Автор: k*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 00:59, реферат
Цель данной работы – определить сущность и особенности московского барокко.
Для достижения данной цели следует решить основные задачи:
1) принципы появления в России барокко;
2) определить особенности русского барокко;
3) рассмотреть знаменитые памятники Московского барокко XVII – XVIII.
Введение---------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. История возникновения Московского барокко-----------------------6
Глава 2. Особенности русского барокко------------------------------------------8
Глава 3. Знаменитые памятники Московского барокко XVII – XVIII-----10
Заключение-----------------------------------------------------------------------------16
Список используемой литературы---------
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Особенности
Московского барокко
РЕФЕРАТ
по истории
мировой литературы и искусства
Проверила: Каратаева Л.Н.
Мурманск, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Согласно общепринятому определению, Барокко (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. baroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18 вв. Более широкое понимание Барокко включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Барокко, как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Барокко отразило кризис феодализма в эпоху первоначального накопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и социальном сознании. Барокко широко использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особой пышностью, помпезностью, роскошностью. Однако Барокко получило широкое распространение не только в католических, но и в протестантских странах, а позднее странах православного круга.
В России барочные идеи начали развиваться на рубеже XVII и XVIII вв., когда закончилось Средневековье и началось Новое время. Если в западноевропейских странах этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение жизни одного поколения.
Актуальностью данной темы является, то, что именно с приходом в Россию барокко, начинается новый этап развития отечественной архитектуры и искусства. Происходит отказ от старых идей и переход к новым. Архитектура Московского барокко – некая провозвестница романтического начала в становлении нового русского искусства.
Цель данной работы – определить сущность и особенности московского барокко.
Для достижения данной цели следует решить основные задачи:
1) принципы появления в России барокко;
2) определить особенности русского барокко;
3) рассмотреть знаменитые памятники Московского барокко XVII – XVIII.
Объектом исследования является архитектура XVII и XVIII вв.
Предметом
– особенности Московского
В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко.
Нарышкинский стиль (нарышкинское барокко, московское барокко), условное (по фамилии бояр Нарышкиных) название стилевого направления в русской архитектуре конца 17 - начала 18 вв. Характерны светски-нарядные многоярусные церкви, палаты знати с резным белокаменным декором, элементами ордера. Самым прекрасным образцом «нарышкинского барокко» стала церковь покрова в Филях. Это многоярусный храм, имеющий в основе четверик, на который были водружены два восьмерика, убывающие в объёме. Традиционное пятиглавие получило в постройке новую интерпретацию: центральный одноглавый столп, состоящий из двух уменьшающихся восьмериков и служащий колокольней, доминирует над небольшими главками на боковых полукружиях собора. Здание окружено открытыми галереями с широкими лестницами. Сложена церковь из красного кирпича и украшена белокаменной резьбой.
В конце XVII в. Наблюдается всё больший отказ от канонов древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве. Новый архитектурный стиль получил название «Нарышкинское барокко» по имени родственников второй жены царя Алексея Михайловича – Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I. Центричность и ярустность, симметрия и равновесие масс, известные по отдельности и ранее, сложились в этом стиле в определённую систему – вполне самобытную, но, учитывая применённые ордерные детали, близкую (во внешнем оформлении) стилю европейского барокко. Во всяком случае именно такое название закрепилось за архитектурой этого направления (хотя это и не московское, ибо распространялось за пределами Москвы, и не Нарышкинское – это ещё более сужено).
Некоторые исследователи, например Б.Р. Виппер, считают неправомерным вообще применения термина «барокко», ибо это «не перелом мировоззрения, а перемена вкусов, не возникновение новых принципов, а обогащение приёмов». Но вместе с тем, совершенно очевидно, что ей не хватало смелости, радикализма, подлинного новаторства», чтобы именоваться стилем. Типичные образцы «нарышкинского барокко» - церкви в подмосковных усадьбах знати. Это ярусные постройки (восьмерики или восьмерики на четверики, известные издавна) на подклете, с галереями.
Последний
перед барабаном главы
Яркими
представителями этого стиля были: Антропов
Алексей Петрович, Зарудный Иван Петрович,
Яков Бухвостов, Пётр Потапов, Осип Старцев,
Михаил Чоглоков и Франческо Бартоломео
Растрелли.
Глава
1. История возникновения
Московского барокко
Процессы образования нового стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей зоне ее культурного влияния. Декоративность, освобожденная от сдерживающих начал, которые несла в себе традиция XVI столетия, в московской архитектуре исчерпала себя, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись. Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре, которые не могли миновать и зодчество. В его пределах начались поиски новых средств, позволяющих объединить, дисциплинировать форму, поиски стиля.
Горностаев назвал его «московским барокко». Термин (как, впрочем, и все почти термины) условный1. Развернутая Г. Вёльфлином система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. Но предметом исследований Вёльфлина было барокко Рима; он сам подчеркивал что «общего для всей Италии барокко нет». Тем более «не знает единого барокко с ясно очерченной формальной системой» Европа севернее Альп. Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, безусловно, явлением, прежде всего русским. В ней еще сохранялось многое от средневековой традиции, но все более уверенно утверждалось новое. В этом новом можно выделить два слоя: то, что характерно только для наступившего периода, и то, что получило дальнейшее развитие. Во втором слое, где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в., очевидны аналогии с западноевропейскими пост ренессансными стилями — маньеризмом и барокко.2
Главным новшеством, имевшим решающее значение для дальнейшего, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. В произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его места в структуре целого, всегда индивидуального. Западное барокко, в отличие от этого, основывалось на правилах архитектурных ордеров, имевших всеобщее значение. Универсальным правилам подчинялись не только элементы здание но и его композиция в целом, ритм, пропорции. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко. В соответствии с ними планы построек стали подчинять отвлеченным геометрическим закономерностям, искали «правильности» ритма в размещении проемов и декора. Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут; элементы декорации располагались на фоне открывшейся глади стен, что подчеркивало не только их ритмику, но и живописность3. Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе — столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы.
В
то же время, как и средневековая
русская архитектура, московское барокко
оставалось по преимуществу «наружным».
Б, Р. Виппер писал: «Фантазия русского
зодчего в эту эпоху гораздо более пленена
языком архитектурных масс, чем специфическим
ощущением внутреннего пространства».
Отсюда — противоречивость произведений,
разнородность их структуры и декоративной
оболочки, различные стилистические характеристики
наружных форм, тяготеющих к старой традиции,
и форм интерьера, где стиль развивался
более динамично.
Глава 2. Особенности русского барокко
Ярким
иностранным представителем, работавшим
в России, был Антонио Ринальди (1710-1794 г.).
В своих ранних постройках он еще находился
под влиянием «стареющего и уходящего»
барокко, однако в полной мере можно сказать,
что Ринальди представитель раннего классицизма.
К его творениям относятся: Китайский
дворец (1762-1768 г.) построенный для великой
княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме,
Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.),
относимый к уникальному явлению в архитектуре
России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставший
загородной резиденцией графа Г. Г. Орлова.
А. Ринальди выстроил также несколько
православных храмов, сочетавших в себе
элементы барокко - пятиглавие куполов
и высокой многоярусной колокольни.
По
заказу Льва Кирилловича Нарышкина,
дяди будущего императора Петра
I, и членов этого семейства в Москве и
округе возводятся здания в стиле условно
именуемом «нарышкинским» или «московским
барокко». Исполнитель заказов Яков Бухвостов,
крепостной. Не первое, но одно из самых
известных его сооружений - церковь Покрова
в Филях (1690-1695). «Нарышкинский стиль» или
«московское барокко» - результат соприкосновения
с искусством Западной Европы. От барокко
здесь лишь некоторые декоративные детали
ордера - верхней части колонны и несомого
ею, и большие окна со стеклами. Все остальное
- традиционно. Постепенно в светском и
культовом зодчестве основными принципами
архитектурной композиции становятся
центричность, ярустность, симметрия.
В конце XVII в. в московской архитектуре появились постройки, соединявшие российские и западные традиции, черты двух эпох: Средневековья и Нового времени. В 1692— 1695 гг. на пересечении старинной московской улицы Сретенки и Земляного вала, окружавшего Земляной город, архитектор Михаил Иванович Чоглоков (около 1650—1710) построил здание ворот близ Стрелецкой слободы, где стоял полк Л. П. Сухарева. Вскоре в честь полковника его назвали Сухаревой башней.
Необычный облик башня приобрела после перестройки 1698— 1701 гг. Подобно средневековым западноевропейским соборам и ратушам, она была увенчана башенкой с часами. Внутри расположились учреждённая Петром I Школа математических и навигацких наук, а также первая в России обсерватория. В 1934 г. Сухарева башня была разобрана, так как «мешала движению».
Голландия
в конце XVII в. широко посредничала между
русской и западноевропейской художественной
культурой. Тот же круг прообразов, что
повлиял на форму завершения Сухаревой
башни, был отражен в декоративной надстройке
Уточьей башни Троице-Сергиевой лавры
и колокольни ярославской церкви Иоанна
Предтечи в Толчкове. Несомненно голландское
происхождение ступенчатого фигурного
фронтона, расчлененного лопатками, которым
в 1680-е гг. О. Старцев украсил западный
фасад трапезной Симонова монастыря в
Москве. Увражи с гравированными изображениями
построек западноевропейских городов
(«чертежами полатными») в это время были
уже довольно многочисленны в крупнейших
книжных собраниях Москвы.
Глава
3. Знаменитые памятники
Московского барокко
XVII – XVIII веков
Самым значительным памятником является московская церковь Покрова в Филях, [рис.1] отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких декоративных украшений, как колонны, капители, раковины, а также своим "двуцветием" использованием только красного и белого цветов; ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—99 гг.), [рис.2] которой восхищался Бартоломео Растрелли, а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—36 гг. под предлогом расширения тротуара; «Зимний дворец» в Санкт-Петербурге, [рис.3] памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754 - 62 В.В. Растрелли. Он был резиденцией российских императоров, с июля по ноябрь 1917 - Временного правительства. Мощное каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчеркивает пышная отделка фасадов и помещений. В 1918 часть, а в 1922 все здание передано Эрмитажу; Смольный монастырь (бывший Воскресенский Смольный монастырь), памятник архитектуры в Санкт-Петербурге. В ансамбль входят собственно монастырь, построенный в стиле барокко (1748 - 64, архитектор В.В. Растрелли; интерьер собора и корпуса келий - 1832 - 35, архитектор В.П.Стасов), и Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее общеобразовательное учебное заведение (1764 - 917)4.