Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:50, реферат
Ле Корбюзье(Le Corbusier). Он безусловно гениален, кем бы он ни был на самом деле. Ле Корбюзье сделал настолько много, что теперь уже не важно, кем он был - гением своего времени, заглянувшим в будущее, талантливым компилятором или тем, кто украл незамеченные идеи и сделал их своими открытиями. Он работал в то время, когда хорошие ученики сами быстро становились учителями, когда родилась масса прогрессивных качественных идей, а реализация их была столь скорой, что авторы могли оказаться плагиаторами, в то время, когда архитекторы были сообществом.
Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере-Гри)
Le Corbusier (Charles Edouard Jeanneret-Gris)
Ле Корбюзье(Le Corbusier). Он безусловно гениален, кем бы он ни был на самом деле. Ле Корбюзье сделал настолько много, что теперь уже не важно, кем он был - гением своего времени, заглянувшим в будущее, талантливым компилятором или тем, кто украл незамеченные идеи и сделал их своими открытиями. Он работал в то время, когда хорошие ученики сами быстро становились учителями, когда родилась масса прогрессивных качественных идей, а реализация их была столь скорой, что авторы могли оказаться плагиаторами, в то время, когда архитекторы были сообществом.
«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор...»
Le Corbusier
Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris); 1887—1965) — французский архитектор швейцарского происхождения, художник, дизайнер, создатель архитектуры интернационального стиля.
Ле Корбюзье — один из наиболее заметных зодчих двадцатого века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Взгляды Ле Корбюзье, изложенные им в многочисленных книгах, а также его постройки оказали исключительное влияние на всю практику архитектуры нового времени.
Швейцарский период 1887—1917
Шарль Эдуард Жаннере, - родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Нёвшатель. Принадлежал к семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет поступил в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов.
Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги он совершил свою первую образовательную поездку - в Италию, Австрию и Францию.
Во время этой поездки Э. Жаннере стажировался, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана, лидера венского сецессиона (1907). Затем - в Париже, в мастерской братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре (1908-1910), архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. В 1910—1911 работал в Берлине, в мастерской крупного мастера архитектуры Петера Беренса. В 1911 с целью самообразования предпринял путешествие на Восток — по Греции, Балканам и Малой Азии, где изучал древние памятники и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало его взгляды на искусство и архитектуру.
Возвратившись домой, Э. Жаннере в течение нескольких лет, с 1912 до конца 1916, работал преподавателем в Школе Искусств в Ла Шо-де-Фон. Здесь же в 1914 открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это частные жилые дома. Последние два здания — построенная для родителей вилла Жаннере/Перре (1912), а также вилла Швоб, (Турецкая вилла, 1916-1917), заказ богатого часового магната, — уже отличаются самостоятельностью замысла и вполне оригинальны по архитектуре.
В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским изобретением. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. В конце 1916 Э.Жаннере навсегда оставляет Ла Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться постоянно в Париже.
Период пуризма 1917—1930
По приезду в Париж ,Жаннере устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нем, (апрель 1917 — январь 1919), им выполнено несколько проектов, в основном технических сооружений, — водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие. По его проектам строились также рабочие поселки, с жилыми домами на одну-две семьи. Архитектура этих домов близка еще к традиционной. Работая в упомянутом «Обществе...», становится директором фабрики по производству строительных изделий в г. Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы. Преподает также рисование в детской художественной студии.
В Париже Жаннере повстречал Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан вводит Жаннере в среду парижских художников, знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже. Жаннере начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин, декларируя их как выставки «пуристов». В 1919 Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой Ла Роша, создают философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»), в котором архитектурный отдел ведет Жаннере. Свои статьи он публикует под псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры» Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей
архитектуры.
1. Столбы-опоры. Дом приподнят
над землей на железобетонных
столбах-опорах, при этом освобождается
место под жилыми помещениями
— для сада или стоянки
2. Плоские крыши-террасы. Вместо
традиционной наклонной крыши
с чердаком под ней, Корбюзье
предлагал устраивать плоскую
крышу-террасу, на которой
3. Свободная планировка. Поскольку
стены больше не являются
4. Ленточные окна. Благодаря каркасной
конструкции окна можно
5. Свободный фасад. Опоры
По отдельности подобные
Пять отправных точек современной архитектуры
1. Стойки. Разрешить научную проблему - значит прежде всего решить ее элементы. В постройке можно отделить несущие элементы от ненесущих. Вместо прежних фундаментов, на которых постройка покоилась без контрольного расчета, появляются расчлененные фундаменты, а на месте прежних стен - отдельные стойки. Стойки и свайные фундаменты точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью. Сваи устанавливаются на определенных равных промежутках, не связанных с внутренней планировкой дома. Они поднимаются от земли на 3, 4, 6 и т.д. метров и несут на этой высоте первый этаж. Помещения, таким образом, избавлены от сырости, они имеют достаточно света и воздуха, строительный участок превращается в сад, который проходит под домом. Та же плоскость вторично выигрывается благодаря плоской крыше.
2. Плоская крыша, сад на крыше. Плоская крыша позволяет использовать ее для целей жилья: терраса, сад... Сточные трубы проходят внутри дома. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3-4 метров высоты.
3. Свободное оформление плана. Свайная система несет промежуточные перекрытия и доходит вплоть до крыши. Внутренние стены располагаются в любых местах, причем один этаж ни какой степени не зависит от другого. Нет больше капитальных стен, имеются только мембраны любой крепости. Следствием этого является абсолютная свобода в оформлении плана, т.е. возможность свободно распоряжаться всеми имеющимися налицо средствами, что должно легко мирить с некоторой дороговизной бетонных конструкций.
4. Удлиненное окно. Сваи с промежуточными перекрытиями образуют прямоугольные отверстия в фасаде, через которые свет и воздух входят внутрь в обильном количестве. Окно тянется от стойки к стойке, становясь таким образом удлиненным окном... Помещение одинаково освещено во всех своих местах - от стены до стены. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами. Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий. И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон.
5. Свободное оформление фасада. Благодаря тому, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, весь фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, фасад теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания. Окно может иметь 10 метров длины, как и 200 метров (напр., наш проект Лиги Наций в Женеве). Таким образом, фасад получает свободное оформление.
Изложенные пять основных пунктов являются фундаментом новой эстетики. Нам не остается ничего от архитектуры прошлых эпох, столь же мало, сколько дает литературно-историческое школьное образование.
В 1922 году Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывает свое архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере на долгое время становится его сотрудником-компаньоном. В 1924 они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр,35 (rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов.
Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей», в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. В этом и других своих градостроительных проектах — план для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) — Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог - при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.
В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), Париж, вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек — простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства — т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».
В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке - ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, - простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.
На Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы.
30-е годы — начало «интернационального» стиля
К началу 30-х годов Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов — Дом Aрмии спасения в Париже (1929-31). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве, которое затем и было построено (1928-1933). Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.
В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву — в 1928, 1929, в начале тридцатых. Встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда — братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Завязал дружескую переписку с А.Весниным. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал смелый, новаторский по замыслу проект.