно  выложить на палитру небольшие  порции гуаши, смешать краски  и подобрать оттенки для шерстки.  На сухой поролон набираем  немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.

- Сначала поролоном  протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.

- Глаза и носик  мы будем рисовать палочками,  а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.

II. Самостоятельная работа детей.

III. Анализ детских  работ. Выводы.

 

3. Описание по картине И.И. Шишкина «Перед грозой»

 

 

Иван Иванович Шишкин – знаменитый русский художник, один из самых известных пейзажистов второй половины девятнадцатого века. Он создал много замечательных полотен, которые объединяет одно общее начало – бесконечная любовь к родине, к скромной северной природе. Его произведения очень популярны как и при его жизни так и теперь. 
 
Мне хочется рассказать о картине «Перед грозой». Она написана в 1884 году. Картина написана маслом. Меня с первого же взгляда поразил удивительно плавный переход цветов. Передний план картины зеленовато-желтый. В лучах солнца, которое еще не спрятали грозовые тучи, трава кажется не зеленой, а желтой. На ней кое-где разбросаны полевые цветы. Затем постепенно цвета темнеют. Это и зелень деревьев, и темная гладь воды. На заднем плане картины желтый и зеленый цвета переходят в темно-синий, почти черный, цвет грозового неба. 
 
Смотришь на картину и чувствуешь, что вот сейчас загромыхает гром, сверкнет молния, и тучи прольются проливным дождем. Тучи стремительно надвигаются. Еще мгновение, и они вытеснят последние солнечные лучи. Дальний лес уже почернел. Он замер в предчувствии надвигающейся бури. Лишь кое-где еще удается солнечному лучу найти маленькое оконце, чтобы бросить последний взгляд на землю. 
 
Вода в реке неподвижна, как неподвижны и деревья по ее берегам. К реке ведет хорошо протоптанная тропинка. Но вокруг нет ни души. Птицы попрятались в свои гнезда. Я ощущаю тишину, которая воцарилась в природе, ожидающей первых прохладных капель. Но тишина эта не умиротворенная, когда все вокруг замирает, как будто зачарованное. Это настороженная тишина. Все вокруг тревожно ждет непогоды. 
 
А она уже рядом. Я смотрю на тучи и вижу, как они медленно, но верно ползут все ближе и ближе. Небо чернеет. В природе становится сумеречно, словно ночь накрывает окружающее своим темным покрывалом. Но от этой черноты не веет мраком, потому что летние грозы бурные. Но они быстро проходят. Тучки убегут дальше. А над этим лесом, над речкой, над тропинкой снова засияет солнышко. Птицы начнут свой неугомонный щебет. 
 
Картина «Перед грозой» поражает своей красотой. Казалось бы, на ней нарисованы хорошо знакомые места. Нет ничего необычного. Но как красива родная земля, какая в ней удивительная скромность в сочетании с изяществом. Ромашки в правом углу картины, как подростки, стройные, прелестные. Гладь реки, как зеркало, в которое засмотрелись прибрежные заросли. Что может краше этого? Родная земля всегда мила. А воссозданная рукой мастера, она становится еще дороже.

Информация о работе Анималистический жанр в творчестве Е. Лансере