Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:30, реферат
Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин "деконструктивизм" был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом и его интерпретацией.
Введение.
Теоретики и
основоположники
Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин "деконструктивизм" был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом и
его интерпретацией. Этот метод
распространился и на изобразительное
искусство, и на архитектуру, как
реакция на западную метафизическую
философию. Деконструктивизм как направление
в архитектуре 20 века появляется в
конце 80-х годов. По определению теоретика
деконструктивизма Жака Дерида, это
не стиль, а метод, подход архитекторов
к основам основ традиционного
подхода к архитектуре как
виду искусства. Это не разрушение построенных
зданий, а сознательное создание конфликта
между тем, как человек привык
воспринимать язык и смысл, и тем,
что он видит. Деконструктивизм - это
вопрос архитекторов самим себе, можно
ли освободить архитектуру от гегемонии
эстетики, красоты, пользы, функциональности,
так ли уж незыблемы понятия порядка
и беспорядка и можно ли построить
здание, отрекшись от всех общепринятых
глубинных принципов создания архитектурных
сооружений....
Прогрессивные завоевания в области архитектуры,
однако, часто используются в чисто формалистических
целях, уводящих от рационалистических
решений строительных задач. Термин "деконструктивизм"
был введен в оборот французским философом
Жаком Дерида и использовался в литературоведении
для обозначения такого способа прочтения
произведения, когда сознательно создается
конфликт между смыслом текста и принятой
его интерпретацией. Этот метод распространился
и на изобразительное искусство, и на архитектуру,
как реакция на западную метафизическую
философию. Деконструктивизм как направление
в архитектуре 20 века появляется в конце
80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма
Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход
архитекторов к основам основ традиционного
подхода к архитектуре как виду искусства.
Это не разрушение построенных зданий,
а сознательное создание конфликта между
тем, как человек привык воспринимать
язык и смысл, и тем, что он видит. Деконструктивизм
- это вопрос архитекторов самим себе,
можно ли освободить архитектуру от гегемонии
эстетики, красоты, пользы, функциональности,
так ли уж незыблемы понятия порядка и
беспорядка и можно ли построить здание,
отрекшись от всех общепринятых глубинных
принципов создания архитектурных сооружений,
в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей
и горизонталей, или всё же архитектору,
разрушив старые принципы, необходимо
создать что-то свое. Отрекаясь от старых
принципов, необходимо создать новые формы,
новое пространство, новые типы зданий,
в которых эти мотивы "написаны" заново,
утратив свою изначальную гегемонию. А
создать, значит сказать "да", а не
"нет".
Среди основных представителей этого
направления стоит упомянуть П. Эйзенмана,
Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии. Очень
показательный образец деконструктивистского
эксперимента в архитектуре - Институт
солнца - был построен фирмой Бениш и партнеры
в Штутгартском университете. В соответствии
с совместным Германско-Саудовским научным
проектом в университете предполагалось
построить специальное здание для проведения
различных исследований по использованию
солнечной энергии, проходящих как в помещении,
так и на открытом воздухе. В результате
на окраине огромного кампуса было построено
небольшое здание с весьма важной ролью.
Эта особая роль предопределила архитектурный
проект этого сооружения, в котором отразились
происходящие в нем инновационные исследования.
Два других фактора повлияли на выбор
строительных методов и материалов для
этого здания - необходимость построить
его очень быстро и скромный бюджет. Внешние
формы и внутренние помещения этого странного
сооружения из стекла и стали в полной
мере могут дать представление о том, что
такое деконструктивизм в архитектуре:
обилие острых углов, нарушенные связи
смещенных горизонталей и вертикалей,
перекошенные окна, беспорядочный ритм
проемов, стоящие под углом опоры, которые
ничего не несут, выступающие отовсюду
то ли части конструкций, то ли инженерные
коммуникации, ощущение полного беспорядка
в привычном смысле этого слова. По-видимому,
архитекторам всё же удалось создать здание,
подходящее для заданной функции, сказав
тем самым "да". Так как эксперименты
деконструктивистов не прошли еще испытания
временем, трудно говорить о значении
или бесполезности их усилий с точки зрения
дальнейшего развития архитектуры. Но
скорее всего, пути развития лежат в более
позитивных эстетических архитектурных
программах.
2. Биография
Заха Хадид родилась
в Багдаде 1950 г в семье промышленника.
Постигала высокую архитектурную грамоту
в школе Архитектурной ассоциации Лондона
у знаменитых мастеров Рема Колхааса и
Элия Зенгелиса. Она пошла по этой дороге
и сразу заработала нелестные отзывы от
практикующих мастеров– «эксцентричная
чудачка», а ее проекты считались не подлежащими
воплощению. Однако Колхаас увидел в ученице
«планету на своей собственной орбите»
и в 1977 году привлек ее к работе в своей
мастерской «ОМА». Через три года Заха
Хадид основала собственную архитектурную
фирму «Zaha Hadid Architects» в Лондоне.
Больших заказов долго не было. Фирма занималась
«мелочами» (бары, мебель, дизайн выставок,
горнолыжный трамплин), которые признавались
выдающимися, но чересчур радикальными,
а архитектурные идеи – слишком сложными
и нереальными. Желающих вкладывать деньги
в ее «безумства» было немного: необычной
формы геометрии, похожие на застывшие
потоки и ледники, остроугольные скалы,
космические кометы, они переворачивали
всякое представление о законах физики
и математики строительства. Оригинальность
ее высказываний пугала, но и притягивала
внимание. Она же с упорством настоящего
преобразователя мира, не отказывалась
от своих образно-художественных поисков.
В 1990-е годы лондонская мастерская Хадид
регулярно производила проекты для международных
конкурсов, которые почти всегда выигрывала,
но построить не могла почти ничего.
Перевернутый небоскреб для английского
города Лестера (1990 г.), проект спортивного
клуба «Пик» в Гонконге (1983 г.), проект Оперного
театра залива Кардиф (1994 г.) в Великобритании
и другие, в силу разных причин, оставались
на бумаге. Из тех первых проектов построили
лишь здание пожарной части компании Vitra,
напоминающее бомбардировщик «Стелс»
(1993 г.). Но говорят же: путь, усыпанный цветами,
никогда не приводит к славе.
Ситуация кардинально изменилась лишь
в 1999 году, когда в Цинциннати (США) по проекту
Хадид началось строительство Центра
современного искусства. Это сооружение
можно назвать вертикальной улицей: большие
бетонные плиты мостовой плавно перетекают
в пол вестибюля, пространство которого
отделено от улицы только тонким стеклом.
Для выставок предназначены огромные
(высотой в два этажа) параллелепипеды
из металла и бетона, «парящие» над вестибюлем.
Вместо одинаковых галерей архитектор
предлагает залы разнообразных конфигураций.
Хадид варьирует высоту потолка и уровень
пола, предпочитая мерности этажной системы
ритм изменяющихся пространств. Все они
связаны воедино шахтой, пронизывающей
Центр, и зигзагообразной лестницей у
задней стены. И шахта, и лестница превращаются
в площадки, откуда хорошо наблюдать всю
архитектуру здания.
Центр открылся в 2003 году – и посыпались
заказы и приглашения на большие конкурсы,
где ее конкурентами становятся самые
выдающиеся мастера, включая учителя Колхааса.
Заговорили о ее версии архитектуры как
искусства, когда создается уникальный
зодческий «образ», ведущий из тупика
постмодернистской и деконструктивистской
архитектуры. Гланое в ее проектах – не
принципы эргономики и функциональности
(они учитываются, но отходят на второй
план), а собственный формальный язык –
среднее между метафорой и абстракцией.
Хадид не укладывается ни в какой архитектурный
жанр, кроме собственного.
Особые отношения у знаменитой иранки
сложились с музеем Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Во-первых, она стала вторым архитектором
после Гери, которому предложили провести
ретроспективную выставку в стенах музея.
Во-вторых. с директором музея Томасом
Кренцем ее связывает давняя дружба. Именно
Захе было доверено создать дизайн первой
большой выставки, организованной начинавшим
тогда работу директором музея. То была
«Великая утопия», выставка русского авангарда.
Потом музей Гуггенхайма доверил Хадид
построить свое очередное здание на Тайване
(строительство началось в 2003 году).
Победы в конкурсах и обилие предлагаемых
ей грандиозных заказов удивляют, а слава
катится волной «девятого вала». Родина
«первой любви» Хадид – конструктивизма
– тоже пожелала сжать уже статусную даму
зодчества в своих жестких объятиях. Сотрудничество
началось в 2005 году в Москве на проекте
«Живописный Тауэр». Заха Хадид желанный
гость в России, и даже Притцкеровскую
архитектурную премию она получала в 2004
году в Эрмитажном театре Петербурга.
Организовать вручение премии в Петербурге
помог все тот же друг – Томас Кренц.
Хадид во многом являет собой пример открытости
миру и находит время на преподавание
и мастер-классы, в том числе в России.
Это ведь входит в особенность ее видения
архитектуры, помогающей общению, связывающей
пространства и людей, а не изолирующей
их. Она не строит маленькие «престижные
здания». Уровень ее славы таков, что ее
же мастерская способна справиться с любым,
самым невероятным проектным заданием,
и всякий раз ожидания оправдываются неожиданной
эстетикой. При этом, если обратиться в
прошлое, ранние проекты предстают скорее
в виде живописных работ: формы и перспективы
создают поразительной красоты абстракции.
Потом на смену картинам пришли кластеры
архитектурных моделей. Тут же чертежи
и планы. Хадид, как выяснилось, потрясающий
мастер рисунка – с твердой рукой и точным
глазом.
Заха Хадид строит 170-метровую стеклянную
башню с офисными помещениями, трехэтажную
галерею и шесть жилых домов в Милане,
небоскреб в Марселе и другой – «лежащий»,
похожий на упавшее дерево, – в Монпелье,
железнодорожную станцию в Неаполе, «танцующие
башни» в столице ОАЭ Дубаи, музейные здания,
мосты, библиотеки. Всего не перечислишь:
планирование работ бюро Заха Хадид ведется
уже на 2021 год и дальше, а строящихся крупных
объектов до этого времени – 16.
Никто теперь не скажет, что среди женщин
нет великих архитекторов. Сегодня она
одна из главных фигур в «звездном параде»,
шагающем в историю архитектуры уже ХХI
века.\
3.Творчество Захи Хадид.
Оригинальный и бескомпромиссный
подход к творчеству не позволял ей заниматься
мелкими заказами для частных лиц, поэтому
она осталась преподавать в Архитектурной
Ассоциации, активно участвуя во всевозможных
конкурсах. Ее перевернутый небоскреб
для английского города Лестера (1990) так
и остался на бумаге, проект спортивного
клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом
победил в международном конкурсе, но
заказчик обанкротился. В 1994 году Хадид
получила широкую известность в Великобритании,
выиграв конкурс на проект Оперного театра
залива Кардифф. Но застройщик испугался
оригинальности ее дизайна, и после полутора
лет конфликтов отказался от проекта.
За последние тридцать лет ее проекты
поменяли представление о том, что
такое архитектура.
Фирменный конек Хадид - крайности в формообразовании.
Ее объекты наполнены кривыми линиями
и диссонансными углами, она всегда использует
искаженный вид перспективы для создания
дополнительного чувства динамики и деформации.
Некоторые критики сравнивают ее архитектуру
с атомным взрывом. Сама же Хадид любит
подчеркивать свою приверженность к идеям
супрематизма Казимира Малевича и его
архитектонам.
"Я поверила в то, что здания могут висеть
в воздухе. То есть я знаю, что на самом
деле они опираются на землю, но выглядит
это так, будто они не касаются поверхности.
Для инженеров, с которыми я работаю, мои
проекты – это постоянная головная боль.
Сейчас строительные технологии развиваются
в двух направлениях: первое можно назвать
стилистическим, второе - конструктивным.
Я не думаю, что следует использовать технологии
для декорирования, мне интереснее строить
здания, в которых инженерная составляющая
становится невидимой. Например, вы не
видите колонн, но не потому, что у здания
отсутствует структура, а потому, что эта
структура спроектирована по-другому".
Пример. Центральное здание завода BMW в
Лейпциге, построенное по проекту Захи
Хадид, было признано лучшей постройкой
на территории Германии (по версии Федеральной
палаты архитекторов) в 2005 году. Даже снаружи
здание выглядит футуристично, но все
самое интересное скрывается внутри. "Белые"
и "синие воротнички" работают здесь
практически в одном пространстве - сборочные
линии проходят под высоким потолком фойе.
Кузова на конвейере, подсвеченном голубым
светом, проплывают над самыми разными
помещениями - от коридоров и кабинетов
до лабораторий и залов заседаний. Благодаря
этому все служащие компании могут наблюдать
процесс производства. Так же, как и в Стеклянном
заводе Volkswagen, здесь расположены выставочные
помещения, ресторан, проводятся экскурсии
для посетителей. Вот только плоская стеклянная
крыша, придуманная Хадид, даже такому
концерну, как BMW, оказалась не по карману,
и в целях удешевления ее решено было сделать
бетонной. Но это скорее исключение - в
последнее время воплощениям идей Захи
Хадид ничто не препятствует. Слишком
они красивы и необычны, чтобы менять в
них даже самые незначительные детали.
"Каждый мой проект - это своего рода
ландшафт. Очень важно то, как вы расположите
в этом ландшафте необходимые вам элементы,
какой будет его топография, каков будет
угол падения света. Архитектор должен
думать о том, будет ли человеку просто
ориентироваться в нем, сможет ли он легко
найти путь назад, если захочет вернуться
и еще раз посмотреть на что-то, что уже
видел. В проекте обязательно должна присутствовать
значительная доля странного. Проект,
как любой подлинный объект желания, сначала
должен казаться загадочным, словно незнакомая
территория, которая ждет, чтобы ее открыли
и исследовали".
Характеристика Vitra Fire Station
История компании “Vitra”
началась в 1934 году, когда Вилли Фельбаум
(Willi Fehlbaum) купил фирму, производившую оборудование
для магазинов. Однако, после поездки владельца
в Америку, она была перепрофилирована
под выпуск мебели. Большую роль при принятии
этого решения сыграл стул, разработанный
Чальзом и Рэйем Эймсами (Charles and Ray Eames).
Его дизайн произвел огромное впечатление
на Вилли, который сам захотел выпускать
подобные образцы мебельной продукции.
В 1950 году компания получила название,
которое известно и поныне - Vitra. Ее производство
находилось в Вайль-на-Рейне (Weil am Rhein, Germany).
Особый статус лидера в своем сегменте
рынка, компания заслужила благодаря не
только функциональности и практичности
своей продукции, но и высоким уровнем
дизайнерских решений. Для достижения
этого звания, “Vitra” стремилась работать
только с самыми известными дизайнерами
и архитекторами из разных стран.
В 1981 году из-за пожара было уничтожены
практически все производственные площади.
Строительство нового здания фабрики
было поручено английскому архитектору
Николосу Гримшоу (Nicholas Grimshaw). Спустя пят
лет было построено еще одно здание, спроектированное
португальским архитектором Альваро Сизом
(Álvaro Siza). Постепенно выставочные и производственные
помещения для “Vitra” создавали по проектам
Захи Хадид (Zaha Hadid) и Тадао Андо (Tadao Ando).
Архитектор всегда пыталась разрушить
общепринятые каноны и «растянуть» рамки
привычного пространства, придав ему мощный
двигательный импульс. С этой же целью
– усиления внутреннего движения и деформации
– Заха Хадид, полностью отметая общепринятую
геометрию, использует искаженную перспективу,
выявляющую острые углы и кривые линии.
Но современный мир не стоит на месте:
меняются взгляды людей на многие вещи,
художественные, общественные, социальные,
да и – что кривить душой – политические
установки. Постепенно к Захе Хадид приходит
признание. Одной из первых осуществлённых
разработок становится пожарная часть
мебельной компании Vitra, напоминающая
бомбардировщик «Стелс» (1993). По словам
самой Хадид, всплеск интереса к ее творчеству
начался после того, как в 1997 году был построено
здание музея Гуггенхейма в Бильбао (Испания)
по проекту Франка Гери (Frank Gehry). А после
участия в строительстве Центра современного
искусства Розенталя в Цинциннати (США),
открывшегося в 2003 году, идеи Захи Хадид
становятся по-настоящему востребованными.
Она является архитектором, который
последовательно отодвигает границы понятий
об архитектуре и городском проектировании.
Ее работы экспериментирует с новыми пространственными
понятиями, усиливающими существующие
городские пейзажи. С упорством провидца,
эстетичного и любопытно-жадного, который
охватывает все области проекта, от объектов
городского масштаба до предметов интерьера
и мебели, она двигается через препятствия
к полноценным и завершённым проектам
общемирового масштаба.
Сегодня западные критики по праву называют
её самым перспективным архитектором
ближайшего десятилетия. Её творческой
энергии, художественному потенциалу
и наполеоновскому размаху может позавидовать
не одна сотня «продвинутых» мастеров.
Каждый новый проект выглядит ещё более
дерзким и новаторским по сравнению с
предыдущим.
4. Заключение
Архитектор всегда пыталась разрушить
общепринятые каноны и «растянуть» рамки
привычного пространства, придав ему мощный
двигательный импульс. С этой же целью
– усиления внутреннего движения и деформации
– Заха Хадид, полностью отметая общепринятую
геометрию, использует искаженную перспективу,
выявляющую острые углы и кривые линии.
Сегодня западные критики по праву называют
её самым перспективным архитектором
ближайшего десятилетия. Её творческой
энергии, художественному потенциалу
и наполеоновскому размаху может позавидовать
не одна сотня «продвинутых» мастеров.
Каждый новый проект выглядит ещё более
дерзким и новаторским по сравнению с
предыдущим.
В 2004 году Заха Хадид стала первой в истории
женщиной-архитектором, награждённой
Притцкеровской премией за 29 лет существования
награды. В 2005 году её избрали лучшим дизайнером
года в рамках первой выставки дизайна
Design Miami 2005.
Надо отметить, что планирование работ
бюро Zaha Hadid Architects ведётся более чем на
10 лет вперёд. Впереди нас ждёт ещё множество
новых творений, порождённых неисчерпаемой
фантазией Захи Хадид, – вестников динамичной,
неповторимой и смелой архитектуры будущего.
Она является архитектором, который
последовательно отодвигает границы понятий
об архитектуре и городском проектировании.
Ее работы экспериментирует с новыми пространственными
понятиями, усиливающими существующие
городские пейзажи. С упорством провидца,
эстетичного и любопытно-жадного, который
охватывает все области проекта, от объектов
городского масштаба до предметов интерьера
и мебели, она двигается через препятствия
к полноценным и завершённым проектам
общемирового масштаба.
Сейчас Заха Хадид в работает над различными
проектами, включая: Морскую паромную
переправу в Салерно, Италия, Высокоскоростной
вокзал в Неаполь-Афроголе, Италия; жилищный
проект во Флоренции, Италия; городская
площадь и кинокомплекс в Барселоне, Испания;
дизайн интерьера для “Отель Пеэрта Америка”
в Мадриде, Испания; жилищный проект в
Вене, Австрия; “Мэгги Центр” в Киркэлди(Kirkcaldy),
Шотландия; Департамент Культуры Спорта
в Монпелье, Франция; 2 крупных объекта
в Абу-Даби; башня Центра искусств в Бэртсвилле(Bartlesville),
США; Музей Гуггенхейма в Тайчжуне, и Оперный
театр Гуанчжоу в Китае.
5. Литература.
1. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну - Издательство:
Архитектура-С, 2007 г., 336 стр.
2. Essay by Aaron Betsky. Zaha Hadid. The Complete Buildings and Projects.
- N.Y.: Thames@Hudson, 1998.
3. В.И. Иовлев. Экопсихология для архитекторов:
процесс и форма. - Екатеринбург: Полиграфист,
1992.
4. В.И. Иовлев. Концепция архитектурной
формы и творчество А.Э. Коротковского
// Семиотика пространства. - Екатеринбург:
Архитектон, 1997.
5. Шлыков В.Н. Влечение. Краткий очерк.
- Екатеринбург: Уральское психоаналитическое
общество, 2004..
6. Юнг К. Аналитическая психология. - СПб:
Кентавр, 1994.