Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:00, доклад
Двадцатого августа 2011 года исполнилось 138 лет со дня рождения Элиэля Сааринена - крупнейшего финского архитектора начала ХХ века.
Итак, Элиэль (Готлиб) Сааринен родился в 1873 году в Рантасалми. Осенью 1893 г. Начал учиться архитектуре в политехническом институте, а живописи в университете в Хельсинки, которые успешно окончил в 1897году.
Элиэль Сааринен
Двадцатого
августа 2011 года исполнилось 138 лет со
дня рождения Элиэля Сааринена - крупнейшего
финского архитектора начала ХХ века.
Итак, Элиэль (Готлиб) Сааринен родился
в 1873 году в Рантасалми. Осенью 1893 г. Начал
учиться архитектуре в политехническом
институте, а живописи в университете
в Хельсинки, которые успешно окончил
в 1897году.
Еще во время учебы познакомился и подружился с коллегами Германом Гезелиусом и Армасом Линдгреном. Тогда же друзья создали архитектурное бюро, в котором долго и плодотворно сотрудничали. Програмной работой молодых архитекторов стал комплекс частных домов-студий семей Сааринена-Гезелиуса-Линдгрена в Хвитреске, недалеко от Хельсинки. Этот комплекс является ярким представителем архитектурного стиля национального романтизма, возникшего в Финляндии на рубеже ХIХ-ХХ веков.
За период с 1902-04 годов Сааринен выполнил множество проектов загородных вилл, церквей, банков, активно участвовал в конкурсах. В поисках национального стиля обращался к традициям финского национального зодчества, применял местные строительные материалы, нарядный орнаментальный декор.
На всемирной
выставке в 1900 году в Париже мир внезапно
узнает о существовании «финского дизайна»
и, буквально, влюбляется в него. «…Мы
возвращаемся к природе и пытаемся найти
самое простое применение используемым
нами компонентам… . Мы не слишком богатая
страна, поэтому дизайн должен быть доступен
всем…». Эти и другие высказывания Сааринена
реализованы им в удивительных проектах,
которые показывают, как из того простого,
что дает тебе окружающая природа сделать
шедевр.
С опытом увеличиваются и усложняются объекты:
Финский национальный
музей (1904),
железнодорожный вокзал
в Хельсинки (1904),
жилые дома «Тальберга» и «Олофсборг», генеральный план нового района Хельсинки 1918 и многое другое.
В 1923 году
- крутой жизненный поворот. После удачного
участия в международном конкурсе проектов
здания газеты «Чикаго трибюн», Э.Сааринен
уехал в США и поселился в Кранбруке, где
основал мастерскую и школу искусств.
Он строил в Чикаго и Детройте в Америке,
во Франции, Эстонии, Германии, Австралии,
Египте. Разрабатывал крупные городские
комплексы, и дизайн интерьеров. Все эти
годы рядом с ним был сын Ээро, который
сделал себе имя в дизайне мебели.
Э.Сааринен вел активную общественную и педагогическую деятельность. Он был почетным доктором университетов: Хельсингского, Мичиганского, Гарвардского; почетным членом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, финской и немецкой академий художеств; Шведского инженерного общества, центрального института архитекторов Бразилии и т.д. Он был Кавалером Ордена Первой Степени Финского Ордена Белой Розы (1925) и Большого креста - Финского ордена Льва (1946).
Элиэль Сааринен по праву считается выдающимся финским архитектором конца Х1Х – начала ХХ веков, который начал возрождение Финской национальной архитектуры и принес ей первую мировую известность.
Умер Сааринен в Кранбруке 1 июля 1950 года.
Но вернемся к началу ХХ века, когда происходило становление Сааринена, как архитектора, когда «финский национальный романтизм», иначе «югенд стиль» находился в самом расцвете. В самом центре Карелии на пересечении улиц Карельской и Гагарина находится здание, которое занимает сберегательный банк, здание, которое привлекает к себе внимание всех без исключения. Авторами проекта здания Народного банка (иначе дом О.Леандера) явилась вышеупомянутая тройка архитекторов: Сааринен, Линдгрен и Гезелиус. Об этом сообщают подписи, поставленные под проектом. Здание было построено в 1905 году, и в его облике присутствуют все элементы, свойственные стилю «модерн». Это и ассиметричное решение фасадов, свободная планировка помещений, крутые кровли, высокие печные трубы - яркие элементы созданного образа. А если добавить наличие эркеров, многообразность окон с мелкой расстекловкой, а так же использование «растительного» орнамента на фасадах, то получится яркий представитель северного модерна.
Сейчас облик здания значительно отличается от первоначального. Причина не только в изменении рисунка оконных переплетов. В 1935 году известный финский архитектор Ларс Сонк выполнил реконструкцию помещений 1 этажа, что повлекло за собой и изменение фасадов. Окна частично были заложены, а частично расширены до размера витрин. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть: такая реконструкция нарушила прежний масштаб здания и ухудшила его архитектуру. Особое сомнение вызывает устройство огромного окна под эркером на главном фасаде. Тем не менее дом О.Леандера - один из лучших и запоминающихся архитектурных памятников города.
Перенесемся на несколько лет вперед, в год 1909-й. Тогда, в 7-ми километрах от Сортавала, на мысе Таруниеми (Сказочный) родилось еще одно творение Э.Сааринена, известное, как «Дача доктора Винтера».
Вот уж действительно
здание, в облике которого стилевые
особенности финского модерна выражены
ярко и мощно. Верный своим принципам,
Сааринен при его строительстве использовал
местные материалы. Ступени наружных лестниц
выполнены из сердобольского гранита,
в облицовку цоколя и массивных колонн
1 этажа вмонтирован бутовый камень, отшлифованный
ладожской волной. Первый этаж каменный,
оштукатуренный, второй деревянный, облицован
снаружи деревянным лемехом- гонтом. Удивительная
пластика всех четырех фасадов достигается
архитектурными приемами: галерея 1 этажа
и, повторяющий ее, большой балкон 2 этажа
с юга и запада; эркер и малый балкон на
восточном фасаде. Разновысокие кровли,
широкие парадные лестницы и окна! Различных
размеров, вплоть до витринных, полукруглые,
но обязательно с мелкой расстекловкой!
А как же растительный орнамент? То же
есть. Как же без него в романтичном замке?
Венком из листьев обрамлен портал главного
входа. Удивительно органичен холл-гостинная
с камином, парадной лестницей на 2 этаж
и единственным сохранившимся резным
шкафом. В богатейшей отделке, опять же
использованы традиционные для Карелии
деревья: сосна, ель, осина, береза (обыкновенная).
Ничего ценного, но как уютно и … богато!