Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:31, контрольная работа
Уже второй год наш в нашем классе ведется предмет – мировая художественная культура. Когда мы только начинали его изучать, было совершенно непонятно – зачем нам это надо? Но постепенно мы убедились, сколько интересной и очень нужной информации несут в себе эти уроки, как они повышают наш общий уровень культуры, формируют чувство прекрасного.
Введение
Уже второй год наш в нашем классе ведется предмет – мировая художественная культура. Когда мы только начинали его изучать, было совершенно непонятно – зачем нам это надо? Но постепенно мы убедились, сколько интересной и очень нужной информации несут в себе эти уроки, как они повышают наш общий уровень культуры, формируют чувство прекрасного.
На уроках МХК мы изучаем много городов и архитектурных сооружений,
много разных достопримечательностей. Санкт-Петербург с его замечательными памятниками архитектуры, сразу же вызвал у меня живой интерес. Захотелось узнать об этом городе как можно больше. Все, у кого я спрашивала: «Что вы знаете о Санкт-Петербурге?», - как один, сразу же отвечали: «Да это же самый красивый город!». Тогда задавался вопрос: «Откуда вы знаете, что он самый красивый? Вы там были?». Печально, но факт – сам города почти никто из моих знакомых не видел, а говорят что самый красивый, потому что слышали об этом. Да, все знают, что Санкт-Петербург самый красивый город России и один из красивейших городов мира. Можно согласиться с этим утверждением, поверив людям повидавшим мир, но нужно все же попытаться выяснить - почему же Санкт–Петербург считают самым красивым городом России? Ответ на этот вопрос и будет итогом данной работы.
Тема предлагаемой работы – «Санкт-Петербург – самый красивый город России». Выбор данной темы обусловлен одной, но зато очень важной причиной. Суть этой причины в том, что мы живем очень далеко от Москвы и Санкт-Петербурга, и вряд ли большинство жителей нашего района когда-нибудь смогут в них побывать, увидеть своими глазами. Но знать об этих городах, как настоящие патриоты своей страны, мы все просто обязаны. Поэтому данная работа будет способствовать знакомству с одним из главных городов России, с Санкт-Петербургом, ее можно будет использовать на уроках МХК или классных часах.
Таким образом, можно выделить основную цель данной работы: найти ответ на вопрос – почему Санкт-Петербург считается самым красивым городом России?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно решить следующие задачи:
1. Проследить историю застройки Санкт-Петербурга, выяснить ее особенности.
2. Рассмотреть некоторые архитектурные сооружения Санкт-Петербурга.
3. Дать характеристику современному облику Санкт-Петербурга.
Рассмотрению вопроса основания Санкт-Петербурга и особенностей его застройки посвящена первая глава предлагаемой работы. В следующей главе будет рассмотрено несколько архитектурных шедевров города. Третья глава посвящена современному Петербургу. В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.
При подготовке данной работы были использованы различные источники: как научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга.
Глава первая
Для того, чтобы выяснить, почему Санкт-Петербург считается самым красивым городом России, нужно, в первую очередь, обратится к самым истокам создания города. Чем же строительство Санкт-Петербурга отличалось от строительства других русских городов? Может быть здесь кроется то важное, что и отличает этот город от других.
Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, — 13 (27) мая 1703 года. Эту дату принято считать днем основания Петербурга. Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость (приложение №1). Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для "работных людей", был создан первоначальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позднее Коллегий, Таможни, торговыми рядами и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный деревянный "дворец", известный под названием домика Петра Великого. Домик Петра - это единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит из двух "светелок", разделенных "сенцами". Снаружи стены были расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом" (приложение №2).
Указом Петра в 1703 была создана «Канцелярия от строений», руководившая всеми работами, однако фактически возглавлял все сам Петр. Царь велел архитектору Д.Трезини разработать типовые, или, как тогда говорили, «образцовые», проекты домов для трех слоев горожан: «подлых», к которым причисляли ремесленников и мелких торговцев, «зажиточных» и «именитых» (приложение №3). Улицы решено было прокладывать прямыми и широкими. Так до сих пор выглядит главная магистраль города – Невский проспект. Тогда же Петр распорядился, чтобы дома не стояли в глубине дворов, как это было в других городах России, а своими фасадами образовывали красную линию улицы. Дворы и сады должны были располагаться позади домов.
Петербургские постройки того времени - жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения - были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более "европейского" образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Расписывание дерева под камень как бы определило дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.
Петропавловская крепость на первых порах (1703г.) представляла собой земляной вал со рвом. В 1704 году на территории крепости была выстроена церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была срублена из дерева, однако расписана была под каменный вид желтым мрамором" и украшена шпицами. В 1706-1787 годах крепостные стены куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д.Трезини и др.).
Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости на противоположном берегу Невы осенью 1704 года было начато строительство Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью. В 1711 году (когда стало развиваться строительство мазанковых зданий), вместо деревянной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус с высокой башней и неизменным шпицем (приложение №4). Вслед за строительством Адмиралтейства, развернулась и застройка прилегающего района - так называемого Адмиралтейского острова, куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.
После победы в Полтавской битве (1709г.) и освобождения Выборга от шведов (1710г.), когда безопасность Петербурга упрочилась, город застраивался значительно быстрее. С новой силой развернулись работы по застройке города после победы над шведской эскадрой у мыса Гангут (27 июля 1714г.). Для ускорения строительства новой столицы был издан указ от 9 октября 1714 года запрещавший возведение новых каменных зданий по всей России, кроме Петербурга. Большую роль в застройке города сыграл также указ от 24 октября 1714 года о доставке каждым приезжающим в Петербург определенного количества камней. Застройка города шла главным образом по берегам Невы и ее рукавов. Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства расходились радиальные направления новых улиц, легших в основу будущей трехлучевой системы планировки центральной части города. После 1709 года началось строительство и на берегу Васильевского острова (приложение №5). Там были построены дворец Меншикова (1710-1716гг., архитектор Дж.М.Фонтана, закончен архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера (1718-1734 гг., архитекторы Г.И.Маттарнови, затем Г.Кьявери; завершил строительство здания, придав ему дошедшие до нас формы, М.Г.Земцов), здание Двенадцати коллегий (1722-1742 гг., архитектор Д.Трезини) и ряд особняков. На Адмиралтейском острове был в 1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев и садовый мастер Ян Розен), в котором в 1710-1714 годах возник каменный Летний дворец Петра 1 (архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер и другие). В Петропавловской крепости на смену деревянной церкви архитектором Д.Трезини при участии И.Устинова, М.Г.Земцова и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский собор с высоким шпилем на колокольне (приложение №6), сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым и другими.
Архитектура Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных элементов. Это объясняется специфическими условиями строительства: поспешностью, утилитарным характером строительства, недостатком строительных материалов, природными особенностями местности.
В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была создана "Комиссия о Санкт-Петербургском строении", на которую было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В нее вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, по которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих десятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная система центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени. В соответствии с этой системой в 1738 году была проложена между уже существовавшими проспектами Невским (1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица. Основные элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом, были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени.
Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного убранства, имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытный архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных форм и национального русского декоративного искусства.
Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчий В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800гг.), и И.Е.Старов, создатель Таврического дворца (1783-1789гг.) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778-1790гг.). В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль сыграл в конце XVIII - начале XIX века Дж.Кваренги: им построены главное здание Академии наук (1783-1789гг.), здание Ассигнационного банка на Садовой ул. (1783 - 1790гг.), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787гг.), Смольный институт (1806-1809гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой ул. (1796-1801гг.). Наивысшего расцвета градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIX в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, были завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города.
Таким образом, Петербург — первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану (первый дошедший до нас план города датирован 1716). Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, являющихся определяющими в архитектуре Санкт-Петербурга.
Глава вторая
Архитектурные шедевры Санкт-Петербурга
Петербург - один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминантны, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площадки, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающейся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер. Целостность архитектурного строительного ансамбля, сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, а также дворцово-парковые комплексы являются, как бы единым художественным произведением.
2.1. Петропавловская крепость
Первые несколько лет основные строительные работы велись на Заячьем острове. Здесь выросла крепость Санкт-Питер-Бурх явившаяся ядром будущего города (приложение №1). Уже через год появились шесть бастионов (выступающие из крепостной стены укрепления). Хотя бастионы и были земляными, забота о каменном строительстве нового города являлось одной из важнейших Петра.
Крепость должна была представлять собой сомкнутую цепь из бастионов и куртин (куртины – это стены соединяющие бастионы). На бастионе устанавливали сигнальную Флагшточную башню и пушку, выстрел которой оповещал о наступлении полудня - традиция, сохранившаяся и в наши дни. Также в куртинах были устроены, пять проездных ворот, главные из которых – Петровские. По виду они напоминают триумфальную арку, богато – украшенною скульптурой.
29 июня 1703г., в день апостола Петра – христианского покровителя царя-реформатора на территории строящейся крепости был заложен Петропавловский собор (приложение №6). Высота собора, со шпилем (остроконечная завершение здания) составляет более 120м. Вплоть до ХХ века это было самое высокое здание в России.
Во многом необычен собор и внутри. Его стены украшают религиозные картины, написанные в новой, реалистической манере. Деревянный иконостас Петропавловского собора не имеет ничего общего с древнерусскими. Он сделан в виде триумфальной арки и украшен не только живописью, но и скульптурой.
Информация о работе Санкт-Петербург - самый красивый город России