Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 21:50, контрольная работа
Успенский кафедральный собор был возведен в центре Омска в 1891-1898 годах по проекту архитектора Эрнста Францевича Вирриха, который использовал формы и детали церковной архитектуры XVII века. За основу взят проект 1894 года храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге, выполненный архитектором Альфредом Парландом. Омский храм не копия питерского, а творческая переработка архитектурного решения. В храмовом зодчестве это явление обычное. Кураторы строительства - инженеры К. А. Лешевич, А. С. Эйнарович, областной архитектор М. И. Шухман и городской архитектор Н. Е. Вараксин.
Жемчужина российской архитектуры 3
Строительство и жизнь храма 5
Разрушение собора 8
Воссоздание 9
Список используемой литературы 11
Содержание
Успенский кафедральный собор – уникальный исторический памятник, входивший в число крупнейших в России. Во время гражданской войны был главным собором Белой России. Внесён в каталог мировой храмовой культуры.
Успенский кафедральный собор был возведен
в центре Омска в 1891-1898 годах по проекту
архитектора Эрнста Францевича Вирриха,
который использовал формы и детали церковной
архитектуры XVII века. За основу взят проект
1894 года храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге,
выполненный архитектором Альфредом Парландом.
Омский храм не копия питерского, а творческая
переработка архитектурного решения.
В храмовом зодчестве это явление обычное.
Кураторы строительства - инженеры К. А.
Лешевич, А. С. Эйнарович, областной архитектор
М. И. Шухман и городской архитектор Н.
Е. Вараксин. Размеры храма и архитектура
были во многом уникальны: в нём воплотились
лучшие черты русского зодчества, в строительстве
использовались 30 видов лекального кирпича
разных цветов, а интерьер храма и расписной
иконостас прославили пятиглавый Успенский
собор. Площадь собора составляла 1518 метров,
высота колокольни до подкрёстного яблока
– 44 метра, высота креста – 3 метра, диаметр
купола – 15 метров. Пятиглавый собор с
мощным центральным куполом и высокой
шатровой колокольней выглядел торжественно
и монументально, о чём свидетельствуют
описания современников: «Пятиглавый,
со стройной колокольней, собор стал украшением
города. Луковичные купола с золочёными
главками, обилие полуциркулярных окон,
прорезавших барабаны куполов и верхнего
яруса колокольни, древнерусские декоративные
детали фасадов, окрашенных в белый цвет
с вставками красного кирпича и цветным
орнаментом вокруг большого барабана
купола, создавали праздничное торжественное
настроение». Собор, сооружённый в стиле
русского зодчества ХVII века, поражал удивительной
логичностью и гармоничным сочетанием
пропорций и стилей. Э. Ф. Вирриху удалось
соединить в своём проекте официальный
русско-византийский и народный стили.
В частности, соотношение огромной (луковичной)
главы и маленьких главок восходит к архитектуре
Византии, а от русского стиля здесь –
многочисленные кокошнички, шатровые
крыльца, дыньки, обрамление арочных проёмов
наличниками и т. д. Огромное впечатление
на видевших храм производили обилие и
одновременно тщательный отбор декоративных
средств, великолепие росписи и лепного
декора, наличие глазури во внешнем и внутреннем
убранстве, оригинальные светотеневые
эффекты. Обводы храма сочетали изящество
и монументальность. Оригинальность Успенского
собора позволяет называть его одной из
жемчужин российской архитектуры. Помимо
духовного, религиозного значения, Успенский
собор являлся архитектурной доминантой
города, внушительно возвышаясь над Омском.
В России и Древней Руси храмы всегда строились
на средокрестии улиц и держали вертикалью
своих колоколен перспективы этих улиц.
Самые величественные храмы городов формировали
высокую «красную линию», так называемый
силуэт города. Это справедливо и в отношении
Успенского кафедрального собора, тем
более что его архитектура было просто
уникальна. К концу XXI века Успенский собор
имел неподражаемый и неповторимый облик.
Храм занимал главное место в градостроительной
системе Омска. Сквер, где был воздвигнут
собор, находился на пересечении главных
городских магистралей: Тарской, Тобольской,
Александровской, Капцевичевой и Казнаковской
улиц1.
С 1878 года в Омске активно
Долгое время храм пустовал. В 1933
году с собора были сняты колокола для
нужд индустриализации. В 1934 году была
вновь создана Омская область. Напротив
храма расположился обком партии. На одной
площади оказались идейные противники.
В 1934 году партийное руководство области
приняло решение переоборудовать собор
под оперный театр. Комиссия по обследованию
акустики дала положительное заключение,
но участь храма была решена иначе. По
предложению начальника Омского НКВД
Салыня на заседании Президиума Омского
областного исполнительного комитета
Советов РК и КД 17 февраля 1935 года было
принято решение взорвать храм. Сотрудники
НКВД предполагали использовать кирпичи
собора для строительства нового здания
областного наркомата внутренних дел.
Однако после взрыва храм распался не
на кирпичи, а на крупные блоки, непригодные
для строительства. Алтарная стена устояла
и после взрывов. Бывший Архиерейский
сад, расположенный вокруг собора, стал
Садом пионеров. Со временем в основании
храма сделали декоративную лужу, а в 1996
году - городской фонтан.
В 2005 году по инициативе губернатора Омской области Леонида Полежаева, на месте взорванного храма начались археологические раскопки, а затем восстановление православного памятника. Под полом нижнего придела археологи обнаружили тайное захоронение священнослужителя. Исследование останков подтвердило, что это мощи канонизированного в 1998 году архиепископа Сильвестра Омского (в 2000 году юбилейный Архиерейский собор РПЦ прославил его как великомученика).
Восстановление собора приобрело в глазах и сердцах верующих особый смысл. Пожертвования только простых православных прихожан составили за 2 года десятки миллионов рублей.
Губернатор
Леонид Полежаев лично возглавил
попечительский совет возрождаемого
собора. На месте раскопок, а затем
и строительства регулярно
При строительстве нового собора, который похож на первый, только еще торжественней, применялись самые современные технологии и материалы. Его строили крупнейшие омские подрядчики НПО «Мостовик» и компания «Агростиройкомплект». Купола отлиты мастерами Каменск-Уральска, отделочный и фигурный кирпич из особой красной глины привезли из Прибалтики, а золотые купола и кресты сделали умельцы Омска. Иконостас создан сибирским художником Геннадием Адаевым.
Во время освящения собора митрополит Климент обратился к прихожанам, всем жителям Омской области со словами приветствия от имени Патриарха Всея Руси Алексия II: «Этот храм, переживший поругание, разрушение и ныне восстановленный из небытия станет местом духовного исцеления человека, центром нравственного влияния на общество, которое сегодня особенно нуждается в возрождении и духовном возрождении. В 19-м веке Омск выполнял роль духовного и административного центра Западной Сибири. Отрадно, что сегодня это влияние вновь возрастает, что правительство Омской области, ее губернатор проявляют особое внимание к возрождению духовности, нравственности человека, показывает всему обществу пример выстраивания отношений между духовной и светской властью».
Митрополит
Климент передал в дар Свято-
Голошубин И. Справочная
кн. Омской епархии. - Омск, 1914.- С. 19-21;
Лебедева Н. История
Омских храмов//Вестник культуры (Омск)
- 1991.- № 1.- С. 1, 7;
Палашенков А. Ф. Пам. и памятные места Омска и Омской обл. - Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во. Омское отд., 1967 - С. 45-46;