Анализ музыкального произведения великого русского композитора П.И.Чайковского " Симфония № 6"- " Патетическая"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Широко известно высказывание Чайковского, определявшего жанр симфонии как «музыкальную исповедь души». Этот творческий принцип, противоречащий в строгом смысле канонам симфонического жанра, на мой взгляд – один из основополагающих в разгадке содержания «Патетической». Очевидно, что все последние месяцы, недели, дни композитор жил под невыносимым гнетом, но был вынужден как ни в чем ни бывало встречаться с людьми, общаться, репетировать. Никто не догадывался о предстоящей трагедии, не знал, что дни композитора сочтены им самим.

Работа содержит 1 файл

bunin.doc

— 59.00 Кб (Скачать)
 

Вятский Государственный  Гуманитарный                 Педагогический Университет

                                    

Регистрационный №_______________

Дата регистрации_________________ 

Контрольная работа

по истории  русской культуры.

Анализ  музыкального произведения великого русского композитора П.И.Чайковского

                           " Симфония № 6"- " Патетическая"

     

                                                            Студентки 2 курса педагогического факультета

                                     Румянцевой Натальи Сергеевны,

                                                          проживающей по адресу: Кировская область,

                                                       Лузский район, пгт Лальск, ул. Заречная 29. 
 

Преподаватель: Попова Полина Владимировна

Оценка:____________________________

Подпись преподавателя_____________________

Дата проверки: «__________»  _______________2011г. 

                                                                        Киров

                                                                         2011г. 
 
 

             

  Шестая симфония  Петра Ильича Чайковского  названная «Патетической», была написана  летом 1893г. 

  Широко известно высказывание  Чайковского, определявшего жанр  симфонии как «музыкальную исповедь души». Этот творческий принцип, противоречащий в строгом смысле канонам симфонического жанра,  на мой взгляд – один из основополагающих в разгадке содержания «Патетической». Очевидно, что все последние месяцы, недели, дни композитор жил под невыносимым гнетом, но был вынужден как ни в чем ни бывало встречаться с людьми, общаться, репетировать. Никто не догадывался о предстоящей трагедии, не знал, что дни композитора сочтены им самим.

   Я придерживаюсь следующей точки  зрения: композитор не предчувствовал, а точно знал о том, что должно произойти и заглянул в свое обозримое будущее, страшное и неотвратимое, при помощи музыкальных образов симфонии. Подобно герою романа Дж.Лондона «Мартин Иден» он сначала поведал о собственной смерти в симфонии, а затем воплотил страшную идею  в жизнь. Таким образом, Шестая симфония является предсмертной исповедью гениального композитора и, вероятно, приоткрывает тайну его взаимоотношений с Богом.

    Шестая- это симфония-трагедия, содержание  которой можно определить как «Человек и Смерть» или «Человек перед лицом Смерти». Облик главного героя, его личная трагедия – безусловно, автобиографичны. Четыре части симфонии связаны последовательным развитием и неуклонным движением к финалу. Каждая часть выполняет свою драматургическую функцию:

1 часть h-moll – средоточие драматического конфликта, приводящего к гибели героя;

Первая часть. Adagio. Allegro non troppo. Начинается симфония медленным вступлением. Из сумрачных глубин вырастает скорбный мотив. В этом вступлении важную роль играет хроматический мотив у контрабасов,2 на фоне которого тема появляется в мрачном нижнем регистре у фагота, Основной мотив – из него же вырастает главная партия этой части (начало Allegro non troppo) – мучительно устало взбирается вверх и заканчивается горестным стоном альтов. Со сдвигом темпа начинается основной раздел симфонии. Здесь мотив вступления перенесен в верхний регистр, облачен в другую инструментовку, предстает в ускоренном темпе. Этот мотив – зерно всей части. В главной партии смятение, трепет, тепло. Но на смену этой теме уже спешат другие образы: марш, затем какое-то суетливое мельканье, скользящие блики, музыка на какой-то момент приобретает характер драматичного скерцо. Все нарастающее движение приводит к вступлению зловещих фанфар. Здесь невольно возникает ассоциация с «темой судьбы» в Пятой симфонии Бетховена. И вот, звуковой поток прерывается, остается лишь одинокий голос альта. Но замолкает и он. В этот момент вступает тема побочной партии. Основная тема побочной партии – это воплощение идеального лирического образа, чистого, благородного  возвышенного. Этот образ в разном преломлении не раз был гениально воплощен Чайковским. Ближайшие параллели к этой теме симфонии – тема Татьяны «Кто ты, мой ангел ли хранитель» (Опера "Евгений Онегин". Действие 1. Картина 2. Сцена письма Татьяны), тема любви из «Ромео и Джульетты», Andante Пятой симфонии (Часть вторая). Экспозиция заканчивается тишайшей звучностью. Здесь, вероятно, мы встречаемся с самым экстраординарным обозначение музыкального оттенка – pppppp (шести piano!): еле слышно фагот пропевает последние звуки мелодии. Разработка вторгается внезапно, злобно и агрессивно: тишину рассекает оглушительный удар всего оркестра и воинственный сигнал - фанфара рока. Медленный темп сменяется очень быстрым. Развитие в разработке идет тремя волнами, каждая из которых все более усугубляет трагический конфликт. Реприза продолжает разработку; она представляет собой четвертую волну, самую напряженную. Развязка наступает в кульминационном моменте: здесь сталкиваются две темы - патетические возгласы тромбонов и труб (вестники смерти) и полные экспрессии мотивы струнных и флейт – последний отчаянный плач-протест против надвигающейся катастрофы. Кажется, что все кончено. Но после паузы, без всякого перехода и без подготовки звучит дивная побочная партия. Ее постепенным уходом, мерным движением на фоне отрывистых нисходящих звуков заканчивается первая часть.  
 

2 часть D-dur – лирико–психологический вальс;

Вторая часть. Allegro con grazia. Эта часть являет собой необычный вальс. Его необычность в том, что она не трехдольный, как всякий вальс, а пятидольный (на 5/4). Он резко контрастирует с предыдущей частью. Року, неизбежности, ужасу смерти противопоставляется красота, обаяние молодой жизни. Его мелодия грациозна, изящна, порой даже кокетлива. Меланхолично капризное танцевальное движение с оттенком стилизации. В среднем разделе – трио – появляются скорбные элегические интонации: «вздохи», звучащие на фоне повторяющегося на протяжении всего раздела одного единственного звука – ре в басу. Они вызывают ассоциацию со скорбной музыкой начала симфонии и одновременно предвосхищают траурный финал. Но возвращается внешне безмятежный вальс. Лишь в коде вновь появляются грустные интонации.

3 часть G-dur – скерцо-марш, продолжающее  драматическое развитие основной идеи;

Третья часть. Allegro molto vivace. Эмоциональная передышка кончилась. В третьей части мы ощущаем дыхание самой жизни с ее стихийной силой. Это воплощение враждебного человеку начала, оно уничтожает все светлые надежды и устремления. Постепенно разнообразные мотивы и движения кристаллизуются в марш. Он все подчиняет себе, разрастаясь в колоссальную грозную силу. Примечательно, сколько различных смыслов находили разные слушатели в этой музыке. В исследованиях о симфонии эта часть получила разнообразные характеристики и толкования: «лёт злой силы», «”ночной смотр” с победоносным наплывом “тьмы тем” неведомых духов», «олицетворение полета Икара к солнцу» или прямо противоположное: «образ торжества человеческой воли», «героический марш». Как прав был Чайковский, когда утверждал, что «Программа эта самая, что ни на есть проникнутая субъективностью». Содержание и смысл этой части до сих вызывают споры.

4 часть  h-moll – траурно-погребальный финал. 

Четвертая часть. Финал. Adagio lamentoso.3 Andante. Вопреки традиции симфония завершается медленно траурно-погребальной музыкой. Первоначально Чайковский хотел закончить симфонию траурным маршем, но, в конце концов, счел, что сопоставление двух маршев (первый – в предыдущей части) воспринималось бы как художественный просчет. В результате, он написал финал в характере скорбного монолога-реквиема. Возникает  параллель с «Lacrimosa» из Реквиема Моцарта. Финал начинается как скорбная песнь о разбитых надеждах и даже, быть может, больше – о погибшей жизни. Поразительна главная тема: это почти та же тема, что и в побочной партии первой части. Она начинается теми же звуками, в ней те же интервальные ходы. Но песнь эта не допета. Такое впечатление, что не хватает сил. Она сникает трагически. Вторая тема, более светлая, на фоне трепетного аккомпанемента, также заимствована – из побочной партии первой части. Создается впечатление, что финал основан на отдельных мотивах темы, символизировавшей в начале симфонии прекрасный и, как оказалось, недостижимый идеал. Постепенно звучание замирает, истаивает. Завершился жизненный круг. Все растворилось в небытии. 

Творчество  Чайковского, крупнейшего симфониста, гениального музыканта, драматурга и лирика – одна из вершин мирового реалистического музыкального искусства. П.И. Чайковский создал замечательные произведения в самых различных родах музыки.

Разумеется, Чайковский, как и всякий большой художник, был натурой трагической. Трагизм  заключается, однако, в самой природе  искусства, в созерцании смертности и ничтожности земного человеческого удела. И ярче всего этот трагизм проявился в Патетической симфонии. Множество трактовок различными исследователями сходятся в одном: суть произведения - в драматическом противостоянии добра и зла, во взаимоотношениях человека и художника с Богом, с миром, с обществом и самим собой.

Эту идею композитор воплощал в различных жанрах, передавал  ее очень яркими оркестровыми и инструментальными  средствами, чтобы она произвела  на слушателя неизгладимое впечатление, чтобы не прошла мимо слуха, чтобы люди поняли основную концепцию - идею борьбы добра и зла, фатальности происходящего.

Конфликт отразился  и на уровне формы: конструкция Шестой симфонии не обычна и не похожа на конструкции  всех остальных симфоний. Симфония заканчивается медленной частью, похоронным маршем в момент триумфа – вместо торжествующего финала…

А что, если поменять местами 3-ю и 4-ю части, чтобы после  разочарования прозвучал жизнеутверждающий  марш?

Так поступал мэтр Тосканини, которого трудно упрекнуть в любви к Чайковскому и понимании его музыки. Так поступил Р. Пети при постановке балета "Пиковая дама" на музыку 6 симфонии.

Но как бы тяжело не воспринималась "Патетическая", замысел автора был именно таким - все кончается смертью, "черной дырой", и выхода нет никакого. Причем, не просто смертью банальной, что описана Толстым в "Смерти Ивана Ильича", а смертью на взлете, в момент высшей славы.

Уже упоминаемого нами Римского-Корсакова, после того, как он на лекции по музыкальной  форме сказал, что симфония должна заканчивается бурным финалом прервали вопросом: "А как же последняя часть 6-й симфонии Чайковского?". И не задумываясь Николай Андреевич ответил следующее: "Исключения возможны, если они гениальны".

Заключение: 

Два открытия, касающихся всей русской жизни, сделал Чайковский в первой части Шестой симфонии. Первое – бесконечная катастрофичность существования, когда за одним несчастьем следует еще большее. Не такова ли судьба многих героев русской литературы, и не такова ли судьба России, состоящая из череды трагедий? Такой «цепной катастрофичности» европейский романтизм не знал. И второе: яд обреченности, ген злосчастья, который врос в плоть и кровь русского человека, сводя на нет его прекрасные порывы. Едва ли не все герои русской литературы – жертвы не столько обстоятельств, сколько собственного прекраснодушия, неверия и апатии. Такого слияния, схождения героя и Фатума в европейском романтизме не было. Вот почему страдание Шестой беспредельно – от него веет безысходностью. И так же как Достоевский, композитор будто пытается поклониться этому страданию, испить горькую чашу вместе с героем, словно предчувствуя всю бездну несчастий, через которые уже вскоре судьба поведет Россию.

Сила мысли, и глубина выражаемого чувства  делают Шестую симфонию произведением особым, уникальным. Уже более столетия звучит она, и впечатление, производимое ею, не ослабевает до сих пор...

Многие персонажи  русской литературы напоминают героя  Шестой Чайковского. Они мечтательны, инфантильны и не склонны к практической жизни: Лаврецкий из "Дворянского гнезда", чеховский дядя Ваня, барон Тузенбах из "Трех сестер", Константин Треплев из "Чайки" - типичные неудачники. Но сколько в них нерастраченных сил, сколько любви, какое душевное богатство заключено в этих людях, проживших такую нелепую жизнь. Шестая Чайковского - их музыкальная исповедь и памятник им всем.  
 
 
 

  
 
 
 
 
 

      
 
 
 

   
 

Информация о работе Анализ музыкального произведения великого русского композитора П.И.Чайковского " Симфония № 6"- " Патетическая"