Автор: g*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:38, доклад
К началу 17 века сотворческое следование природе в эпоху Возрождения сменилось тенденцией ее совершенствования в соответствии с идеалами общепринятых норм красоты. Человечество выходило на новые этапы развития, и видение окружающего мира становилось другим. И все это пришлось на сложный и противоречивый период реставрации феодализма, длившийся с конца 16-го до середины 18-го века. Изощренная декоративность – вот, пожалуй, самое точное определение стиля барокко, получившего развитие именно в этот период. Да и название свое он получил гораздо позднее – в эпоху классицизма.
К началу 17 века сотворческое следование природе в эпоху Возрождения сменилось тенденцией ее совершенствования в соответствии с идеалами общепринятых норм красоты. Человечество выходило на новые этапы развития, и видение окружающего мира становилось другим. И все это пришлось на сложный и противоречивый период реставрации феодализма, длившийся с конца 16-го до середины 18-го века. Изощренная декоративность – вот, пожалуй, самое точное определение стиля барокко, получившего развитие именно в этот период. Да и название свое он получил гораздо позднее – в эпоху классицизма. Само же слово несло в себе пренебрежительное значение (от итальянского – вычурный).
И все же барокко продолжал и развивал принципы ренессанса. Сквозь причудливые и прихотливые формы барокко проступают именно природные формы. В нем наиболее полно проявилось бытие, но нарочито приукрашенное, празднично оформленное. Если эпохе Возрождения присущи уравновешенность, законченность, пропорциональность, то барокко – это, прежде всего, динамика и напряженность.
Главное отличие состояло в том, что мебель в эпоху барокко постепенно освобождалась от архитектонических форм, усложняясь в плане наружной отделки. К характерным особенностям этого стиля можно отнести S-образно изогнутые ножки, плавность линий, приближенных к овалу, обилие элементов декора. В немалой степени этому способствовало и овладение новыми техниками отделки, новыми способами инкрустации, расширенное использование самых разнообразных материалов наружного оформления.
В то же самое
время главным назначением
Характерно, что к концу 18 века самым излюбленным декоративным мотивом в оформлении мебели становится форма морской раковины в сочетании с разнообразными растительными и фигурными орнаментами. Широко употреблялись изображения мифических существ, библейских персонажей, ангелов, масок и представителей животного мира. И хоть барокко во всех абсолютно странах имел общие черты, но были и некоторые отличия, присущие определенной национальной культуре.
В Италии, Голландии, а больше всего во Франции внутри стиля постепенно зарождались более строгие черты раннего классицизма, который позднее назвали «барочным». Английская мебель отличалась большей простотой в оформлении, массивностью, относительной строгостью очертаний; немецкая же была тяжеловесна, громоздка, хотя ее и делали по французским образчикам. Наиболее же интенсивно распространялся данный стиль в 17-18 веках в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине. А в Латинской Америке он породил «ультрабарокко» - в декоративном плане наиболее пышный, граничащий с излишествами вариант. В России изначально западноевропейские орнаменты носили в себе явные черты средневековья, но, начиная с петровской эпохи, закрепился так называемый новоевропейский тип, т.е. полностью копировался стиль, выработанный в странах Западной Европы.
К этому времени большая часть мебели изготавливалась уже не вручную мастерами-одиночками, а на предприятиях-мануфактурах, которые стали открываться почти повсеместно. Правда, изготовление, а также инкрустация изогнутых поверхностей по-прежнему оставалось исключительно трудным делом. Однако, благодаря изобретенным хитроумным техническим приспособлениям, такие декоративные элементы стали изготавливаться уже промышленным способом, что давало лучшую производительность и большую точность исполнения.
В эпоху барокко мебель становится не только более красивой, но и комфортной. Обивка применялась как на сидениях и спинках, так и на подлокотниках. А материалом для нее служила дорогая парча или красивейшая гобеленная ткань. Появилось и такое понятие как гарнитур – следование единому способу оформления всей меблировки помещения.
Для дворцовых
и замковых салонов и будуаров
требовалось большое
Конечно, мода на определенные виды мебели, да и на сам стиль вообще, распространялась большей частью в среде аристократов. Предметы интерьера обычных горожан были проще и не так разнообразны. Однако отдельные элементы оформления проникают и сюда. Например, те же сундуки – прототипы современных шкафов – выполнялись уже не с прямой, а дугообразной крышкой. То же самое касается и наружных украшений. В домах более-менее зажиточных простолюдинов нехитрую меблировку старались теперь расписать, и чем ярче и разнообразнее – тем лучше. Причем данная тенденция взаимопроникновения и влияния становилась уже не случайностью, а закономерной тенденцией и с течением времени становилась все более явной.