Автор: k*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 21:35, доклад
Значение Андрея Петровича Рябушкина для русского искусства конца прошлого — начала нашего века определяется в первую очередь теми произведениями, которые он исполнил как исторический живописец.
В отличие от своих младших современников — мастеров «Мира искусства», которые в своих произведениях трактовали исторические сюжеты в ретроспективно-стилизаторском духе, Рябушкин - опирался в своей работе на непосредственное ощущение красоты народной жизни и это придавало особую убедительность его произведениям. В полотнах Рябушкина нет налета музейной вневременности и отвлеченности, столь характерных для исторической живописи художников-академистов. Исторические сюжеты у него органично соседствуют с картинами на современные темы и составляют по существу единое целое.
А.
П. Рябушкин (1861—1904)
Значение Андрея Петровича Рябушкина для русского искусства конца прошлого — начала нашего века определяется в первую очередь теми произведениями, которые он исполнил как исторический живописец.
В отличие от своих младших современников — мастеров «Мира искусства», которые в своих произведениях трактовали исторические сюжеты в ретроспективно-стилизаторском духе, Рябушкин - опирался в своей работе на непосредственное ощущение красоты народной жизни и это придавало особую убедительность его произведениям. В полотнах Рябушкина нет налета музейной вневременности и отвлеченности, столь характерных для исторической живописи художников-академистов. Исторические сюжеты у него органично соседствуют с картинами на современные темы и составляют по существу единое целое.
Возможно, что такое единство нередко разнородных элементов в творчестве Рябушкина во многом связано с впечатлениями его детства и юности, которые он провел в русской провинции. Рябушкин родился в селе Борисоглебском Тамбовской губернии. Его отец и старший брат были иконописцами, и с ранних лет будущий художник помогал им при выполнении всякого рода заказов, в том числе и в росписи окрестных церквей. Но отец умер, и мальчику пришлось самому позаботиться о своей судьбе. В 14 лет он по совету и с помощью местного преподавателя рисования А. Преображенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В Училище он занимался у Перова, Е. Сорокина и Прянишникова. Но не меньшее значение для формирования молодого таланта имело общение с соучениками: Левитаном, Нестеровым, Архиповым, братьями Коровиными. Одну из ученических работ Рябушкина «Крестьянская свадьба» (1880) купил для своего собрания П. М. Третьяков. Но, не окончив курса в Москве, художник в 1882 году переезжает в Петербург, чтобы продолжить свое образование в Академии художеств. Во время учения в Академии он начинает выступать с рисунками из жизни России в XVII веке, которые регулярно печатались в журналах «Исторический вестник» и «Всемирная иллюстрация». И хотя, за весьма редкими исключениями, ранняя журнальная графика Рябушкина не выходила за пределы графических стандартов той эпохи, она помогла ему найти свою тему в искусстве. А, путешествуя по старым российским городам (он побывал в Ростове, 276 Ярославле, Киеве, Пскове, Новгороде), знакомясь с живой стихией народной жизни, художник определял свое собственное отношение к истории.
Однако на первых порах, на выставках Рябушкин выступал как художник-жанрист. В композиции «Кабак» (1891) он показал себя мастером психологического рассказа, непосредственно продолжившим традиции своих учителей-передвижников. Но чаще Рябушкина интересовали не подробности сюжета, вдохновившего его на создание картины. Художник стремился отметить своеобразие быта и облика, изображаемых людей, найти наиболее характерные детали, рассказывающие об их жизни. Сюжеты его работ нередко связаны с обрядами и праздниками, где, как ему казалось, красота народной жизни выступает в наиболее «чистом» виде. Современную деревню, где уже властно утверждались новые капиталистические отношения, и где особый патриархальный уклад жизни грозил стать достоянием прошлого, Рябушкин решительно не признавал. Он чувствовал себя, говоря словами С. Есенина, «последним поэтом деревни», прославляя красоту народа, его душевное здоровье. В своей поздней картине «Чаепитие» (1903) художник чуть ли не с гротескной остротой изобразил кулацкую семью, бывшую для него своего рода символом того нового, которое он не хотел принимать.
Картиной «Потешные в кружале» (1892) начинается серия исторических полотен Рябушкина. Почти сразу же определяется и его стремление к декоративности общего впечатления. При этом в его картинах не ощущаешь искусственности и придуманности ситуации, они живы и непосредственны по восприятию. Вероятно, в этом играл свою роль и пейзаж, который художник щедро вводил в свои композиции. В цвете его картин, ярком, праздничном, чувствуется определенная перекличка с древнерусской живописью. Рябушкин был одним из первых русских живописцев, которые внимательно и серьезно отнеслись к этой великой традиции национальной культуры. Порой, например, в картине «Едут!» (1901), он смело фрагментировал изображение ради динамичности и выразительности общего впечатления. В противовес прозе и серости современной художнику буржуазной жизни, Рябушкин идеализировал XVII век, талантливо живописуя красочную сторону его быта. Художник отлично знал историю любимой им эпохи, памятники ее культуры. Лучшие работы Рябушкина, такие, как «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие» (1901), по-настоящему лиричны, увлекательны, как сказочное видение, исчезновение которого оставляет чувство некоторой грусти. В этом отличие понимания истории у Рябушкина от суриковского подхода к событиям прошлого, подхода, в основе своей героико-эпического. Порой у Рябушкина уже проскальзывают нотки иронии, характерные для последующего поколения исторических живописцев.
Художник
рано умер от туберкулеза, не успев
осуществить многих своих замыслов.
Но и то, что он успел сделать,
оставило яркий след в истории живописи
его времени.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.