Карнак. Храмовый комплекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:00, реферат

Описание работы

Самое совершенное место”, храм, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы.

Работа содержит 1 файл

Карнак. Храмовый комплекс..doc

— 953.00 Кб (Скачать)

Карнак. Храмовый комплекс.

“Самое совершенное  место”, храм, известный в наши дни  под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского  государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы.

Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших  частей: “дом” самого Амона в  центре, примыкающий к нему с юга храм Мут, “владычицы Ишеру”, подковообразного озера, окружающего святилище богини, и небольших храмов древнего фиванского бога войны Монту и богини истины Маат, расположенных к северу от резиденции Амона. Храм Хонсу находился в юго-западной части территории, принадлежащей его божественному отцу. Со Среднего царства и вплоть до греко-римского времени цари расширяли территорию комплекса до тех, пока только Амону не было посвящено 123 гектара земли.

Храм  Амона. В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, украшенной обелисками Сети II, от которой аллея овноголовых сфинксов, созданная при Рамсесе II, ведет к первому пилону. Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества. Первый пилон храма Амона – гигантское сооружение высотой 40 м так и остался незаконченным, что прекрасно видно по его недостроенной левой половине, необтесанным блокам, встречающимся в кладке и полному отсутствию какой-либо декорировки. С внутренней стороны правой башни сооружения все еще видны остатки кирпичной насыпи, с помощью которой оно было построено. Пилон был сооружен при фараоне XXX династии Нектанебе I, и включен в кирпичную стену теменос, окружающую весь гигантский храм; возможно также, что на его месте некогда находился более древний вход в храм, не дошедший до нашего времени.

Первый двор храма включает в себя территорию, которая некогда находилась перед  храмом; при перепланировке многочисленные овноголовые сфинксы, раньше стоявшие по бокам процессионной аллеи, были сдвинуты к боковым стенкам двора, украшенным колоннадами. С левой стороны от прохода находится трехчастное песчаниковое святилище Сети II, посвященное Амону, Мут и Хонсу и некогда украшенное великолепными колоссами царя, вывезенными в XIX веке в Европу. Напротив святилища стоит небольшой сфинкс с портретными чертами Тутанхамона.

В центре двора  некогда возвышался грандиозный  киоск Тахарки, позже узурпированный Псамметихом II и отреставрированный при Птолемеях. Состоявший из десяти папирусовидных колонн высотой 21 м, соединенных  у баз небольшими стенками, с проходами в западной и восточной сторонах, киоск сильно пострадал от времени, – сохранилась лишь одна гигантская и, в то же время, очень изящная колонна. В центре киоска находится массивный алебастровый алтарь; возможно здесь в древности проходила церемония очищения культовых статуй богов под лучами солнца в первый день нового года.

Справа от входа  возвышается небольшой храм Рамсеса III, представляющий собой уменьшенную  копию заупокойного храма этого  фараона в Мединет Абу. Первый двор храма украшен по сторонам осирическими пилястрами Рамсеса III, его стены покрыты изящными рельефами со сценами различных ритуалов и празднеств. За южным портиком находится маленький гипостильный зал и темные святилища для священных ладей божеств фиванской триады. С востока к храму Рамсеса III примыкают так называемые “Ворота Бубастидов”, покрытые знаменитыми рельефами с изображением фараона Шешонка I, побивающего азиатов. В противоположной, северной стороне первого двора храма Амона находится проход, ведущий к “Музею на открытом воздухе”, где представлены фрагменты сооружений, некогда построенных в Карнаке, среди которых особого упоминания заслуживают “белое” алебастровое святилище енусерта I, святилища Аменхотепа I и Аменхотепа II и недавно реконструированная “Красная капелла” Хатшепсут.

Перед вторым пилоном храма в  древности стояли два колосса  Рамсеса II, от которых остались лишь разрозненные фрагменты. Третий колосс царя, изображенного вместе со своей  дочерью Бент-Анат, был позже узурпирован  Рамсесом VI и верховным жрецом Амона  Пайноджемом (XXI династия). Строительство самого пилона было начато при Хоремхебе и завершено при Сети I; при строительстве в качестве “набивки” пилона использовались талататы – блоки одного из святилищ, воздвигнутого в Карнаке фараоном-еретиком Эхнатоном и позже разобранного.

За вторым пилоном  открывается Великий гипостильный зал, пожалуй, одна из самых впечатляющих и невероятных частей Карнакского  комплекса. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает 144 колонны, которые воспроизводят      Колосс Рамсеса II и его дочери Бент-Анат            первозданные заросли тростника, в которых родилось на свет солнечное божество. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 квадратных метра и отделаны листами золота. Работы по сооружению гипостиля были столь велики, что окончательная декорировка и отделка колонного зала были завершены лишь при Рамсесе  II. Увидев гипостиль Карнакского Колонны гипостильного зала храма Амона.                                    храма Ж.-Ф. Шампольон писал своему брату: “Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца”. Имена зодчих теперь нам известны - это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени - Дидиа. Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующим азиатские войны Сети I и Рамсеса II, внутренние – сохранили сцены великого праздника Опет, ежедневной храмовой службы, многочисленные иллюстрации к мифологическим сюжетам. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Напротив южной стены пилона находится низкий алебастровый блок, покрытый изображениями “Девяти луков” - плененных иноземных народов, на котором устанавливалась священная ладья во время процессий.

Третий пилон  был заложен Аменхотепом III и достроен при царях XIX династии. В массе  пилона было найдено огромное количество блоков более древних сооружений, представленных в “Музее на открытом воздухе”. За этим пилоном при Тутмосе I и Тутмосе III были установлены четыре обелиска, от которых до наших дней дошел лишь один, входивший в грандиозную строительную программу в Карнаке, которая была осуществлена великим архитектором Тутмоса I – Инени. В пространстве между третьим и четвертым пилоном также начинается перпендикулярная вторая ось храма, которая ведет на юг – по направлению к Луксорскому храму.

Четвертый и  пятый пилон основной оси храма, идущей на восток, были сооружены при  Тутмосе I. Между ними был сооружен т.н. “Зал Инени”, украшенный осирическими пилястрами фараона, перестроенный  при Тутмосе III и тем самым 

лишенный своей изначальной симметрии и пропорциональности. Здесь же находятся и знаменитые обелиски дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут, выполненные из великолепного розового асуанского гранита. В древности обелиски, украшенные восхитительными рельефами,         Жрецы, несущие священную ладью Амона.                                            представляющими              царицу перед ее небесным отцом Амоном, были покрыты золотом и электрумом. Один из обелисков, высотой 29, 56 м и весом 323 т является высочайшим из “солнечных игл”, оставшихся в Египте; его “близнец”, к сожалению, рухнул и лежит разбитый к югу от того места, где был установлен.

Практически ничего не осталось от шестого  пилона, возведенного при Тутмосе III; на его нижней части все еще  видны списки покоренных царем народов Африки (южная часть пилона) и Азии (северная часть пилона). За пилоном находится величественный “Зал Анналов”, на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшим своего повелителя во всех его походах. В центре “Зала анналов” были установлены два уникальных геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и        Верхнего  Египта. В северной части “Зала Анналов” при Тутанхамоне были  Обелиск Хатшепсут                                               установлены две колоссальные статуи самого Амона и его женской ипостаси – Амаунет. Грандиозное гранитное святилище для священной ладьи Амона, примыкающее с востока к “Залу Анналов”,

было сооружено  при Филиппе Арридее – преемнике  Александра Великого на месте более  древнего святилища Тутмоса III. Святилище  состоит из двух частей: передней, где  богу подносились жертвы и внутренней, где все еще стоит пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона. Внутренняя часть святилища украшена рельефами, все еще сохранившими свой цвет, иллюстрирующими различные элементы ритуала                          жертвоприношения, а внешняя – изображениями празднеств в честь бога. Статуя Амона с чертами лица Тутанхамона у "Зала Анналов"  Помещения, окружающие святилище ладьи, были построены при Хатшепсут и декорированы Тутмосом III.

За святилищем ладьи находится обширный “внутренний  двор”, на месте которого когда-то находилась древнейшая часть храма, созданная в Среднем царстве, а позже, на ее месте – Святая святых храма, где находилась культовая статуя бога. От этого “сердца” Карнака практически ничего не осталось – здание было разобрано на камень, сохранился лишь его гигантский алебастровый фундамент.

Ахменну – “блистательный памятниками” - так назывался большой  юбилейный храм, построенный Тутмосом III и примыкающий с востока  к “внутреннему двору”. Здесь во время его правления проводились  ритуалы празднества сед; века спустя в Ахменну проводились посвящения в жрецы бога Амона. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится даже о личном участии царя в создании плана сооружения; о предназначении храма говорят уникальные колонны его гипостильного зала, выполненные в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента, традиционно использовавшегося при церемонии Сед. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился так называемый Царский список Карнака – перечень всех царей-предков Тутмоса III. В восточной части комплекса находились небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра (центральное), богу мертвых Сокару (южное) и солнечному культу (северное). В зале Амона-Ра сохранился массивный кварцитовый пьедестал, на котором когда-то стоял наос со статуей божества. Преддверием к Ахменну служил   знаменитый “Ботанический сад” - помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Самая восточная часть храма Тутмоса III – “святилище слушающего зов”, в котором находились алебастровые статуи царя и бога Амона. В таких святилищах, обычно расположенных как и здесь за Святая святых храма, в непосредственной близости к стене, завершающей ось храма, изображались уши бога, готового услышать молитву просящего. Такие святилища были как бы “задними дверьми” храма, доступными для простого смертного и его просьб к богу. По сторонам святилища в древности находились обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только Колонны Ахменну - юбилейного храма Тутмоса III             базы. Чуть дальше к востоку расположены алтарь и небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный колоссами царя, в центре которого, как бы в завершение центральной оси всего храма, стоял обелиск (возможно, обелиск, вывезенный из страны и установленный на площади Латеран в Риме). Перед этим храмом находились гигантские восточные ворота храма, высотой 20 м, воздвигнутые Нектанебом I. К северу от храма Рамсеса II находится осирический комплекс Карнака, включавший в себя храм Осириса, “Владыки вечности”, сооруженный при XXII династии, и гробницы, в которых хоронились “подобия” Осириса, изготовленные во время ежегодных мистерий месяца Хойяк.

К югу от основной оси храма расположено гигантское священное озеро, имеющее 120 м в  длину и 77 в ширину, на котором по ночам в древности разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. На восточной части озера были найдены остатки жилищ жрецов храма. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены интереснейшие рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хепри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изображение скарабея.

За верхней  частью рухнувшего обелиска Хатшепсут, также лежащего около северо-западного угла озера, открывается первый двор второй оси храма Амона, идущей на юг. VII пилон, открывающий это направление, был сооружен при Тутмосе III и частично    Священное озеро храма Амона                                                                   декорирован при Рамсесе II и Мернептахе. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность самого пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей “пучок” врагов в присутствии бога Амона и Уасет – богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 году было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.

Восьмой пилон  на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X – Аменхотепом III и Хоремхебом. Все эти пилоны реставрируются франко-египетской командой археологов. Внутрь последнего пилона были помещены блоки святилищ, построенных в Карнаке при Эхнатоне. В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II. В главном зале этого небольшого храма сохранились очень красивые рельефы, все еще полихромные, которые были сильно повреждены при Эхнатоне и отреставрированы при Сети I. Изначально храм находился перед VIII пилоном и позже был разобран и перенесен на новое место при Хоремхебе. У десятого пилона, который служил южными воротами в комплекс Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к храму богини Мут, госпожи Ишеру.

Храм Хонсу. В  юго-западной части комплекса Амона  расположен храм его сына, лунного  Хонсу. Этот небольшой храм по праву считается великолепным образцом египетской сакральной архитектуры эпохи Нового царства. Заложенный при Аменхотепе III, храм строился и расширялся при Рамсесе III и Рамсесе IV. Декорировка храма была завершена при фиванских царях-жрецах XXI династии. На входном пилоне храма сохранились изображения Пайноджема I, предстоящего перед богами. Первый двор и гипостильный зал, украшенный статуями двух павианов Хонсу, отделывали Херихор и Рамсес XI. В греко-римское время храм был отреставрирован и дополнен несколькими рельефными композициями. В глубине храма находится святилище для ладьи божества и дополнительные помещения, в которых сохранились восхитительные полихромные рельефы эпохи Рамсеса III. Длинная лестница ведет на крышу храма, где расположено солнечное святилище. Перед пилоном храма Хонсу при Птолемее III были построены монументальные ворота, известные как Баб эль-Амара и включенные в стену, окружающую весь комплекс Амона. Первый двор храма Хонсу.                               Аллея  сфинксов ведет от ворот к Луксорскому храму и обители богини Мут.

Информация о работе Карнак. Храмовый комплекс