Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:08, реферат
Важно отметить, что русская архитектура периода средневековья
формировалась в борьбе двух укладов – патриархального и феодального,
и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в архитектуре феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех ее видах.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ X-XVIIВВ…………………….6
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ XIV-XVВВ…………………………………..…...10
Построение Успенского Собора. Его архитектурные особенности…...10
История Благовещенского монастыря…………………………………..13
Покровский Собор………………………………………………………..23
Палаты Троекурова в Москве……………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………...27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………28
Успенский собор. План
Архитектура Успенского собора довольно
необычна для русского зодчества10.
В плане это шестистолпный пятиглавый
собор. Строгий мерный ритм расстановки
столбов отразился во всем композиционном
строе здания, проникнутом беспримерной
для русского зодчества математичностью
построения. Вместо привычной крестово-купольной
системы, когда центральные членения храма
перекрываются сводами, образующими в
плане крест, причем обычно они (центральные
членения) шире боковых, здесь одинаковые
квадратные клеточки-ячейки плана перекрыты
одинаковыми же крестовыми сводами (в
плане ребра такого свода образуют крест).
Четыре столба собора круглые, два восточных
- квадратные. Квадратные столбы и примкнувшая
к ним алтарная преграда обособляют внутри
восточную часть собора. Деление на неравноценные
восточную и западные части подчеркнуто
и тем, что в алтаре добавлены два дополнительных
массивных столба, поставленных в середине
пролетов арок, переброшенных к восточной
стене. Введение дополнительного южного
столба в известной степени оправдано,
поскольку связано с устройством сводчатых
перекрытий Похвальского придела и размещенной
над ним ризницы. Северный столб добавлен
исключительно ради симметрии и лишен
вообще какого-либо конструктивного значения.
Еще более осложнила задачу Фиорованти
необходимость построения апсид, без которых
не мог обойтись православный храм. В итоге
зодчий вышел из положения, сделав апсиды
глубокими, как пеналы и как бы вдвинутыми
в восточную часть здания.
Внешний вид храма более традиционен11.
Фасады делятся лопатками на равные части:
северный и южный - на четыре, западный
и восточный - на три. Каждое из членений
фасадов завершается полукружием закомары.
Архитектурный декор очень скромный. Гладь
стен прорезается широким аркатурно-колончатым
поясом со щелевидными окнами (несомненно
восходящим к поясу владимирского Успенского
собора). Верхний ряд окон сильно поднят
и частично захватывает поле закомар.
Перспективные порталы вместе с центральным
куполом выделяют основную вертикальную
ось здания. Апсиды равной высоты несколько
понижены по отношению к основному объему.
С запада к собору пристроена крытая паперть.
Мнение о том, когда она была построена,
у исследователей расходятся.
История Благовещенского монастыря.
Самый известный московский храм, освященный
во имя праздника Благовещения, Благовещенский
собор находится в Кремле на Соборной
площади. Один из древнейших в Москве,
он был основан в конце XIV века
как домовый храм великокняжеской,
а потом и царской семьи
при кремлевском
Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца13.
В 1484-1489 г.г, спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.
И
хотя в то время в Москве уже
трудились искуснейшие
И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая - они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.
В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.
В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о 9 главах и построен "по образцу греческих храмов Х века", как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных14.
Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, - к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.
Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время "лучший художник российский" мастер Федор Едикеев.
И в настенной росписи на паперти
Благовещенского собора появились
изображения древнегреческих
Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.
И
еще считается, что Федор Едикеев
мог и не быть новатором, а использовать
образы первой росписи старого деревянного
храма, "во вкусе греческого письма".
Дело в том, что первые митрополиты
на Руси были греками по происхождению,
и эта традиция воспоминания великих
языческих философов могла
Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался "на Царском дворе у сеней", только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором16.
Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней - мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.
Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка "не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм". После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.
Он
возобновил уникальную роспись храма,
пострадавшую в огне пожара 1547 года,
подарил в собор храмовый образ
Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского
Юрьева монастыря, и повелел сделать
в соборе с левой стороны крытую
галерею. Там с 1572 года царь стоял
отдельно во время богослужения после
того, как вопреки церковному правилу
вступил в четвертый брак. Здесь
же, в южном приделе находилась
и его молельня. В марте 1584 года
с крыльца Благовещенского
А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота - тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого. (см. нашу публикацию от 6 апреля с.г.)
Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы18.
Однако
это всего лишь легенда. Существует
множество истолкований о смысле
символа полумесяца, именуемого цатой.
Есть версии, что цата - это христианское
изображение якоря как символа
спасения, или попранного червя как
символа смерти, или чаши Грааля,
в которую стекала кровь
Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата - это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.
В
Благовещенском соборе хранились многие
православные святыни. Один редчайший
по иконографическому типу образ
Благовещения был написан на стене
храма. "Тут Пресвятая Дева изображена
у кладезя черпающей воду. При
виде Ангела в облаках Она возводит
на него взоры с изъявлением удивления"
И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости19.
Здесь
же, в Благовещенском соборе, хранилась
чудотворная Донская икона
Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", - колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого - около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.
Информация о работе Русская архитектура X-XVII вв. Архитектура Москвы XIV-XVвв.