Поселок. Типология жилья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Сельское расселение – сложная, динамическая, изменяющаяся система с разветвленной, иерархической вертикальной структурой.
Формы расселения различаются по совокупности внешних признаков населенных мест, главными из которых являются: размер, количество поселений, условия их размещения на территории землепользования.

Работа содержит 1 файл

Поселок.doc

— 804.00 Кб (Скачать)

лы; 4 — железнодорожные станции; 5 — автодороги общегосударственного значения; 6 

— тоже, республиканского значения; 7—то же, областного значения; 5 —то же, мест 

ного значения; 9 — остановки на скоростных автомагистралях; 10 — парковые автотрас 

сы; 11 — маршруты годного транспорта; 12 — пристани; 13 — автовокзалы; 14 — 

автохозяйства; 15 — станции технического обслуживания; 16 — мотели; і 7— кемпинги; 

18 аэропорты; 19 — аэродромы; 20 — посадочные площадки; 21 —технические кате 

гории автодорог (I...V)

 

 

При разработке проектов районной планировки система магистральных дорог, выходящих за пределы рассматриваемой территории, принимается в основном как заданная, но с возможными ее уточнениями (в случае устаревших рекомендаций схем районной планировки). В проектах детально прорабатывается сеть местных дорог, обеспечивающих необходимые внутрирайонные связи и координацию дорожной сети районного значения с коммуникациями более высоких категорий и транспортными узлами.

Железнодорожный транспорт. Категория железных дорог зависит от грузонапряженности и размеров движения пассажирских поездов.

Круг вопросов, относящихся  к организации железнодорожного транспорта в районной планировке, включает разработку ' предложений по развитию сети подъездных путей к промышленным комплексам, речным и морским портам, пристаням и аэропортам. В некоторых случаях рекомендуется строительство новых железнодорожных линий, веток и обходов сложных железнодорожных узлов.

При наличии в районах  железнодорожных линий необходимо максимально их использовать для организации регулярного движения пассажирских поездов.

Головные участки магистральных  железных дорог на подходах к крупным городам, по характеру их совместного использования для дальних и пригородных перевозок следует рассматривать не только как элементы магистральной сети, рассчитанной на транзитное движение по отношению к проектируемому району, но одновременно и как основную сеть транспортных коммуникаций районного значения. Для повышения пропускной способности на этих участках следует предусматривать строительство дополнительных вторых, третьих и более путей.

Автомобильный транспорт. Функциональное назначение различных категорий автомобильных дорог при проектировании транспортной сети должно устанавливаться в соответствии с классификацией, согласно которой их народнохозяйственное значение связывается с численностью населения городов, которое они соединяют.

Водный транспорт. Комплекс вопросов по развитию речных путей сообщения включает улучшение судоходных условий рек, строительство судоходных каналов, плотин и шлюзов, выпрямление русел, реконструкцию существующих и размещение новых портов общего пользования на речных путях и т. д.

Характеристики водных путей по глубине судового хода приводятся.

Воздушный транспорт. В схемах и проектах районной планировки должны отводиться территории для аэропортов, аэродромов.

При размещении аэропортов высокого класса принимается во внимание не только обслуживание собственно объекта проектирования, но и интересы населения соседних районов, города и поселки которых находятся в допустимой транспортной доступности от аэропорта. Для повышения доступности аэропортов их следует располагать вблизи существующих или проектируемых железных и автомобильных дорог, а также предусматривать по отношению к аэропортам развитую сеть дорог.

Вертикальный  транспорт. В районах с резко пересеченным рельефом, в частности в районах отдыха и туризма, кроме площадок для вертолетов следует проектировать участки и сооружения вертикального транспорта (канатные дороги, фуникулеры, лифты и др.).

Вертикальный  транспорт должен быть хорошо увязан с туристскими пешеходными маршрутами, автомобильными дорогами - в другими транспортными сооружениями.

Трубопроводный  транспорт. Развитие трубопроводного транспорта в схемах и проектах районной планировки включает проектирование ответвлений от магистральных трубопроводов, а также реконструкцию-действующих линий путем укладки дополнительных ниток труб.

Построение  транспортной системы. Построение общей системы транспортных сетей в плане — конфигурация сети, вид и мощность транспортных коммуникаций и узловых сооружений по пропускной способности — основывается на данных интенсивности пассажиро- и грузопотоков и их направлениям, полученным на основе расчета транспортных корреспонденции районного и межрайонного значения. Конфигурация сети определяется также природно-географиче-скими условиями.

Начертание транспортной сети может быть линейно-узловым, решетчатым, радиальным, кольцевым, петлевым, а также в виде сочетаний этих форм.

В настоящее время  и на ближайшую перспективу основными направлениями транспортных связей, преимущественно в обжитых районах страны, будут радиальные по отношению к административно-промышленным и культурным центрам районов. Эти системы целесообразно развивать, дополняя хордовыми направлениями, непосредственно связывающими периферийные населенные пункты друг с другом и разгружающие города-центры от транзита.

В слабо развитых, но перспективных  районах, расположенных вдоль магистральных железных и автомобильных дорог высокого класса, транспортно-градостроитель-ную структуру целесообразно развивать в направлении формирования прямоугольно-решетчатых систем, с населенными пунктами в узлах, что должно способствовать концентрации населенных мест вблизи магистральных дорог.

Трассы дорог, совпадающие с главными направлениями транспортных связей, как внутрирайонные, так и выходящие за пределы проектируемых районов, следует рассчитывать на высокие скорости сообщения и проектировать возможно более прямыми. При построении транспортных систем локального внутрирайонного значения прогрессивным приемом является применение замкнутых транспортно-планировочных систем, обеспечивающих не менее чем двухстороннее обслуживание каждого населенного пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улицы являются важными  элементами в функциональной структуре  населенного места, представляют собой  части его территории, расположенные между красными линиями'. Они предназначены для движения всех видов транспорта и пешеходов. В соответствии с этой задачей улицы надлежаще оборудуются: проезжая часть, тротуары, полосы зеленых насаждений и др. Кроме этого, улицы выполняют и ряд функций, непосредственно не связанных с транспортным и пешеходным движением. Так, они принимают атмосферные воды, стекающие с территорий кварталов, и по ним эти воды выводятся за пределы населенного места; под улицами размещают сооружения инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплофикация и др-); на улицах устанавливаются столбы электросети, телефона, радио и т. п- Наконец, построение проекта планировки в натуре начинают с расположения на территории осей улиц. Таким образом, улицы вместе с их оборудованием представляют собой техническую основу плана населенного места.

Улицы разделяют территорию на кварталы, районы, микрорайоны и в то же время объединяют их в единое целое. Они служат и композиционной основой плана населенного места, а его архитектурно-планировочная композиция определяется уличной сетью.

В относительно крупных  населенных местах улицы образуют ту или иную систему путей сообщения. По форме начертания плана уличной сети различают системы регулярные, свободные и смешанные.

Регулярные системы характеризуются геометрической правильностью построения планов уличной сети. К ним относятся:

а) прямоугольная, при которой улицы образуют сетку прямолинейных направлений, пересекающихся под прямыми углами. Эта система была известна еще в Древней Греции, где в V веке до нашей эры по проекту архитектора Гипподамуса был построен портовый город Пирей (рис. 11). По прямоугольной системе строились и другие греческие города (Пальмира,АнтиохияАлександрия и др.).

 

 

Схемы основных систем уличной  сети:

 

а — прямоугольная; б — прямоугольно-диагональная; в — радиальная; г — радиально-кольцевая; д —

комбинированная; е — свободная; ж — смешанная.

 

 

б) радиальная — с улицами, расходящимися по радиусам отобщего центра. Эта система появилась в период средневековья.Центром являлось поместье феодала, от которого в разные стороны расходились дороги, которые были одновременно и торговыми путями. Постепенно вдоль этих дорог строили дома крепостные крестьяне и торговые люди. Таким образом, система радиальной планировки развивается стихийно;

в) радиально-кольцевая, при которой радиальные направлениясвязаны кольцевыми улицами. Чем длиннее становились застроенные дороги-радиусы, тем больше затруднялась связь между 
ними, и поэтому возникла необходимость в кольцевых дорогах.Радиальные системы превратились в радиально-кольцевые. Многие города, возникшие в период феодализма на базе таких поселений, имеют в основе своего плана радиально-кольцевую систему улиц: Париж, Берлин и ряд других.

Свободные системы такие, при которых направление улиц не связано какими-либо геометрическими условиями, а подчинено топографическим особенностям территории и главным образом ее рельефу.

Смешанные системы представляют собой композицию уличной сети, состоящую из элементов предыдущих систем.

 

 

 

Региональные  схемы расселения

 

 

В Генеральной  схеме расселения установлена целесообразность формирования региональных  систем   расселения   (РСР)   на

базе народнохозяйственных комплексов союзных республик и крупных экономических районов. Центрами этих систем должны стать столицы союзных республик, другие крупнейшие города, выполняющие функции областных и краевых центров, столиц автономных республик и обладающие значительным экономическим и социально-культурным потенциалом. Региональные системы расселения должны обеспечить полное удовлетворение потребностей населения (городского и сельского) в приобщении к высшим степеням научной и культурной деятельности, получении специального образования, уникальном и высокоспециализированном обслуживании (торгово-бытовом, медицинском и т. п.), долговременном отдыхе и туризме.

Разработка долгосрочных предплановых и предпроектных научно обоснованных предложений по формированию РСР, совершенствованию расселения в союзных республиках и крупных экономических районах — основная цель составления региональных схем расселения.

В задачи разработки региональных схем расселения входят:

определение целесообразных масштабов развития центра региональной системы населенных мест, центров крупных, средних и малых групповых систем населенных мест (ГСНМ), а также границ и масштабов развития этих систем;

определение ориентировочного числа, величины, направлений территориального развития городов, поселков городского типа, сельских поселений;

проведение  генерализованного функционального зонирования региона с выделением зон интенсивного градостроительного освоения, преимущественно сельскохозяйственного (лесохозяйственного) освоения: охраняемых природных и рекреационных ландшафтов регионального значения.

Решение этих задач ориентировано  на достижение конечных социально-экономических целей и проводится с использованием приемов и процедур прикладного системного анализа. Основные этапы разработки региональной  схемы  расселения  включают:

качественно-количественное определение конструктивных целей преобразования расселения и установление их приоритетов;

выявление и  исследование основных современных и будущих проблем расселения с позиций достижения поставленных целей и с учетом основных тенденций социально-экономического развития;

формирование  и оценку возможных вариантов развития сети населенных  мест.

 

Областные центры должны выполнять функции управления и социально-культурного обслуживания в рамках своих регионов. Преимущественная основа производственной базы областных центров — конечные отрасли обрабатывающей промышленности, соответствующие их народнохозяйственной специализации, а также потребностям возглавляемых ими территориальных единиц. Внутриобластные, межрайонные центры призваны в своем развитии дополнять производственные и социально-культурные функции областных центров, решать задачи устранения диспропорций между центральными периферийными зонами областей в уровне специализированного культурно-бытового обслуживания населения. Их производственная база может представлять различные сочетания обрабатывающих и добывающих отраслей и отраслей агропромышленного комплекса. На районном уровне определяются пропорции развития между центром и другими городскими и сельскими поселениями района, выделяются опорные центры обслуживания сельскохозяйственного производства и сельского населения: межхозяйственные, •внутрихозяйственные,    производственных подразделений совхозов и колхозов. Районные центры необходимо развивать прежде всего как пункты обслуживания производства и населения тяготеющих к ним малых городов, поселков и сельских населенных пунктов. В трудодефицитных сельских районах развитие районных центров не должно, как правило, сопровождаться значительным увеличением рабочих мест в промышленности, кроме предприятий, непосредственно связанных с хозяйством района.

Важным градостроительным  средством качественного совершенствования  территориально-планировочной организации производства и расселения является формирование ГСНМ, как правило, в границах внутриобластных социально-экономических районов — объектов районной планировки.

Информация о работе Поселок. Типология жилья