Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:04, контрольная работа
Расходы бюд¬жета представляют экономические отношения, которые возни¬кает между государством, с одной стороны, и предприятиями, ор¬ганизациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и ис¬пользования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фон¬да.
Формирование расходов базируется на следующих принципах:
- единые методологические основы;
- существующие нормативы минимальной бюджетной обеспеченности;
органы местного самоуправления имеют право увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг, в соответствии с имеющимися своими финансовыми возможностями.
Состав и структура расходов государственного бюджета России.
Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.
Формирование расходов базируется на следующих принципах:
Главным источником денежных поступлений в бюджет является: национальный доход, национальное богатство, внутренние и внешние займы.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1) по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.
2) по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.
Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. Качественная отражает экономическую природу явления и устанавливает назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания также подразделяются на текущие расходы и затраты капитального характера – капитальные расходы.
Основная часть средств
Капитальные расходы – это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.
Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.
Рассмотрим
расходы Федерального бюджета Российской
Федерации на 2002 г. Данные приведены в
таблице №2.
Всего расходов | 1871871,1 |
в том числе | |
Государственное управление и местное самоуправление | 56670,6 |
Судебная власть | 18857 |
Международная деятельность | 46653,8 |
Национальная оборона | 281969,7 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 165999,4 |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 29396,9 |
Промышленность, энергетика и строительство | 53371,3 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 22267,6 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 9613,5 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 5304,3 |
Развитие рыночной инфраструктуры | 20 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | |
Предупреждение и ликвидация последствий | 8400,7 |
Образование | 78124,1 |
Культура, искусство и кинематография | 10146,5 |
Средства массовой информации | 9890,8 |
Здравоохранение и физическая культура | 30694,9 |
Социальная политика | 406250,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 289734,3 |
Пополнение государственных запасов и резервов | 527,3 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 245353,7 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров | 10230,3 |
Мобилизационная подготовка экономики | 500 |
Исследование и использование космического пространства | 9712 |
Расходы на проведение военной реформы | 16545 |
Дорожное хозяйство | 54519,4 |
Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды | 11117,5 |
Структура расходов в федеральном бюджете на 2002 год.
Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:
• государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;
• финансирование:
Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отраслевые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осуществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства.
3. В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.
Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.
Использование
бюджетных средств для
Правительством РФ приняты решения: о реструктуризации до 2005 г. долга предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд, предоставленных предприятиям топливно-энергетического комплекса; о выделении администрациям субъектов РФ, расположенных в Дальневосточном регионе, средств на компенсацию тарифов на электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности федерального бюджета по ссудам субъектам РФ, сельское хозяйство которых пострадало от засухи.
4.
Значительные бюджетные
Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам (выплата пенсий).
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав – на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.
5.
Часть бюджетных средств
6. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 1,5 % от общей суммы расходов Федерального бюджета на 2002 г.
7. Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей.
8.
Наиболее значительный рост
В составе капитальных расходов федерального бюджета формируется бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом. Он используется для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.
Информация о работе Состав и структура расходов государственного бюджета России