Образное проектирование объектов дизайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 15:29, реферат

Описание работы

Современное проектирование в дизайне все больше склоняется к образному проектированию. Мы обращаем внимание на то, что современные бытовые объекты и не только (автомобили), все больше напоминают какие либо объекты живой природы: жучков, кошек, собак и т.п.

Работа содержит 1 файл

ОБРАЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

    ОБРАЗНОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА

    Современное проектирование в дизайне все  больше склоняется к образному проектированию. Мы обращаем внимание на то, что современные  бытовые объекты и не только (автомобили), все больше напоминают какие либо объекты живой природы: жучков, кошек, собак и т.п.

    Определение художественного образа как специфического, для искусства способа отражения, осмысления и художественной переработки действительности с позиций определенного эстетического идеала в конкретно-чувственной форме является отправным и для понимания проектного (проектно-художественого) образа в дизайне. В большинстве проектных решений художественный эффект достигается благодаря проникновению в сущность вещи и воплощению этой сущности в художественной форме. Цель дизайнера должна состоять не в том, чтобы придать вещи некий образ, а в том, чтобы, опираясь на образный подход, сделать вещь проектным образом действительности.

    В искусстве изображение выполняет  опосредующую функцию в процессе коммуникации автора и потребителя-зрителя, трансляции образа от автора к зрителю. Это тот же образ, что задуман и создан автором, но это образ одновременно создан и собственным творческим актом зрителя.

    Восприятие  произведения дизайна подчиняется  этому общему закону. Человек потребляет вещи в той мере, в какой он создает в своем воображении собственный образ идеального бытия. Восприятие здесь вплетено в процесс жизнедеятельности, неразрывно связано с ним, так что предметом его является не изображение, не внешний вид вещи, а сама живая действительность, в которой потребитель живет и действует. Непосредственно в действии с вещью потребитель познает истинность или ложность дизайнерской концепции, соотнося ее с собственным представлением об идеальной вещи. Поэтому дизайнер должен воссоздать в своей художественной модели бытия образ вещи, который был бы органичен данной потребительской культуре, воплощал ее прогрессивные тенденции. Дизайнер должен включить позицию потребителя в проектную концепцию вещи и в диалоге с ним создать художественный образ вещи.

    Содержания  проектного и потребительского образов пересекаются, но не совпадают полностью:

    1. в силу отношения сотворчества  потребителя к произведению;

    2. в силу того, что в проектном  образе моделируется не только сознание потребителя, но значительно более широкое целое, в которое входит производство, экономика, рынок, культура и др.

    Целесообразно разделить проблему образа в дизайне на два аспекта:

    - образность  как метод проектирования (проектный  образ)

    - образность  как социально-культурное свойство вещи.

    Объект  создается как проекция точки  зрения дизайнера на внешнюю действительность и одновременно как образ действительности. Меж собой они не тождественны. Проектный образ - это, во- первых, идеальный объект, или художественная модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный мир. Во-вторых, это целостная и завершенная в своем строении художественная форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым в соответствии с выражаемым в этой форме содержанием; в-третьих, это предметно выраженный смысл. Таким образом, идеальность, целостность и осмысленность - основные характеристики проектного образа в дизайне.

    Образ как единство понятия и чувственной  конкретности формируется способностью воображения. Мир образа - это мир, созданный художественным воображением как наглядное выражение связей реального мира, сути бытия, постигнутой художником (дизайнером).

    Образ вещи, создаваемый воображением дизайнера, должен отражать познанный им мир  человека. Причем человек в дизайнерской концепции вещи, мира также должен быть понят и представлен как образ - образ

    потребителя, покупателя, оператора. Образ вещи и  человека в дизайне аналогичен художественному образу в искусстве по методу, а не по социальной функции. Например, образ оператора в дизайн-проекте является методической формой решения операторской задачи, а не произведением искусства в социальном смысле. Тогда, дизайн-проект можно трактовать как своеобразный художественный жанр, подчиняющийся общим принципам художественного формообразования. Такая трактовка методически продуктивна для применения в дизайне некоторых средств и приемов художественного освоения и моделирования объектов действительности.

    Итак, различение воображаемой действительности (образа вещи, ее художественной модели) и реальной вещи - первый принцип методики образного подхода. Рассмотрим, исходя из него, некоторые приемы художественного моделирования объекта.

    Планирование  идеального проекта. Очень важно е самого начала вывести художественное воображение дизайнера за жесткие рамки технического задания, «раскачать воображение». Целесообразно для этого, планируя процесс проектирования, предусматривать решение задач, демонстрирующих предельные возможности дизайна, даже если они не имеют практической пользы. Важно расковать мышление, разыграть в воображении интересные ситуации, в которых объект откроется самыми разными, порой неожиданными сторонами и качествами. В этом случае дизайнер может более свободно опираться на ценности культуры и культурные образцы, не имеющие прямого отношения к данному техническому заданию, но являющиеся для дизайнера прообразом будущей вещи. Такой подход положительно сказывается на формировании концепции проекта. Область идеального проектирования существует практически в любом проекте, но она редко планируется сознательно и потому далеко не всегда эффективно используется.

    Метод выставки. Слово «выставка» применяется здесь в условном значении. Речь идет о мысленном включении проектируемого объекта в ряд вещественных образцов современной культуры, о поиске аналогов, о построении предметных сюжетов, сочетаний, композиций, которые не встречаются в реальности, а создаются обычно в искусственной ситуации выставки. Дизайнер должен совместить в своем воображении впечатления от посещения реальных выставок, просмотренных журналов, профессионального общения и других событий. Проектируемый объект, как предмет постоянных раздумий дизайнера, намеренно включается воображением в эти жизненные ситуации и события, чем и создаются ситуации выставки. Такие ситуации важно фиксировать в сознании, они несут в себе большой эвристический заряд и могут подсказать интересные темы, направления поиска, дать самые неожиданные ответы на поставленные вопросы.

    Реконструкция * музея*. Прием во многом аналогичен предыдущему по формальной процедуре, но отличается по содержанию. Под «музеем» здесь понимается исторический ряд культурных образцов, относящихся к типу данного объекта. Рассмотрение этого ряда, или реконструкция «музея», всегда порождает массу идей, тем, образов, ассоциаций, помогающих сформулировать проектный замысел. Этот прием необходим для осознания культурных значений данной вещи, определяющих устойчивость ее как типа, преемственность или метаморфозы ее функционально-морфологической структуры.

    Метод перевоплощений или  вхождения в образ. В нем хотелось бы подчеркнуть сходство его с известным методом актерского вхождения в образ. Дизайнеру, чтобы глубже понять человеческий, социально-культурный смысл вещи, полезно представить себя потребителем, заказчиком, экономистом, технологом и т.д. При этом, конечно, не следует забывать и о собственной задаче и наблюдать себя в роли другого как бы со стороны, из-

    влекая  из этого нужные сведения, представления, идеи. Тогда процесс формирования проектного замысла протекает в форме внутреннего диалога дизайнера с потребителем и другими «оппонентами».

    Отождествления  себя с проектируемым  объектом. Этот методический прием можно считать особым случаем перевоплощения. Он хорошо известен проектировщикам, хотя вошел в литературу сравнительно недавно (как метод Альтшуллера). Суть его выражена в названии. Дизайнер создает в своем воображении образ вещи как бы изнутри самой вещи, вживаясь в нее, одухотворяя ее. Он наделяет вещь способностью говорить о себе самой - о своем материале, логике пространственного строения, тектонических силах, о своем отношении к человеку и т. д. Все связи вещи с внешним миром воссоздаются через то, как они представлены внутри нее самой. Занять такую позицию дизайнера обязывает, в частности, хорошо известное всем проектировщикам чувство «сопротивления» вещи. Дизайнер вынужден считаться с внутренней логикой вещи, но, развивая эту логику, он приходит к интересным идеям.

    Метод сценарного моделирования  хорошо известен в прогнозировании, где он успешно применяется для получения целостного и наглядного представления об образе жизни, о предметной среде будущего. Аналогом этого метода в дизайнерской практике является разработка сценариев для испытания макетов и действующих моделей. С помощью макетов создается искусственная среда («сцена»), имитирующая реальные условия потребления данной вещи, и на этой «сцене» разыгрываются действия, позволяющие непосредственно наблюдать функционирование вещи в предметной среде. Примером может служить макетирование интерьеров жилища, производственной среды, салонов транспортных средств и др. Макеты такого рода похожи на сценические декорации, в которых строится по задуманному плану театральное действие. Наглядность служит источником знания, которое нельзя получить в воображении. Создание действующей модели, полностью имитирующей реальные свойства будущею промышленного изделия, позволяет включить в эксперимент элементы реальной жизни, подобно тому как в игровой кинофильм включаются документальные кадры.

    Макетирование - эффективное средство достижения наглядности и выразительности  создаваемого образа, но отнюдь не единственное, В некоторых случаях целесообразнее использовать возможности фото- и кинотехники, Практически незаменимы рисунок и эскизирование. Важно только относиться к рисунку не как к техническому приему изображения, а прежде всего как к средству исследовательского моделирования, позволяющему выразительно и целостно представить образ будущего изделия - его связи человека с окружающей средой.

    Рассмотренные нами приемы образного проектирования объектов дизайна не являются исчерпывающими, но дают прекрасный результат при разработке объектов для производства и быта человека. А сам прием образного проектирования находится на пике новейшей достижений в области художественного конструирования.

Информация о работе Образное проектирование объектов дизайна