Мебель в эпоху барокко

Автор: g*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 16:38, доклад

Описание работы

К началу 17 века сотворческое следование природе в эпоху Возрождения сменилось тенденцией ее совершенствования в соответствии с идеалами общепринятых норм красоты. Человечество выходило на новые этапы развития, и видение окружающего мира становилось другим. И все это пришлось на сложный и противоречивый период реставрации феодализма, длившийся с конца 16-го до середины 18-го века. Изощренная декоративность – вот, пожалуй, самое точное определение стиля барокко, получившего развитие именно в этот период. Да и название свое он получил гораздо позднее – в эпоху классицизма.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

УФ  РАЖВиЗ

Кафедра Архитектуры

Доклад  по теме №2

Мебель  в эпоху барокко

Выполнила

Пермь 2011

Мебель в  эпоху барокко

К началу 17 века сотворческое следование природе в эпоху Возрождения сменилось тенденцией ее совершенствования в соответствии с идеалами общепринятых норм красоты. Человечество выходило на новые этапы развития, и видение окружающего мира становилось другим. И все это пришлось на сложный и противоречивый период реставрации феодализма, длившийся с конца 16-го до середины 18-го века. Изощренная декоративность – вот, пожалуй, самое точное определение стиля барокко, получившего развитие именно в этот период. Да и название свое он получил гораздо позднее – в эпоху классицизма. Само же слово несло в себе пренебрежительное значение (от итальянского – вычурный).

И все же барокко продолжал и  развивал принципы ренессанса. Сквозь причудливые и прихотливые формы барокко проступают именно природные формы. В нем наиболее полно проявилось бытие, но нарочито приукрашенное, празднично оформленное. Если эпохе Возрождения присущи уравновешенность, законченность, пропорциональность, то барокко – это, прежде всего, динамика и напряженность.

Главное отличие  состояло в том, что мебель в эпоху  барокко постепенно освобождалась  от архитектонических форм, усложняясь в плане наружной отделки. К характерным  особенностям этого стиля можно  отнести S-образно изогнутые ножки, плавность линий, приближенных к овалу, обилие элементов декора. В немалой степени этому способствовало и овладение новыми техниками отделки, новыми способами инкрустации, расширенное использование самых разнообразных материалов наружного оформления.

В то же самое  время главным назначением мебели являлась не столько практичность, сколько украшательство интерьера, придание ему представительности. Поэтому  в оформлении применялись все  известные к тому времени методы: маркетри, инкрустация, мозаика, резьба, точение, покраска, лакировка, штукатурка с последующим золочением. Часто присутствовали украшения из золотых и бронзовых отливок. Впервые во Франции в отделке мебели стали применять кость, черепаховый панцирь, перламутр и фарфор.

Характерно, что к концу 18 века самым излюбленным декоративным мотивом в оформлении мебели становится форма морской раковины в сочетании с разнообразными растительными и фигурными орнаментами. Широко употреблялись изображения мифических существ, библейских персонажей, ангелов, масок и представителей животного мира. И хоть барокко во всех абсолютно странах имел общие черты, но были и некоторые отличия, присущие определенной национальной культуре.

В Италии, Голландии, а больше всего во Франции внутри стиля постепенно зарождались более строгие черты раннего классицизма, который позднее назвали «барочным». Английская мебель отличалась большей простотой в оформлении, массивностью, относительной строгостью очертаний; немецкая же была тяжеловесна, громоздка, хотя ее и делали по французским образчикам. Наиболее же интенсивно распространялся данный стиль в 17-18 веках в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине. А в Латинской Америке он породил «ультрабарокко» - в декоративном плане наиболее пышный, граничащий с излишествами вариант. В России изначально западноевропейские орнаменты носили в себе явные черты средневековья, но, начиная с петровской эпохи, закрепился так называемый новоевропейский тип, т.е. полностью копировался стиль, выработанный в странах Западной Европы.

К этому времени  большая часть мебели изготавливалась уже не вручную мастерами-одиночками, а на предприятиях-мануфактурах, которые стали открываться почти повсеместно. Правда, изготовление, а также инкрустация изогнутых поверхностей по-прежнему оставалось исключительно трудным делом. Однако, благодаря изобретенным хитроумным техническим приспособлениям, такие декоративные элементы стали изготавливаться уже промышленным способом, что давало лучшую производительность и большую точность исполнения.

В эпоху барокко  мебель становится не только более красивой, но и комфортной. Обивка применялась как на сидениях и спинках, так и на подлокотниках. А материалом для нее служила дорогая парча или красивейшая гобеленная ткань. Появилось и такое понятие как гарнитур – следование единому способу оформления всей меблировки помещения.

Для дворцовых  и замковых салонов и будуаров требовалось большое разнообразие меблировки. Поэтому в эпоху барокко  появились новые, ранее не известные  предметы мебели: стулья, кресла и диваны самых разнообразных форм, пристенные (консольные) столики с зеркальными столешницами, столы для игр, журнальные и письменные столы. Интересны «находки», относящиеся непосредственно к шкафу. Именно в эпоху барокко появились первые комоды, конторские и кабинетные шкафы, отдельные шкафы для белья и посуды. Конечно, шкафы эпохи барокко не были так удобны и вместительны, как современные шкафы купе, например, но уже с этого времени закладывались основные знания эргономики, стремления к удобству и совершенствованию. Однако культ спальни, царивший в эпоху барокко, наиболее полно проявился в изобретении самой разнообразной мебели для лежания. Кровати с различного рода балдахинами были богато украшены скульптурными женскими торсами, подобиями античных ваз и т.п. Однако кроме кроватей вошли в моду кушетки и диваны с мягкой обивкой.

Конечно, мода на определенные виды мебели, да и на сам стиль вообще, распространялась большей частью в среде аристократов. Предметы интерьера обычных горожан  были проще и не так разнообразны. Однако отдельные элементы оформления проникают и сюда. Например, те же сундуки – прототипы современных шкафов – выполнялись уже не с прямой, а дугообразной крышкой. То же самое касается и наружных украшений. В домах более-менее зажиточных простолюдинов нехитрую меблировку старались теперь расписать, и чем ярче и разнообразнее – тем лучше. Причем данная тенденция взаимопроникновения и влияния становилась уже не случайностью, а закономерной тенденцией и с течением времени становилась все более явной.

Информация о работе Мебель в эпоху барокко