Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:40, реферат
Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Введение……………………………………………………………………….…………..3
1. Понятие мифа…………………………………………………………………...............3
1.1. Миф как высказывание…………………………………………………………........6
1.2. Миф как семиологическая система………………………………………………….8
2. Мифологическое мировоззрение………………………………………….………....14
3. Форма и концепт………………………………………………………………………16
4. Язык мифа……………………………………………………………………………..21
5. Мифология и современность…………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………………...28
Разумеется,
мифологическое осмысление человеком
духовного и практического
Так, атеистическая по форме и устремлениям советская идеология, во многих отношениях может быть охарактеризована как религиозно-мифологическая. Она имеет собственную "священную историю", свои "кануны" в виде "революционных событий 1905 года" (действа, дублирующие "главное" свершение и предваряющие его), своих предтеч ("революционные демократы" XIX века), своих демиургов и пророков, подвижников и мучеников, свои ритуалы и обрядовый календарь.
Движение времени отмечено макрособытиями. В соответствии с универсальной схемой космогенеза акт творения нового мира (Октябрьская революция) сменяется его очищением от демонических сил ("продолжение классовой борьбы") и "эпохой битв" (Великая Отечественная война). "Революционные праздники -- ритуалы и ритуализованные партийные съезды, питаемые революционно-магической энергией "раннего" времени, -- как бы воспроизводят и укрепляют это "раннее" время в настоящем. Сталин -- не просто исторический продолжатель Ленина, а его как бы перевоплощение ("Сталин -- это Ленин сегодня")".
Согласно данной картине мира, в космическом центре, который имеет форму ступенчатой пирамиды (модель "мировой горы"), покоятся нетленные мощи "вечно живого" вероучителя и первопредка; для пионеров (подростков, прошедших обряд посвящения) и октябрят (детей, еще не достигших возраста инициируемых) Ленин - всеобщий "дедушка", что соответствует обозначению обожествленного предка в мифологических традициях разных народов мира (заметим, что Сталин -- всегда только "отец"!).
Построение усыпальниц основателям других коммунистических государств, повторяющих "главный" мавзолей, знаменует расширение освоенного мира ("социалистического лагеря"), хотя сначала советское правительство ревниво реагирует на просьбу китайских коммунистов помочь с бальзамированием тела Сунь Ятсена (1925 г.) -- по причине "уникальности сохранения тела Ленина". Этот отказ обусловливает развитие данной отрасли в Китае и в известном смысле предваряет будущее советско-китайское конкурентное противостояние (в котором Китай, - кстати, в полном соответствии со своими культурными традициями - также претендует быть центром мира, хотя бы пока и только коммунистического). В итоге русские бальзамируют Дмитрова, Чойбалсана, Готвальда, Нето (все четверо умерли в Москве), Хо Ши Мина, Бернхема, Ким Ир Сена, а китайцы - Сунь Ятсена, Мао Цзедуна и Энвера Ходжу.
Одним из центральных для советской мифологии является "люмпенский миф о власти", "миф об отчужденных ценностях". "Массовое сознание персонифицирует "злых похитителей" в облике некоего "бюрократического класса" (интересное сложение массовой и марксистской мифологии), перехватывающего и присваивающего предполагаемые блага".
Эта схема достаточно универсальна для современных мифологических традиций. Так, в некоторых колониальных владениях у местных племен зафиксирован миф о перехватывании белыми людьми благ, направляемых богами туземцам (типа культа Карго в Меланезии). Обрядовая деятельность в таком случае заключается в возвращении этих благ их действительным адресатам с помощью магических процедур и создания специального декорума -- скажем, имитации посадочной полосы, на которую должен приземлиться самолет, доставляющий эти блага.
Аналогичные представления лежат в основе и постсоветского обыденного мышления. Например, жители Юрьевца, достаточно типичного для России волжского городка, по словам местного священника, свято верят в реальность рисуемой телевизионными сериалами заморской жизни и убеждены, что там никто не трудится, а за людей все делают роботы. На нынешнюю власть они в обиде именно за то, что после падения советского режима подобная жизнь была им якобы обещана, но не досталась - так сказать, присвоена "московским начальством"; это обстоятельство, кстати, позволяет усмотреть некоторые мифологические "обертоны" и у понятия "приватизация" в его современном обыденном понимании и употреблении.
Здесь можно усмотреть реализацию мифологической модели, известной, в частности, по народным утопическим легендам о запредельных или просто далеких землях : западный мир оказывается воплощенным земным раем, где мечта о грядущем блаженстве предстоит уже осуществленной, точнее перенесенной из плоскости временной в пространственную.
Окончательный распад "классового" мифа в последнее десятилетие (а начался этот процесс, естественно, много раньше) привел к выдвижению на идеологическую авансцену мифа национального. "Присвоение мифа", сопровождающееся некоторой "игрой со знаками", произошло без радикальной смены символов, эмблематики и идеологических клише; центральные персонажи и атрибуты советской мифологии, утратив наследственный "семантический шлейф", легко встроились в новую (точнее, в не совсем забытую старую) идеологическую систему. Смысловые подстановки и замещения соединили, казалось бы, совершенно несоединимое: "воинов-интернационалистов" - с выполнением ими в Афганистане "своего патриотического долга" и т.п.
Кстати,
национальная идея обычно и приходит
на смену религиозной. Так было в
Европе на рубеже XVIII-XIX в., когда подъем
национального сознания, прямо связанный
с упадком религиозности, потеснил ее
(опираясь на романтическое "неоязычество"),
проник во власть и распространился в
обществе. В наши дни роль "неоязычества"
играет эклектическая смесь скверно понятых
фрагментов древнерусской (или "древнеславянской")
культуры, фольклорных традиций, элементов
средневековой мистики, с одной стороны,
и квазинаучных представлений, циркулирующих
в массовом сознании, с другой.
Заключение
До сих пор я вела речь о мифах, глядя на них «извне», глазами другой культуры - не той, в которой они «принимаются за правду», а той, в которой уже известно, что они «вымысел». Говорить же о современных мифах – значит смотреть на них глазами культуры, в которой они живут, в которой люди в них верят. Но для тех, кто верит в миф, он не миф! Нельзя понять, что перед нами миф, если мы находимся под его властью, воспринимаем его «изнутри», не зная, что он вымысел.
Конечно, людей, верящих в какой-либо миф, очень трудно разубедить: ведь эта вера делает их нечувствительными к логическим противоречиям и склонными недооценивать силу доводов против их позиции. Люди обычно эмоционально отстаивают свои мифы (эмоции, кстати, часто служат заменой недостающих документов) и очень неохотно расстаются с ними, даже если имеются достаточно веские соображения на счет их ложности. Но, тем не менее, если какое-либо представление обладает характерными признаками мифа и не опирается на сколько-нибудь надежные доказательства, то имеются основания подозревать, что оно есть миф, и считать его, по крайней мере, «возможным мифом» или «Кандидатом в мифы».
Современная
мифология, разумеется, отличаются от
древней. Она не является фундаментом
всей культуры. Она менее устойчива,
многое в ней изменяется под влиянием
быстротекущих перемен в общественной
жизни. В ней существуют своего рода моды,
делающие популярными то одни, то другие
мифы. Она более разнообразна по своему
смысловому содержанию. Современные мифы
вбирают в себя элементы, Заимствованные
из других культурных форм, в том числе
и из науки. Они часто не столь образны,
как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют
характерную для мифов наглядность, простоту,
доступность для обыденного сознания.
В современном мифологическом мышлении,
как и прежде, царит дух мистицизма, однако
многие мифы XX в. выступают в облике рационального
знания, а иногда даже строятся по образу
теоретических концепций.
Список
используемых источников
1. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева., М., «Советская энциклопедия», 1983.
2. Чернышев, А. Современная советская мифология / А. Чернышев. - Тверь, 1992, с. 14.
3. Метелинский, Е. М. Миф и двадцатый век / Е. М. Метелинский. – М., 1998, с 421-423.
4. Токарев, С. А. Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарева.-М., 1987. – 1 т.
5. Тахо-Годи, А. А. Греческая мифология /А. А. Тахо-Годи. – М., 1989.
6. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура. / А. Ф. Лосев. – М., 1991.
Информация о работе Мифы древности и их значение для современности