Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:23, доклад
«Метод и методика в дизайне - порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели. ...
1.
Методы проектирования
в дизайне
1.1
Общие понятия
«Метод (от греч.
methodos - путь исследования, познания, теория,
учение) - совокупность приемов или
операций практического или
«Метод и методика в дизайне - порядок
достижения проектной цели, решения поставленной
перед дизайнером функционально-
1.2 Методика предпроектного анализа.
В дизайне становление нового отнюдь не
является событием непредсказуемым, неуправляемым,
случайным. Теория и практика дизайна
разработали специальную технологию проектного
поиска новых решений, рационализирующую
и ускоряющую этот процесс. Технология
эта носит название - предпроектный анализ
и имеет универсальный характер, т.к. действительна
для проектных задач самого разного класса
и типа.
Суть методики предпроектного анализа
в средовом дизайне состоит в расчленении
процесса исследования предлагаемой дизайнеру
ситуации на ряд этапов, самостоятельных
по целям и результатам работы.
1. Обследование, знакомство с ситуацией,
контекстом размещения будущего объекта,
перечнем свойств, которыми он должен
обладать. Техника этого этапа: изучение
аналогов, обзор литературных данных и
реальных прототипов, выяснение их положительных
и отрицательных качеств, формулировка
прямых задач дальнейшей работы.
2. Проектировщик ставит себе задачу восприятия
задания как проблемы, т.е. столкновения
противоречий между обстоятельствами
будущей жизни объекта и эксплуатационными
характеристиками его структур.
3. Сравнение предложений, рассматривающие
отдельные узлы проблемы, сведение их
в разные варианты общего решения, и выбор
среди этих вариантов наиболее эффективного.
Это еще не проект, а - дизайн-концепция,
принципиальная дизайнерская идея будущего
проекта, но уже содержащая его реально
представимые формы: инженерно-технические,
пространственные, процессуальные и т.д.
Все варианты задач композиционной организации
средовых комплексов можно разделить
на две группы: "проектирование без
аналогов" - создание объектов принципиально
новых, где синтезируются не встречавшиеся
ранее технические, пространственные
и образные параметры; "проектирование
по прототипам" - внесение новых качеств
в облик или техническое решение объектов
и систем, уже знакомых потребителю. Речь
идет о совершенствовании, модернизации
зарекомендовавшего себя приема организации
среды, приспособление отработанной технической
или пространственной схемы к новым вкусам
или обстоятельствам.
Разумеется, потребитель в обоих случаях
получает некий новый вид услуг, новый
товар, новое решение среды. Но характер
проектных действий при этом далеко не
одинаков.
1.3 Приемы, используемые в проектной деятельности.
Метод "инверсии" (перестановки слагаемых)
позволяет преодолевать тупиковые ситуации
в проектировании за счет изменения угла
зрения на объект работы (магазин рассматривается
не с позиций продавца или покупателя,
а с точки зрения службы контроля, ремонтника,
вора); за счет смены творческой установки
(главное не прочность конструкции, а простота
ее изготовления) и т.д. Свежий взгляд на
предмет, подсказав не замечавшийся ранее
вариант решения той же задачи, "растормозит"
воображение, позволит увидеть в уже отвергнутом
предложении неиспользованные резервы.
Те же задачи, но несколько иначе, решает
прием "проектирование в воображаемых
условиях", когда реальные обстоятельства
работы объекта условно подменяются неожиданными
решениями ("а если под водой") или
даже фантастическими ("кухня для ангела").
Хорошо зарекомендовали себя приемы разложения
проектной задачи на самостоятельные
фрагментарные действия с последующим
сведением отдельных результатов в единую
цепочку подкрепляющих друг друга предложений.
Но тут важно не допустить случайных проработок,
чему помогает составление "дерева
целей" - упорядоченной программы проектных
мероприятий, раскладывающих их совокупность
в соответствии с разумной очередностью
работ, важностью для свойств конечного
продукта и т.д. [3,С.158]
Другие способы направлены на привлечение
к творческому процессу максимально широкого
арсенала знаний и умений, накопленных
человеческой проектной культурой. Таковы
разные варианты эвристических аналогий
(т.е. нацеленных на изобретение, открытие):
- "прямые" заимствования форм из
далеких проектным задачам сфер (так сделала
многие свои открытия современная бионика,
"почти" копирующая в технических
объектах принципы и конструкции, подсмотренные
у природы);
- "субъективные", когда автор воображает
себя неким условно выбранным персонажем,
например Карлсоном из известной детской
книжки;
- "символические" (приписывающие
одному явлению необычные для него свойства
- "деревянный велосипед", "жидкий
огонь" и т.п.);
- "фантастические", когда придумываются
явления и вещи, как бы в принципе невозможные
("хорошо бы, чтобы дорога была только
там, где едет машина"). Все эти ассоциации
и предположения, ломая стереотипы проектного
мышления, подталкивают дизайнера к применению
"чужих" приемов и принципов к его
проблемам, делают "невообразимое"
возможным, как это произошло с "несущими
дорогу с собой" гусеничными механизмами.
Сходным действием обладают приемы, основанные
на воображении:
- мысленно "склеивающее" нечто целое
из не совмещающихся частей; акцентирование,
выделение в целом какой-то одной черты,
с последующим ее развитием до любого
мыслимого предела;
- "опережающее отражение" - доведенный
до крайней точки, до абсурда прогноз возможных
вариантов развития объекта или ситуации.
Отталкиваясь от известного, эти приемы,
выпячивая его отдельные моменты, преобразуют
привычное в новое, нужное автору.
- метод "интерпретации", толкующий
задачу, стоящую перед проектировщиком,
в неожиданном для него ключе - в другом
стиле, в чужой манере ("работа в маске
мастера" - если бы тот же проект сделал
Ле Корбюзье).
Появление порожденных этими методами
нетривиальных приемов пространственной
или функциональной организации средовых
слагаемых всегда так или иначе отражается
на композиционных особенностях объектов
и систем среды. Одни - порождают неожиданные
формы элементов композиции, "отстраняя",
обостряя ее, другие образуют новые сочетания
предметных и пространственных составляющих
композиционного целого, третьи позволяют
в другом ракурсе увидеть этапы и динамические
особенности развития средового процесса.
Но в любом случае эти находки подсказывают
новые версии образного решения среды,
в т.ч. - абсолютно нетрадиционные, непривычные
зрителю, и потому не всегда для него приемлемые.
Реальные методики обычно содержат в себе
в той или иной степени элементы всех рассмотренных
типов, каждый из которых чем-то дополняет
другие.
Одной из важнейших составляющих предпроектного
анализа является разработка дизайн-концепции
- основы композиционной структуры среды,
- речь о которой пойдет в следующей главе.
2. Дизайн-концепция
2.1 Определение, сущность концепции.
Создание дизайн-концепции - самостоятельный
раздел проектной работы, не имеющий аналогов
в других видах проектного искусства.
Через проблематизацию проектной ситуации
(описание противоречий проектного задания),
а затем тематизацию (отбор «тем» - возможных
вариантов ее решения), складывается целостная
модель будущего объекта, реализуемая
в актах собственно проектной работы -
формообразования. А формообразование
на концептуальной основе выводит художественное
проектирование на уровень стилеобразования
в рамках данной культуры, вырабатывая
подходы к сознательному использованию
признаков стиля.
Чтобы подробнее разобраться в определении
концепции следует рассмотреть несколько
источников, в которых освещена данная
тема.
В первую очередь рассмотрим данное определение
с точки зрения философии. Здесь важным
аспектом является мировоззрение автора.
В монографии Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма.
Стиль: Введение в философию дизайна»
подробно рассматривается влияние мировоззрения
на проектную деятельность.
Оно «оказывает решающее влияние на формирование
концепции, которая представляет собой
способ понимания себя как творца и профессионала,
а также трактовку проектируемой вещи
в ее цельности. Это фиксированная и осмысленная
точка зрения, позволяющая дизайнеру выбрать
и выработать ведущие конструктивные
принципы и подходы. Наличие концепции
как раз и предполагает задействованность
в проективной деятельности рационального
начала». Здесь говорится о том, что чем
шире мировоззрение проектировщика, чем
больше областей знания задействовано
в создании интерьера, тем глубже понимание
проблемы и интереснее ее решение. Кроме
того, «ведущий замысел должен быть не
только оформлен в проекте и готовой вещи,
но и осмыслен, сформулирован. Современный
дизайнер работает, следовательно, не
только с предметом, но и со словом».
Для успешного проектирования недостаточно
только «интуитивного озарения», важно
также подойти к проекту с рациональной
точки зрения, вычленить главную мысль,
существенные взаимосвязи и закономерности.
Кроме того, не стоит забывать, что излишняя
перегруженность смыслами может навредить
проекту, идея останется не прочитана
и не понята потребителями.
Предложенная в Википедии формулировка
«концепции» также делает ссылку на важность
широкого видения. Здесь концепция - «определённый
способ понимания (трактовки) какого-либо
предмета, явления или процесса; основная
точка зрения на предмет; руководящая
идея для их систематического освещения».
К. исходит из установок на фиксацию предельных
для какой-либо области («фрагмента» действительности)
значений и реализацию максимально широкого
«мировидения» (на основе «отнесения»
к ценностному основанию познания). Она
имеет, как правило, ярко выраженное личностное
начало, означена фигурой основателя (или
основателей, которые не обязательно являются
реальными историческими персоналиями,
так как в качестве таковых могут выступать
мифические персонажи и культурные герои,
трансцендентное божественное начало
и т. д.), единственно знающего (знающих)
исходный замысел.
Концепцию прежде всего вводят в теоретические
дискурсы дисциплин их исходные принципы
и предпосылки («абсолютные предпосылки»,
согласно Коллингвуду), определяющие базисные
понятия-концепты и схемы рассуждений,
формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»),
в соотнесении с которыми получают свое
значение и обоснование выстраиваемые
внутри этих дискурсов специальные утверждения.
Коллингвуд считал, что изменение концептуальных
оснований (изменение интеллектуальной
традиции у Тулмина) - наиболее радикальное
из всех, которые может испытывать человек,
так как оно ведет к отказу от обоснованных
ранее убеждений и стандартов мышления
и действия, к смене исходных концептов-понятий,
обеспечивающих целостное восприятие
мира.
В иллюстрированном словаре-справочнике
по дизайну [2,С.29-30] понятие «концепция»
рассматривается как «основная идея будущего
объекта, формулировка его смыслового
содержания как идейно-тематической базы
проектного замысла, выражающая художественно-проектное
суждение дизайнера о явлениях более масштабных,
чем данный объект».
Дизайн-концепция - целостная идеальная
модель будущего объекта, описывающая
его основные характеристики.
Как правило, формулируется дизайн-концепция
в виде какого-либо парадоксального тезиса,
неожиданной метафоры, наиболее выпукло
отражающей смысл дизайнерского предложения:
"перетекающее пространство" в жилом
доме, "сцена вокруг зала" в театре
без антрактов, "город в городе" для
гигантского супермаркета, "коммуникации
- на фасад" в здании центра Помпиду
в Париже и т.д.
1.2. Воплощение дизайн-концепции.
Как правило, стоящие перед дизайнером
проектные задачи, не имея проверенным
временем прототипов, допускают разные
варианты их решения - как в части функциональных
технологий, так и в области декоративно-пластических
поисков. Поэтому дизайн-концепция, изучая
сравнительные достоинства этих вариантов,
рассматривая перспективность их реализации
в свете выявленных во время анализа задания
функционально-эстетических проблем,
вырабатывает своего рода предпроектную
идею будущего решения, формулирующую
принципы работы. Часто - в виде нетривиального
суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика
на дальнейшие действия. Таковы «самоформирующиеся»
надувные кресла Г. Пеше, «летающие» элементы
освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной
дизайн-форме казалось бы несовместимые
подходы к предметной организации среды.
Еще большую роль играет дизайн-концепция
в объектах сверхкрупных, особенно средовых.
Таков, например, новый комплекс МГУ им.
М.В. Ломоносова, который должен стать
маяком организации университетского
образования в стране, - как сплав уникального
и обыденного, устойчивости целей и динамики
оснащения, традиций и нововведений, свободы
общения и соблюдения правил, т.е. всего
многообразия форм жизнедеятельности,
объединенных высшей целью - постижением
системы знаний миррового уровня. Все
это делает среду такого университетского
комплекса весьма непохожей на другие
городские структуры, требует выработки
общих принципов ее формирования. Для
чего необходимо:
- определить параметры и характеристики
самого объекта, представить его как закономерно
организованную систему разного типа
средовых компонентов;
- выявить возможные средства архитектурно-дизайнерского
формирования того или иного архетипа
среды;
- рассмотреть пути минимизации набора
этих средств;
- ставить дизайн-концепции формирования
с их помощью полноценных потребительских
характеристик среды нового комплекса
МГУ, представив ее как своеобразный алгоритм
дальнейшего проектирования.
Основная посылка концепции - несовместимое,
казалось бы, сращение представлений об
уникальности, обособленности будущего
комплекса в ряду территории столицы,
с одной стороны, и неразрывности, слитности
«страны знаний» и окружающего, пронизывающего
ее большого города, с другой,- выражена
метафорой «ансамбль в городе», ставшей
девизом дальнейших размышлений.
Вторая часть положений дизайн-концепции
носит более проектный характер и говорит
об желательности тех или иных свойств
предстоящих дизайнерских решений. Эта
часть концепции в конечном счете определяет
«фирменный стиль» комплекса, выдвигая
в качестве особых условий дизайн-проектирования:
- необходимость постоянного обновления
и смены технологии выработки и реподуцирования
научных знаний, соответственно перманентной
реконструкции всей материальной (предметной)
базы университетского дизайна;
- скрупулезный учет местных природно-климатических
условий на макро- и микроуровнях в качестве
основы утилитарно-технических обоснований
ряда проектных предложений и активное
включение элементов природной среды
в структуру комплекса, что формирует
специфическую атмосферу его помещений
и территорий и способствует оптимальной
организации главных компонентов комплекса
- зон свободного общения;
- отказ от визуальных и социальных стереотипов
«международного стиля», навязанных нашей
жизни некритическим воспроизводством
общепринятых технологий, обращение к
национальным традициям композиции и
декора предметно-пространственных систем.
Таким образом, положения дизайн-концепции
реализуется через структурную организацию
объекта в процессе его «идеального» формообразования.
Иначе говоря, дизайн-концепция. не должна
предполагать реальные проектные решения,
хотя при ее разработке вполне может быть
использована методика составления экспериментальных
или альтернативных проектов либо иллюстрирующих
ее положения, либо выдвигающих (в ходе
сравнения) новые идеи, поскольку разработка
собственно дизайнерского проекта, особенно
сложного или крупного объекта - это ряд
самостоятельных актов проектирования,
лежащих за рамками концептуальных разработок,
даже если их отдельные черты войдут в
окончательный проект.
Таким образом, от дизайн-концепции зависит
новизна и перспективность авторских
предложений, особенности их дальнейшего
развития и даже судьба приятия их зрителем,
который будет оценивать привлекательность
и практичность данного произведения
средового искусства.
Заключение
В процессе изучения данного вопроса выяснилось,
что методика дизайна заимствована из
самых разнообразных источников. Ее большая
часть взята из различных видов искусств
(архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, театра и кинематографа) и разных
областей техники, экономики, социологии,
прикладных наук (например, эргономики).
Для каждого проекта автор имеет возможность
выбирать из существующего множества
методик проектирования наиболее подходящую
для конкретной ситуации, что в дальнейшее
влияет на разработку концепции и на видение
проекта в целом.
Для автора реферата было важно изучить
вопросы методологии проектирования в
дизайне и разработки концепции с тем,
чтобы эффективно использовать в своей
проектной деятельности.
Список литературы:
1. Быстрова Т.Ю. - Вещь. Форма. Стиль: Введение
в философию дизайна. - Екатеринбург : Издательство
Уральского университета, 2001.-288 с.
2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/
Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.
- М., «Архитектура - С», 2004, 288 с.
3. Шимко В.Т. - Архитектурно-дизайнерское
проектирование. - М., «Архитектура - С»,
2004
4. Интернет ресурс Википедия, www.vikipedia.ru