Элиэль Сааринен

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:00, доклад

Описание работы

Двадцатого августа 2011 года исполнилось 138 лет со дня рождения Элиэля Сааринена - крупнейшего финского архитектора начала ХХ века.
Итак, Элиэль (Готлиб) Сааринен родился в 1873 году в Рантасалми. Осенью 1893 г. Начал учиться архитектуре в политехническом институте, а живописи в университете в Хельсинки, которые успешно окончил в 1897году.

Работа содержит 1 файл

Элиэль Сааринен.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

Элиэль  Сааринен

Двадцатого августа 2011 года исполнилось 138 лет со дня рождения Элиэля Сааринена - крупнейшего финского архитектора начала ХХ века. 
Итак, Элиэль (Готлиб) Сааринен родился в 1873 году в Рантасалми. Осенью 1893 г. Начал учиться архитектуре в политехническом институте, а живописи в университете в Хельсинки, которые успешно окончил в 1897году.

Еще во время учебы познакомился и подружился с коллегами Германом Гезелиусом и Армасом Линдгреном. Тогда же друзья создали архитектурное бюро, в котором долго и плодотворно сотрудничали. Програмной работой молодых архитекторов стал комплекс частных домов-студий семей Сааринена-Гезелиуса-Линдгрена в Хвитреске, недалеко от Хельсинки. Этот комплекс является ярким представителем архитектурного стиля национального романтизма, возникшего в Финляндии на рубеже ХIХ-ХХ веков.

За период с 1902-04 годов Сааринен выполнил множество проектов загородных вилл, церквей, банков, активно участвовал в конкурсах. В поисках национального стиля обращался к традициям финского национального зодчества, применял местные строительные материалы, нарядный орнаментальный декор.

 

На всемирной выставке в 1900 году в Париже мир внезапно узнает о существовании «финского дизайна» и, буквально, влюбляется в него. «…Мы возвращаемся к природе и пытаемся найти самое простое применение используемым нами компонентам… . Мы не слишком богатая страна, поэтому дизайн должен быть доступен всем…». Эти и другие высказывания Сааринена реализованы им в удивительных проектах, которые показывают, как из того простого, что дает тебе окружающая природа сделать шедевр. 
 
 
 
 
 

С опытом увеличиваются и усложняются объекты:

Финский национальный музей (1904),  

железнодорожный вокзал в Хельсинки (1904), 

  

жилые дома «Тальберга» и «Олофсборг», генеральный план нового района Хельсинки 1918 и многое другое.

В 1923 году - крутой жизненный поворот. После удачного участия в международном конкурсе проектов здания газеты «Чикаго трибюн», Э.Сааринен уехал в США и поселился в Кранбруке, где основал мастерскую и школу искусств. 
Он строил в Чикаго и Детройте в Америке, во Франции, Эстонии, Германии, Австралии, Египте. Разрабатывал крупные городские комплексы, и дизайн интерьеров. Все эти годы рядом с ним был сын Ээро,  который сделал себе имя в дизайне мебели.

Э.Сааринен вел активную общественную и педагогическую деятельность. Он был почетным доктором университетов: Хельсингского,  Мичиганского, Гарвардского; почетным членом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, финской и немецкой академий художеств; Шведского инженерного общества, центрального института архитекторов Бразилии и т.д. Он был Кавалером Ордена Первой Степени Финского Ордена Белой Розы (1925) и Большого креста - Финского ордена Льва (1946).

Элиэль Сааринен по праву считается выдающимся финским архитектором конца Х1Х – начала ХХ веков, который начал возрождение Финской национальной архитектуры и принес ей первую мировую известность.

Умер Сааринен в Кранбруке 1 июля 1950 года.

Но вернемся к началу ХХ века, когда происходило  становление Сааринена, как архитектора, когда «финский национальный романтизм», иначе «югенд стиль» находился в  самом расцвете. В самом центре Карелии на пересечении улиц Карельской и Гагарина находится здание, которое занимает сберегательный банк, здание, которое привлекает к себе внимание всех без исключения. Авторами проекта здания Народного банка (иначе дом О.Леандера) явилась вышеупомянутая тройка архитекторов: Сааринен, Линдгрен и Гезелиус. Об этом сообщают подписи, поставленные под проектом. Здание было построено в 1905 году, и в его облике присутствуют все элементы, свойственные стилю «модерн». Это и ассиметричное решение фасадов, свободная планировка помещений, крутые кровли, высокие печные трубы - яркие элементы созданного образа. А если добавить наличие эркеров, многообразность окон с мелкой расстекловкой, а так же использование «растительного» орнамента на фасадах, то получится яркий представитель северного модерна.

Сейчас  облик здания значительно отличается от первоначального. Причина не только в изменении рисунка оконных переплетов. В 1935 году известный финский архитектор Ларс Сонк выполнил реконструкцию помещений 1 этажа, что повлекло за собой и изменение фасадов. Окна частично были заложены, а частично расширены до размера витрин. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть: такая реконструкция нарушила прежний масштаб здания и ухудшила его архитектуру. Особое сомнение вызывает устройство огромного окна под эркером на главном фасаде. Тем не менее дом О.Леандера - один из лучших и запоминающихся архитектурных памятников города.

Перенесемся на несколько лет вперед, в год 1909-й. Тогда, в 7-ми километрах от Сортавала, на мысе Таруниеми (Сказочный) родилось еще одно творение Э.Сааринена, известное, как «Дача доктора Винтера».

Вот уж действительно  здание, в облике которого стилевые особенности финского модерна  выражены ярко и мощно. Верный своим принципам, Сааринен при его строительстве использовал местные материалы. Ступени наружных лестниц выполнены из сердобольского гранита, в облицовку цоколя и массивных колонн 1 этажа вмонтирован бутовый камень, отшлифованный ладожской волной. Первый этаж каменный, оштукатуренный, второй деревянный, облицован снаружи деревянным лемехом- гонтом. Удивительная пластика всех четырех фасадов достигается архитектурными приемами: галерея 1 этажа и, повторяющий ее, большой балкон 2 этажа с юга и запада; эркер и малый балкон на восточном фасаде. Разновысокие кровли, широкие парадные лестницы  и окна!  Различных размеров, вплоть до витринных, полукруглые, но обязательно с мелкой расстекловкой! А как же растительный орнамент? То же есть. Как же без него в романтичном замке? Венком из листьев обрамлен портал главного входа. Удивительно органичен холл-гостинная  с камином, парадной лестницей на 2 этаж и единственным сохранившимся резным шкафом. В богатейшей отделке, опять же использованы традиционные для Карелии деревья: сосна, ель, осина, береза (обыкновенная). Ничего ценного, но как уютно и … богато! 

Информация о работе Элиэль Сааринен