Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:48, реферат
Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых зданиях и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.
В ранний период римского
заимствования (III век до н. э.) греческие
ордера без особой переработки используют
в создании ансамблей форумов (городских
площадей) и храмов. Сочетание масштаба
греческих ордеров с высотой римских сооружений
сначала шло по пути простого укрупнения
за счёт поднятия стилобата, увеличения
числа ступеней к портикам, высоты колоннад,
добавления к высоте колонн пьедесталов,
а к базе снизу — плинта.
В дальнейшем ордер
начинают применять как декоративно-прикладное
средство, особенно в высоких многоярусных
стенах цирков и театров, возводимых с
множеством арочных конструкций, а также
в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных
аркадами.
Колизей – самый
большой амфитеатр античной эпохи.
Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей.
В плане Колизей представляет эллипс (156
x 198 метров), центр его композиции – ныне
разрушенная арена, окружённая ступенчатыми
скамьями для зрителей. Стена, окружавшая
амфитеатр (высотой 48,5 м), состояла из четырёх
ярусов, которые снаружи были украшены
аркадами. В нижней части арки были выполнены
в тосканском ордере, чуть выше – в ионическом,
над ним – в коринфском, а на самом верху
– коринфскими пилястрами. В проёмах верхних
ярусов стояли статуи.
Некоторые детали ордеров
без особого конструктивного
осмысления переносят на арочные
конструкции. Особенно ярко декоративность
использования ордерных мотивов
проявляется в художественной обработке
арочных конструкций. Колонны и
антаблемент перестают
Конструктивную структуру
каменной кладки арочного пролета Римляне
заменили декоративным проемом, заимствованным
из ордерной системы. Профиль архитрава,
перекрывавшего в греческих ордерах интерколумнии,
римляне часто использовали для обрамления
дугообразных очертаний арок. Эту чисто
декоративную деталь арки называют архивольтом.
Аналогично появляются чисто орнаментальные
приёмы использования деталей, берущих
начало от конструктивного аналога. Например,
в римской трактовке коринфского ордера
к пышности капители добавляют в антаблементе
богато декорированные волютами, акантами
и розетками кронштейны, называемые модульонами.
Кронштейны — выступающие элементы стен
или балок, поддерживающие плиты балконов,
навесы, эркеры и т. п. Уже само название
говорит об их предназначении быть маленькими
модулями в отсчёте ритма, в данном случае
при построении декоративной композиции
сильно развитого карниза. Как правило,
подробность деталировки декора подчеркивает
принадлежность детали к крупным архитектурным
формам. Таким образом, развитие самобытных
художественных приёмов, янически связанных
с арочными и стеновыми конструкциями,
уступило место искусственному приему
наложения на них ордерной композиции.
Каменная арка и свод дальнейшее художественное
развитие своих структурных форм получают
лишь в период средневековья, когда они
достигли наивысшего расцвета и разнообразия
в готическом стиле, но уже не на ордерной
основе.
В эпоху республики,
особенно в V-II в.в. до н.э., храм – основной
тип общественного здания. Он сложился
постепенно в результате скрещивания
преобладающих местных
Круглый храм Сивиллы
(рис. 5) или Весты в Тиволи (I век до н.э.)
под Римом, окружён коринфскими колоннами.
Фриз украшен рельефами с изображением
традиционного римского мотива – бычьих
черепов, “букраниев”, с которых свисают
тяжёлые гирлянды. Ордер в таких храмах
отличался жёсткостью рисунка и суховатостью:
колонны утратили присущую им в Греции
пластичность. Греческий круглый периптер
обычно имел ступенчатое основание и был
рассчитан на круговое обозрение.
Храм Сивиллы в
Тиволи, как и этрусские храмы,
сочетает фронтальную строго симметричную
продольную осевую композицию и круглую.
Ось храма подчёркнута парадным входом
с расположенными перед ним ступеньками,
дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми
пролётами основание храма в Тиволи создаёт
переход от каменного обрыва скалы, которую
он живописно завершает, к изящной круглой
ротонде коринфского ордера с лёгким фризом
из гирлянд. Поднятый на высокое основание,
гармоничный по пропорциям, со стройной
и строгой колоннадой, наполненной светом,
храм доминирует в пейзаже. Его спокойные
гармоничные формы контрастируют с бурным
каскадом водопада.
Прямоугольные римские
храмы также отличались от ордерных
греческих. Это видно на примере
хорошо сохранившегося храма Фортуны
Вирилис на Бычьем форуме в Риме
(I в. до н.э.) – уникальный образец
раннего завершения римского храма
типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной
осевой композицией. Греческий периптер
в ней расчленён на открытый со всех сторон
глубокий передний портик и целлу, окружённую
полуколоннами, сливающихся со стеной.
Акцентируя главный фасад портиком со
свободно стоящими колоннами и парадной
лестницей входа, архитектор объединил
его с замкнутой целлой ионическим ордером.
У него тоже вход только с одной стороны,
ионические колонны завершаются капителями
скромного рисунка. Фронтон совершенно
“негреческий”, без скульптур внутри
его тимпана и с богатыми, строго вычерченными
профилями.
Заключение
Римско-дорический ордер от греческого аналога отличался более стройными пропорциями колонн, а также меньшей высотой антаблемента. В большинстве случаев колонны не имели каннелюр и опирались на базы. Поддерживающая часть карниза была более основательной, нередко в ней отсутствовали мутулы.
Римско-ионический ордер не столь разнится с греческим образцом, хотя в нем несколько усложнены некоторые детали (в частности, карниз).
Этрусский (тосканский) ордер имел деревянный антаблемент и мощные колонны.
Широкое распространение в Риме получил изобретённый греческими зодчими коринфский ордер. Его отличительными чертами являются стройные пропорции и множество декоративных элементов, украшающих капитель и карниз.
И, наконец, композитный ордер, очень похожий на коринфский, отличается от него лишь капителью, в которой присутствуют также черты капители ионического ордера.
Два последних ордера применялись для строительства крупных архитектурных сооружений, тосканский же использовался при возведении простых конструкций.
Римляне повсеместно применяли греческие ордера, которые приобрели иной облик. Колонны утратили свою воздушность и стали напоминать однородную, четко организованную массу.
Список литературы
1. Любимов Л. Искусство
древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е
изд. – М.: Просвещение, 1980. – 320
с. с ил.
2. Кон-Винер История
стилей изобразительных
3. Популярная история
архитектуры / Авторы-сост. К.А.Ляхова,
Г.В.Дятлева, О.В.Лапшова, Е.В.Доброва, Ю.В.Рычкова
– М.: Вече, 2001. – 528 с., илл. (32с.)
4. Гнедич П.П. Всемирная
история искусств. – М.: Современник,
1996. – 494 с.: ил.
5. Культурология.
История мировой культуры: Учебник
для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003.
– 600с.; илл. цв.
6. Рим: Эхо имперской
славы / Пер. с англ. Т.Азаркович.
– М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.: ил. – (Энциклопедия
“Исчезнувшие цивилизации”)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1 Дорический ордер:
Рис.2 Ионический ордер
1. Сима (Аттический
вариант):
2. мутулы 1. сима
3. гутты (регулы) 2.
фриз
4. триглиф 3. зубчики
5. метопа 4. фасции
архитрава
6. тения 5. абака
7. абака 6. волюта
8. эхин 7. эхин
9. ремешки 8. каннелюры
10. шейка капители (гипотрахелион)
9. полувал (торус)
11. каннелюры 10. скоция
12. стилобат 11. стилобат
Рис 4 План храма «в
антах»
Рис. 3 Коринфский ордер
1. карниз
2. фриз
3. архитрав (карниз,
фриз и архитрав вместе
4. капитель
5. ствол колонны
6. база
Рис. 5 Храм Весты
Рис. 6 Храм Фортуны Вирилис в Риме