Тенденции и динамика урбанизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

При сохранении темпов роста населения и развития процесса урбанизации, большие города займут к 2030 году территорию, равную площади Франции, Германии и Испании, вместе взятых, число горожан на планете будет увеличиваться на 1 миллион каждую неделю и к 2050 году может возрасти почти в два раза, с 3,5 до 6,3 миллиарда человек. Эксперты подсчитали, что в таком случае к 2030 году городское пространство должно увеличиться примерно на 1,5 миллиона квадратных километров.

Содержание

Введение.
Тенденции европейского градостроительства.
Углеродно - нейтральный город. Масдар.
Вывод.
Список используемой литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Урбанизация.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

               БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «  Градостроительства »

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

«Тенденции и динамика урбанизации»

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнили: студентки гр. 111128

                                                                                            Громыко Алина

                                                                                       Мухо Полина

                                                            Проверил: Потаев Г.А.

 

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание:

  1. Введение.
  2. Тенденции европейского градостроительства.
  3. Углеродно - нейтральный город. Масдар.
  4. Вывод.
  5. Список используемой литературы.
  6. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
При сохранении темпов роста населения  и развития процесса урбанизации, большие города займут к 2030 году территорию, равную площади Франции, Германии и Испании, вместе взятых, число горожан на планете будет увеличиваться на 1 миллион каждую неделю и к 2050 году может возрасти почти в два раза, с 3,5 до 6,3 миллиарда человек. Эксперты подсчитали, что в таком случае к 2030 году городское пространство должно увеличиться примерно на 1,5 миллиона квадратных километров.

За сто лет количество городов- миллионников выросло с 20 до 450, притом, что городская застройка до сих пор занимает менее 5% территории Земли.

В развивающихся странах урбанизация  приняла стремительный и неуправляемый  характер. В Латинской Америке, где уровень урбанизации наиболее высок из всех регионов развивающихся стран (70%), особенно ярко выражена одна особенность урбанизации этих стран. Она называется «ложной урбанизацией». Это такая разновидность, при которой доля городского населения немного превышает долю экономически активного населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина такой урбанизации — постоянный приток в города неимущего сельского населения. Безземелье и отсутствие возможности получить заработок в деревне «выталкивают» миллионы людей в город, который уже не в состоянии обеспечить их жильем и работой. Благодаря этому притоку рост города носит взрывной характер. Происходит формирование трущобных районов с антисанитарными условиями жизни. Такие районы называются «пояса нищеты». В них может проживать от 30 до 50% населения многих крупных городов. Такая «трущобная» урбанизация во многом будет определять картину расселения в развивающихся странах.

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции европейского градостроительства.

В Европе свою модель трансформации уже нашли. Это  — город с высоким качеством  жизни, ключевой элемент общества умеренных  потребностей.

       

            Основные тенденции европейского градостроительства таковы:

Возведение компактных городов с плотной застройкой. Считается, что «растягивание» города чрезмерно увеличивает расходы на содержание социальной и инженерной инфраструктуры. Плотная застройка характеризуется более низкими энергетическими затратами, интенсивной социальной жизнью и возможностями для обеспечения безопасности жителей. Она же позволяет эффективно использовать системы общественного транспорта. Европейское градостроительство сегодня — это не освоение новых территорий, а восстановление промышленных зон и конверсия деградирующих территорий.

Приоритетное развитие общественного транспорта. Современный европейский город — это город людей, а не автомобилей. Город для автомобилистов потребляет много энергии и оказывается неудобным: львиную часть пространства занимают дороги и парковки. Выход — в приоритетном развитии систем общественного транспорта. Хит последних 10–15 лет — скоростной трамвай. Характерен пример Парижа: за десять лет будет потрачено 35 млрд евро на строительство новых вокзалов и пересадочных узлов, на линии скоростных железных дорог, метро и скоростного трамвая.

Формирование общественных пространств. Речь идет об участках города, предназначенных для беспрепятственного посещения публикой: парках, развлекательных центрах, пешеходных зонах, музеях, лекториях и так далее. Развитые общественные пространства обеспечивают высокое качество жизни в городе. Примером может служить принятая в Лондоне в 2002 году программа создания 100 общественных пространств.

Возврат к квартальной  структуре города. Европейское градостроительство отказывается от микрорайонной структуры города в пользу кварталов. В чем достоинства квартала? В гармоничном балансе «общественное—частное». Улицы по фронту квартала становятся общественными пространствами с магазинами, кафе и проч. При этом внутри кварталов создаются уютные дворы. Плюс квартальная застройка обеспечивает большую транспортную проницаемость города. Но самое главное: кварталы значительно меньше микрорайонов, такая застройка воспринимается более человечной. В кварталах, в отличие от микрорайонов, возможно создание полноценных комьюнити.

Отказ от функционального  зонирования городов. Принцип жесткого функционального зонирования города, когда в районе сконцентрированы здания с одной функцией (жилье, офисы или промышленность), был введен в мировую практику в 1920-е годы, чтобы отодвинуть жилые районы от «грязных» заводов. Сейчас для многих городов это уже неактуально. Отказ от жесткого функционального зонирования позволяет избежать маятниковой миграции населения по маршруту «район жилья — район работы». Многофункциональная застройка создает новую городскую среду — более разнообразную, интенсивную по коммуникациям.

Ставка на креативный город и создание локальных подцентров. Передовые европейские города переформатируют в города креативные, где творчество и самореализация человека становятся основой всего. Для создания креативного пространства часто используется такой градостроительный прием, как создание локальных подцентров. Вокруг публичных пространств образуется так называемое третье место — third place («первое место» — это жилье, «второе» — работа). «Третье место» является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы.

Строительство нового социального жилья. В последнее десятилетие правительства европейских государств стали резко увеличивать бюджеты, отведенные на строительство социального жилья, что доказывает: либеральная модель, когда человек зарабатывает и сам покупает себе жилье, не работает для все большей части населения.

 

 

Углеродно - нейтральный город. Масдар.

Впервые в истории цивилизации городское население количественно превзошло сельское. 1000 лет человек жил в гармонии с природой лишь последние 100-150 лет происходит невероятная урбанизация общества

Фермер работает на поле собирает ,урожай, кормит семью  и он счастлив --это жизнеподдерживающий цикл если же все фермеры устремятся в город—возникнет проблема. Паренек гораздо больше заработает на продаже арахиса, чем на поле в отдалённом районе.

Поэтому изучаемые нами города изобилуют  уличными торговцами. Как обеспечить всех этих людей едой энергией, бензином. На западе промышленная революция шла около 200 лет, в Китае она еще закончится  через пару десятков. Задача архитекторов не просто  спроектировать города, которые спасут нашу планету от катастрофы, но и сделать это быстро.

Масдар -- это попытка сделать такой шаг в пустыне строится углеродно-нейтральный город где будет проживать около 100 тыс человек. Основой таких поселений является исследовательский центр. Масдар совместит дом и работу со всеми источниками энергии и автономной системой переработки отходов, переработки и методов строительства ставят целью увеличить использование вторсырья и уменьшить углеродный след.

Передвижение по городу будет осуществляться с помощью электромобилей, управляемых  невидимыми датчиками и скользящих под платформами пешеходов. Если будет изобретен транспорт более  эффективный и радиоуправляемый и движущийся по дорогам, его нужно  как-то отделить от людей, поскольку  люди существа непредсказуемые, а значит уровень города должен быть поднят .

Трагедия заключается в том ,что в данной ситуации, не терпящей отлагательств, когда на кану в буквальном смысле стоит вопрос  о нашем выживании как вида, я нахожу непостижимым тот факт, что у нас имеется только один Масдар. Если бы проводилось даже 20 таких экспериментов ,и тогда нашелся бы человек, который бы спросил : почему 20 ..это непостижимо. Я не знаю что сказать. Чтобы соединить все это вместе должна быть проявлена политическая инициатива. Полагаю людей надо довести до полного отчаяния, чтобы они начали действовать, чтобы потом мы не задавали себе вопрос: Мы вовремя очнулись или все-таки слишком поздно?

Таким образом, наша разработка предложений сосредоточен на поставку трехключевых вопросов: 
 
Продуктивность -  демонстрация преимуществ технологии устойчивого развития в современной, динамичной архитектурной среде. 

Активизация - включение или работа устойчивых технологий в соответствии с функциональными потребностями среды 24 часа в сутки и 365 дней в году. 

Взаимодействие - поддержка и стимулирование социальной динамики, где жизнь, ценности, идеалы и взгляды населения Масдара постоянно изменяются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Проанализировав проблемы урбанизации в ходе работы над темой, мы отметили основные решения и направления работы. Среди них увеличение эффективности и многофункциональности пространства и городских систем, ввод ограничений на размер жилплощади в пределах города, улучшение дошкольного и школьного образования, уменьшение социальной сегрегации, а также внедрение более энергоэффективной и углеродно-нейтральной среды , здорового образа жизни людей.

Что касается Беларуси, по уровню урбанизации наша страна достигла самого высокого показателя на постсоветском пространстве. Согласно данным ресурсного центра Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) 74% жителей Беларуси проживают в городах. Такие же показатели зарегистрированы в Чехии и Швейцарии.

Более 80% миграционного прироста населения  столицы - молодые люди 15-19 лет, которые  приезжают продолжать обучение в  ссузах и вузах. Значителен и поток мигрантов в возрасте 20-24 года. Однако молодежь составляет и основную часть выбывших из Минска. Молодые люди получают образование и отправляются в родные места или в регионы по распределению, а также в поиске работы. Все областные центры теряют свое население в возрасте 15-19 лет при обмене населением с Минском, даже с учетом притока молодежи на учебу из районных центров и сельской местности.  

 

Устойчива тенденция оттока населения из всех областей в Минск. Также отмечается приток населения из других областей Беларуси в Минскую область. Она  теряет население только в обмене с Минском.

 

Европейские ученые отмечают отличие, свойственное белорусскому процессу урбанизации. Если в Восточной Европе и Центральной  Азии миграция идет из сельских районов  в города как таковые, то Беларуси свойственно переселение не только из деревень, поселков, но и явное  устремление даже из крупных областных  городов переехать именно в столицу. В Минске живет 1 млн. 797 тысяч человек.

Таким образом, процессы урбанизации в  стране развиваются неравномерно: прирост  городского населения в большей  степени обеспечивает Минск и  западные регионы Беларуси.

 

Список использованной литературы:

  1. http://expert.ru/expert/2011/40/trendyi-evropejskogo-gradostroitelstva/

 

  1. «Welcome to the Urban Revolution: How Cities Are Changing the World»

            Jeb Brugmann, Bloomsbury Press, 2010.

  1. «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?» Carlos Carcas, Норберто Лопез Амаду.  США, Германия, Франция, Великобритания, Испания, Швейцария, Гонконг, Китайия, Франция, Великобритания, Испания,Швейцария, Гонконг

Китай ,2010.

  1. http://telegraf.by/2012/02/belarus-po-urbanizacii-operejaet-strani-eks-sssr
  2. «Урбанизация и глобализация» Ю-Ман Йеунг, Фу-чен Ло,2001

        

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Тенденции и динамика урбанизации