Автор: Ирина Лабунская, 06 Декабря 2010 в 02:47, доклад
реферат на тему:АНДРЕЙ РУБЛЕВ
(художник средневековья)
Андрей Рублёв (около 1375/80 — 17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
Сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ
ТУРИЗМА
РЕФЕРАТ
АНДРЕЙ РУБЛЕВ
(художник средневековья)
Работу выполнил:
студент 3 курса 305 группы
Гаргалык
Владимир
Москва,2010 год
Андрей
Рублёв (около 1375/80 — 17 октября 1428, Москва;
погребён в Спасо-Андрониковом монастыре)
— наиболее известный и почитаемый мастер
московской школы иконописи, книжной и
монументальной живописи XV века. Поместным
собором Русской православной церкви
в 1988 году канонизирован в лике преподобного.
Сведения
о Рублёве крайне скудны: скорее
всего, родился он в Московском княжестве
(по другим сведениям — в Новгороде)
вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища
«Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент
для накатки кож) предполагают, что
он мог происходить из ремесленной
семьи. Принял монашеский постриг в
Троице-Сергиевом монастыре при Никоне
Радонежском с именем Андрей; мирское
имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней
традиции, оно тоже начиналось на «А»).
Сохранилась икона, подписанная «Андрей
Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись
явно поддельная, но, возможно, является
косвенным свидетельством того, что отца
художника действительно звали Иваном.
Творчество
Рублёва сложилось на почве художественных
традиций Московского княжества; он
был хорошо знаком также с византийским
и южнославянским художественным опытом.
Первое упоминание об Андрее в летописи
появилось только в 1405 году, свидетельствующее
о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем
и чернецом Андреем Рублёвым был
расписан Благовещенский собор в
Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей
основательно преуспел в своём мастерстве
иконописи, если монаху поручили такую
ответственную работу и к тому
же с Феофаном Греком. Второй раз
в летописи Андрей упоминается в
1408 году, когда он делал росписи
с Даниилом Чёрным в Успенском
соборе во Владимире. Прошло всего 3 года,
а у Андрея уже появились помощники
и ученики, к тому времени у
Андрея уже полностью сформировался
свой индивидуальный, настоящий русский
стиль. В 1420-х годах Андрей с Даниилом
Чёрным руководил работами в Троицком
соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти
росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27
годах он создал свой шедевр — «Троицу».
Рублёв
скончался во время морового поветрия
17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом
монастыре, где весной 1428 года выполнил
свою последнюю работу по росписи Спасского
собора. Точное место захоронения неизвестно.
На
формирование мировоззрения Рублёва
большое влияние оказала
В
конце XIV — начале XV веков (по другим
исследованиям, около 1412) Рублёв создал
свой шедевр — икону «Живоначальная
Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный
библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким
богословским содержанием. Отойдя от традиционной
иконографии, он поместил в центре композиции
единственную чашу, а её очертания повторил
в контурах боковых ангелов. Одежды среднего
ангела (красный хитон, синий гиматий,
нашитая полоса — клав) явно отсылают
нас к иконографии Иисуса Христа. Двое
из сидящих за столом главою и движением
стана обращены к ангелу, написанному
слева, в облике которого читается отеческая
начальственность. Голова его не наклонена,
стан не склонен, а взгляд обращен к другим
ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует
о царственном достоинстве. Все это —
указания на первое лицо Святой Троицы.
Наконец, ангел с правой стороны изображен
в верхней одежде дымчато-зелёного цвета.
Это ипостась Святого Духа, за которым
возвышается гора. На иконе есть ещё несколько
символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский
дуб — превратилось у Рублёва в древо
жизни и стало указанием на живоначальность
Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство.
Дом изображен за спиной ангела с чертами
Отца (Творец, Начальник Домостроительства),
Древо — за спиной среднего ангела (Сын
Божий), Гора — за спиной третьего ангела
(Святой Дух). Центральный ангел выделен
выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого
и голубого цветов, а также изысканным
сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом»
и зеленью. А внешние контуры образуют
5-угольник, символизирующий вифлеемскую
звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю
и ближнюю точки зрения, каждая из которых
по-разному раскрывает богатство оттенков,
виртуозную работу кисти. Гармония всех
элементов формы является художественным
выражением основной идеи «Троицы» —
самопожертвования как высочайшего состояния
духа, созидающего гармонию мира и жизни.
В
1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком
и Прохором с Городца расписал
Благовещенский собор Московского
Кремля (фрески не сохранились), а в
1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным
и другими мастерами —
В
1425—27 Рублёв совместно с Даниилом
Чёрным и другими мастерами расписал
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
и создал иконы его иконостаса.
Сохранились иконы; они выполнены
в различных манерах и
Творчество
Рублёва является одной из вершин
русской и мировой культуры. Совершенство
его творений рассматривается как
результат особой исихастской традиции.
В
1947 в Спасо-Андрониковом монастыре
учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный
музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва. Перед главным входом
в ЦМиАР находится памятник преподобному
Андрею Рублеву работы скульптора Олега
Комова.
С
1989 года Сектором церковной археологии
ЦМиАР под научным руководством О. Г. Ульянова
ведутся археологические исследования,
в результате которых в 1993 году обнаружен
древний престол Спасского собора и мощи
(идёт освидетельствование).
В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.