Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:49, реферат
Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.
Как известно, архитектура, наряду с качеством и изготовлением орудий, живописью и пластикой, является древнейшим из человеческих умений. Предполагают, что зачатки архитектуры как искусства возникли в период первобытного общества. Именно в эпоху неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.
Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н.э. в античной Греции.
Вплоть до середины XII в., находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством и занимая среди них главенствующее положение, архитектура определяла собой стиль, причем ее развитие шло от "стиля эпохи", единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец - индивидуальных авторских стилей.
"Стиль эпохи" (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.
Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/- обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте. Они могут определяться то более широкой, то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией. При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.
В архитектурном произведении большую роль играет его эмоциональное воздействие на человека. В создании инженерной конструкции и архитектурного сооружения имеется определенная взаимосвязь: при разработке инженерной конструкции используются технические и материальные возможности своего времени, причем, с учетом рационального решения поставленной задачи: в архитектурном сооружении они применяются с учетом эмоционального воздействия, создаваемого пластической их разработкой. Стремление к достижению определенного художественного образа может стать причиной видоизменения материала и конструкции.
Архитектор строит только то, что отвечает запросам потребителя, строит из тех материалов и в тех конструкциях, которые отвечают уровню технического и социального развития общества, для которого он строит.
Архитектура выражает уровень развития производительных сил общества, его социальную структуру и идеологию, поэтому при оценке архитектурного произведения всегда исходит из учета тех исторических условий, в которых эти произведения создавались.
Одним из главных средств художественной выразительности является гармонизация сооружения, выраженная в последовательной соразмерности.
В отличие от
архитектуры в
Современная архитектура:
Существенным
проявлением художественной выразительности
архитектурного произведения, выполненного
в железобетоне, становится структурная
целостность сооружения. Она включает
использование многообразных свойств
бетона и железобетона как «инструкционных
материалов, которые могут быть при необходимости
или активными, или нейтральными в своем
пластическом выражении, так же как и в
своих декоративных возможностях.
Архитектура переходит во вторую стадию
своего Развития, от статичности — к динамизму,
от функциональности— к «структурности»,
— говорил Кендзо Танге в некрологе «Памяти
Ле Корбюзье». Понятие структурности довольно
обширно. Оно распространяется на принципы
организации крупномасштабных градостроительных
образований, а также на отдельные объемы
и группы форм.
Прошел период архитектуры, который был связан в основном с декоративной плоскостной парадностью, проистекавшей от ограниченности конструктивных приемов. Бетон и железобетон внесли в архитектуру новое воплощение стоечно-балочных, рамных и каркасных конструкций. Накопился опыт в осуществлении новые конструктивных систем и новых методов пространственной организации. Художественная выразительность архитектуры раскрывается не столько в отдельных зданиях, сколько в комбинациях структур отдельных зданий, в группах открытых форм. Они позволяют создавать тектонические структуры, соответствующие достигнутым инженерно-техническим возможностям.
Известно, что сооружения каждой эпохи имеют свою специфическую художественную выразительность, отражающую мировосприятие людей своего времени. Так, художественная система стоечно-балочной конструкции, откристаллизовавшаяся в сооружениях Древней Греции, с нашей точки зрения, служит воплощением надежной устойчивости, уравновешенности, статичности и гармонии. Эти свойства выражены в прекрасных каменных ордерных композициях древнегреческой архитектуры. Мистика средних веков нашла свое выражение в устремленных ввысь стрельчатых сводах готических соборов. Нарождающийся капитализм использовал все декоративные формы классики для создания богато орнаментированных, сложных, преувеличенно богатых композиций барокко. По известному выражению «архитектура — это застывшая музыка» можно уподобить древнегреческий храм гармоническому гимну вселенной, готический собор — религиозному хоралу, а дворец эпохи барокко— торжественному маршу праздничной процессии.
Нашей эпохе свойствен динамизм, небывалые темпы развития техники, мысли, общественных отношений. Ритм эпохи отражается в архитектуре. (Выдвигается материал, в котором характер эпохи и общественные представления материализуются в виде архитектурных форм. Таким ведущим материалом стал железобетон. В разнообразных формах его конструкций предельно ясно выражено стремление к экономии материала при максимальном раскрытии пространства, для организации которого и используются эти формы.
При проектировании
архитектурного сооружения используют
ряд композиционных художественных
приемов и средств для
Художественное единство, гармоничную
согласованность зданий и окружающей
среды называют архитектурным ансамблем.
Важнейшим композиционным средством в
архитектуре является тектоника, т. е.
художественное выражение закономерностей
строения, присущих конструктивной системе
здания. Тектоника всегда связана с конструктивной
основой здания, но не тождественна ей.
Она проявляется в результате творческого
художественного осмысливания и истолкования
конструктивных форм, в процессе которого
здания приобретают образную выразительность,
представляющую собой самостоятельную
художественную ценность.
Большое значение в композиции здания
имеет членение поверхности архитектурного
объема па отдельные объемные элементы
в задуманном архитектурном масштабе.
Под архитектурным масштабом понимают
степень расчлененности композиции, крупности
ее форм по отношению ко всему зданию.
Для крупных монументальных зданий не
характерно членение на мелкие элементы,
и в то же время укрупненное членение не
подходит для небольших зданий массового
строительства (например, для жилых домов).
Если же, наоборот, небольшому сооружению
хотят придать монументальный характер,
то применяют укрупненное членение объема.
Так, Мавзолей В. И. Ленина — небольшое
по своим размерам сооружение — выглядит
вблизи больше своих размеров благодаря
крупным членениям объема.
С понятием «архитектурный, масштаб» не
следует смешивать термин «масштабность»,
которая представляет собой не только
средство архитектурной композиции, но
и качественную ее характеристику.
Архитектурной масштабностью называют
соотношение, воспринимаемое нами, между
размерами сооружения и человеком, а также
между всем сооружением и его частят и
деталями. Большое значение для установления
масштабности имеют такие элементы, которые
связаны с размерами человека (например,
окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление
о масштабности здания создается также
при сравнении его с окружающей застройкой.
Одним из важных средств художественной
выразительности в архитектуре являются
пропорции, под которыми понимают определенную
систему отношений частей и форм архитектурного
сооружения между собой и целым. Эта система
отношений создает соразмерность, гармоническую
согласованность частей и форм сооружения.
Пропорции не следует рассматривать как
произвольно вносимое архитектором средство
гармонизации художественного образа:
они неразрывно связаны с самой сущностью
архитектурного сооружения и являются
«внутренне присущей ему мерой», способствующей
раскрытию функционального и идейного
его содержания.
Важным средством архитектурной композиции
является художественный контраст, от
которого в значительной степени зависит
архитектурная выразительность здания.
В контрастных отношениях могут находиться
размеры и формы элементов здания, характер
их расположения, различная степень освещенности,
интенсивности цвета и т. д. Например, ярко
освещенную часть здания можно сопоставлять
с сильной тенью, глухую стену — с проемами,
вертикальные элементы — с горизонтальными
и т. п.
Художественную выразительность архитектурных
композиций зданий можно усилить не только
использованием контраста, по и нюанса,
под которым понимают едва заметный переход
от одного художественного мотива к другому.
При проектировании отдельных зданий
и их совокупности в ансамбле часто используют
закономерности ритма как одного из специфических
художественных средств архитектурной
композиции. Под ритмом в архитектуре
ре понимают закономерное повторение
— чередование элементов здания в общей
композиции архитектурного объекта.
Простейший порядок расположения элементов,
основанный на равномерном чередовании
одного или нескольких элементов с равными
интервалами, называют метрическим. Последовательное
закономерное изменение (возрастание
или убывание) элементов или интервалов
характеризует ритмический порядок повторности.
На рис. 10 приведены схемы метрического
и ритмического расположения элементов.
В условиях современного индустриального
строительства по типовым проектам из
унифицированных сборных конструкций
заводского изготовления, имеющих простые
формы, повысилась роль таких важных композиционных
средств, как цвет, светотень, фактура.
Особенно большое значение сейчас приобретает
полихромия (многоцветность), которая
может быть достигнута окраской сборных
деталей или применением цветных материалов
для ограждающих конструкций.
Использование полихромии расширяет творческую
палитру архитектора, поскольку в этом
случае значительно возрастают Возможности
вариантности при многократном применении
однообразных архитектурных элементов
заводского изготовления.