Абстракцинизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Абстрактное искусство - историческое художественное явление, сохраняющее заметное место в творческом поиске многих мастеров современного искусства, работающих в различных техниках и видах искусства, включая компьютерную графику. Художественные приемы, созданные мастерами абстрактной живописи, оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии.

Работа содержит 1 файл

Абстрактное искусство.docx

— 18.19 Кб (Скачать)

Абстрактное искусство - историческое художественное явление, сохраняющее  заметное место в творческом поиске многих мастеров современного искусства, работающих в различных техниках и видах искусства, включая компьютерную графику. Художественные приемы, созданные  мастерами абстрактной живописи, оказались чрезвычайно интересными  и плодотворными для современной  художественной культуры. Сегодня эти  методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии.

Абстракция давно признана одной  из центральных художественных идей в мировом искусстве XX века. В  процессе зарождения и утверждения  этого феномена особая роль принадлежит  художникам русского авангарда (прежде всего Василию Кандинскому и  Казимиру Малевичу). Немногим более чем за десять лет в России создалось мощное движение художников, работавших в разных формах беспредметного искусства. Кроме Кандинского и Малевича, можно назвать Павла Филонова, Павла Мансурова, Любовь Попову, Александру Экстер, Ольгу Розанову и других.

В России в XX веке эволюция абстрактного искусства совпала с политическими  изменениями и борьбой мировоззрений, превращавших таким образом искусство  абстракции в сложный сплав задач  формальных и идеологических. Отсюда, многочисленные зрительские и научные  полемики; отсутствие устойчивой научно-методологической традиции осмысления феномена абстрактного искусства в отечественном искусствознании.

Сама история абстрактного искусства  в СССР отнюдь не способствовала взвешенному, лишенному политической и «вкусовой» тенденциозности, исследованию данного явления в художественной культуре XX века. С другой стороны, несмотря на жесткую культурно-идеологическую политику в 1930-1950-е годы, абстракция, не прекращала своего существования, продолжая развиваться в России. Лишь в последнее полтора десятилетия стало возможным действительно научное, свободное от идеологических догм, осмысление сущности и значения абстрактного искусства, тем более, что истоки искусства абстракции во многом лежат в российском художественном сознании начала XX века.

Абстрактное искусство знаменовало  собой рождение новой концепции  художественного творчества, выразившегося  в изменении отношения к пространству и времени, в результате чего появляются новые формы художественно-образной выразительности и новый язык искусства. Иными словами, абстрактное  искусство, являя собой сложную  синтетическую систему, которая  включает в себя и новый художественный язык, и принципы художественного  мышления, и выражения в искусстве  нового типа сознания, представляет актуальную и перспективную сферу для  теоретических и историко-искусствоведческих исследований.

Абстракция как художественный метод еще не полностью завершила  свою адаптацию в социокультурном  контексте современности. Абстрактное  искусство -это воплощение живой творящей культуры, один из ее доминантных процессов, неотделимый от нее, одна из форм ее обращения к себе, своего рода исповедь культуры, момент ее экзальтации, откровения. Абстрактное искусство явилось активацией центробежных сил культуры, приведения ее к критической ситуации, которая предполагает лишь один выход — принципиальное изменение самого способа бытия культуры. Это момент самопогружения, самокоррекции культуры, вызванный необходимостью формирования новых путей. Абстрактное искусство - одна из важнейших основ художественной генетики: оно определяло своеобразие динамики творческого процесса, нового понимания художественной целостности, т.к. имело отношение к попытке создания новой системы эстетических представлений. Вступая в соотношения с новыми системами, абстрактное искусство способствует изменению действующего баланса культуры, ее динамичности. Этот процесс является основой художественной генетики абстрактного искусства и влияет на изменение структуры культуры, расширяет ее границы, нарушает ограничения, затрагивая корневую основу художественной практики. Иными словами, абстрактное искусство выступает катализатором «сложной многоуровневой перестройки современной культуры от формального этажа до ее ценностного содержания».

В целом же можно сказать, что  абстрактное искусство явилось  одним из явлений, наиболее открытых важнейшим для нашего времени  процессам художественного мышления - универсализации и интеграции.

 
 
Основными причинами возникновения  абстрактного искусства в России были особенности русского менталитета, социально-культурные (исторические) предпосылки  и мировоззрение, которое предполагало появление искусства, способного соединить  рациональное философствование, субъективное чувство и мощное интуитивное  начало. Глубинными истоками, послужившими появлению абстрактного искусства  в России, были некоторые особенности  национальной русской культуры. А именно: ее анти индивидуализм, граничащий со стремлением к анонимности и созерцательность, которая в восточной традиции есть своеобразная медитация на письмо, на знак, на абстрактный символ. Отсюда стремление абстрактного искусства к выявлению скрытой сути явлений, не подлежащей логическому осмыслению, обнаружение нефизических или невидимых контактов и связей, действующих в мире. В России также жива память о языческих обрядах, всегда сохранявшаяся в русской народной культуре. Игровое начало русской балаганной культуры было подхвачено кубофутуристами и продолжено в условности и знаковости абстрактной живописи, ее балансировании на грани между анализом формы и игрой с формой, в ее синтезе театрального и пластических искусств, ее процессуаль-ности. Художники-абстракционисты в начале века обращаются к структуре пространства и изобразительной семантике иконы, к народному орнаменту, к узорочью. Также немаловажным источником возникновения абстрактного искусства в России стал исихазм, альтернативное, но признаваемое центральными церковными институтами мистическое движение, достаточно популярное перед революцией, провозглашавшее высшее творческое начало человека. Отсюда берут начало такие тенденции русского абстрактного художественного мышления как восприятие мира и его составляющих в их метафизическом значении, во взаимосвязи с неземным (космическим, иным) существованием, восприятие человека и окружающего мира как равных взаимодействующих субъектов. 
 


Информация о работе Абстракцинизм