Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 01:05, реферат
ЦВЕТ - один из признаков объектов, воспринимаемый человеком в виде осознанного зрительного ощущения. В процессе зрительного восприятия человек "присваивает" объекту тот или иной Ц. В большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз цветового стимула - видимого излучения (воспринимаемого глазом эл.-магн. излучения с длинами волн l от 380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение появляется без участия света - при давлении на глазное яблоко, ударе, элек-трич. раздражении и т. д., а также при мысленной ассоциации с др.
Цвет 3
Эффект принадлежности цвета 3
Основы и особенности цветового восприятия 5
Цветовой тон, насыщенность и светлота 6
Цветовое восприятие и измерение цвета 7
Аномалии цветового зрения и влияние освещения 10
Восприятие цвета 11
Цветовая адаптация к условиям освещения и разрешающая способность цветного зрения обусловлены непрерывным движением глаза и соответствующим процессом восстановления расходуемого светочувствительного вещества. Глаз совершает три вида движений: саккада - целенаправленное перемещение взгляда на 10-30' по деталям рассматриваемого предмета; дрейф - медленное, почти линейное движение, необходимое для восстановительного процесса; тремор (дрожание)-синусоидальное движение с частотой ок. 50 Гц и амплитудой до 1' (1-2 мкм на сетчатке). Полупериод тремора определяет временную разрешающую способность зрения. Размах тремора и соответствующие размеры рецепторов ограничивают пространственную разрешающую способность глаза 1-2'. Благодаря движению глаза и линзово-растровой структуре сетчатки кодирование зрительных ощущений яркости и Ц. осуществляется частотой и фазой электрич. сигналов, образующихся в сетчатке, с одновременной адаптацией к условиям освещения.
Восприятие цвета.
Зрительное восприятие предметов основывается, прежде всего, на их цветовых отношениях, что до известного предела не зависит от увеличения или уменьшения освещения. Мы замечаем сильные изменения освещенности и связанную с ней пониженную или повышенную в тоне и цвете общую гамму красок природы. Освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В зависимости от изменения силы освещения по-разному воспринимается не только светлота предметов, но их цвет. При пониженном освещении уменьшается насыщенность цвета.
Необходимо учитывать, что восприятие освещенности благодаря свойствам нашего зрения не может отождествляться в вопросе передаче состояний природы с показателями, которые дают нам измерительные приборы, говорящие о действительном уровне освещенности. Как в середине дня, так и вечером мы прекрасно наблюдаем предметы пейзажа, в то время как освещенность местности вечером значительно снижается. Сосредоточившись над этюдом с натуры в серый день, мы часто не замечаем, как наступают сумерки, хотя освещение снизилось в сто раз. Это происходит ввиду того, что наше зрение продолжает работать и при больших изменениях интенсивности света. Такое свойство зрения обуславливается определенными процессами в нашем глазу. В совокупности эти процессы составляют механизм адаптации – способность нашего зрения настраиваться на данный уровень яркости.
Наблюдая оптические явления в природе, можно заметить, что свет солнца достигает земли после того, как пройдет сквозь плотные слои атмосферы. Солнечный свет не является чисто белым. Он представляет собой спектр цветов, видимая область которого начинается от красного и кончается фиолетовым. При прохождении светового потока через воздушную среду его качественная характеристика может изменяться. Например, в солнечный день предметы, освещенные прямым светом, не воспринимаются голубыми, как небо. Голубой оттенок они приобретают преимущественно в тени, т. е. при освещении отраженным светом неба. Освещение прямым солнечным светом по силе светового потока во много раз больше, чем освещение отраженным от неба светом. Поэтому голубизна теней и полутеней обычно кажется менее заметной, чем яркое освещение поверхностей тела, обращенных к солнцу.
В горных районах, где воздух отличается наибольшей чистотой, небо наблюдателю кажется исключительно синим. Это происходит потому, что, чем «чище» он, тем в большей мере происходит молекулярное рассеивание коротковолновых лучей спектра.
Общее освещение по-разному меняет разные цвета, по характеру этих изменений при данном освещении зависит не только от освещения, но и от физической основы предметного цвета – от спектра поглощения вещества, т. е. оттого, что устойчиво связано с природой предмета. Именно отношения обеспечивают решение двух взаимосвязанных задач восприятия: восприятия предметного цвета и цвета освещения.
Цвет освещения - объединяющее цветовое влияние, которое производит на все предметы и объекты спектральный состав освещения, от которой зависит общее тоновое и цветовое состояние натуры. Он всегда является составной частью всех красок природы. Утром на улице преобладают золотисто-розовые оттенки, вечером желто-оранжевые, в пасмурные дни – нейтральные серебристые. При слабом свете луны преобладают серо-голубые или зеленоватые цвета. Как бы ни были разнообразны цветовые качества натуры, цвет освещения всегда присутствует на всех ее частях и деталях, и все краски подчиняются ему.
13
Информация о работе Восприятие цвета в разных условиях освещенности