Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 04:01, реферат
Мало найдется городов, равных Казани по единству своего образа, сохранивших столетние традиции российского и тысячелетние - местного зодчества: булгарского, золотоордынского, татарского.
Волго-Камье издревле является стратегическим перекрестком, где встретились Восток и Запад, сплелись интересы многих цивилизаций, сосуществовали многие культурные традиции и конфессии.
Архитектура Казани……………………………………………….. 2
Казанский Кремль………………………………………………….. 6
Заключение………………………………………………………… 12
Список использованной литературы……………………
Пушечный двор - производственный комплекс XVII-XVIII веков - расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище - памятник русского классицизма первой половины XIX века - связано с именами многих известных военачальников России.
Присутственные места - здание губернской администрации. Появились во второй половине XVIII века. После ряда реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних течений.
Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр государственной власти губернии. В ее архитектуре воплотился образ Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом - символом русского господства.
Дворец губернатора спроектировал в 1846 году архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Архитектура казанского дворца родственна архитектуре московского как по псевдовизантийскому стилю, так и по композиции.
Благовещенский собор заложен 2 октября 1552 года. Его архитектор - Постник Яковлев, автор знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Собор является самым южным образцом средневековой русской архитектуры псковского стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части еще сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни на рву Тазик.
Казанский Кремль вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры. В документе, представленном на рассмотрение этой организации, уникальность Казанского Кремля определялась следующим образом:
единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти;
единственная в России сохранившаяся татарская крепость, которая хранит основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов);
продукт
взаимодействия различных градостроительных
и архитектурных культур: булгарской,
золотоордынской, средневековой казанско-
наиболее северо-западная точка распространения исламской культуры в мире;
наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор);
концептуальный синтез татарского и русского архитектурных стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).
Одним
из наиболее ярких архитектурных
сооружений Кремля, господствующих в
панораме города и приковывающих
внимание с любой точки, является
строящаяся мечеть Кул-Шариф. Генеральной
идеей Кул-Шариф, достойной быть
декларированной в ее архитектуре, является
ее историческое значение как главной
мечети Татарстана и татарского народа,
возрождающего свою государственность.
Другая ведущая идея - мемориальность,
память о защитниках Отечества. Идея храма
как формы политической декларации не
нова в истории архитектуры. Таковы, например,
собор Василия Блаженного в Москве и мечеть
Мухаммеда-Али в Каире. Оба эти здания,
появившиеся в переломные для государств
периоды, доминируют в силуэте столиц,
отличаются символизмом и нетрадиционностью
форм, необычностью архитектурного языка.
Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько
культовым, сколько культурно-просветительским
комплексом и научным центром: в состав
ее включены Музей исламской культуры
Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской
частью, библиотека.
Заключение.
Широкой публике неизвестны ни стилистические особенности городских зданий казанских татар, ни принципы сочетания национальных традиций с привнесенными элементами европейской культуры. Неизвестны, следовательно, и критерии оценки сохранившихся архитектурных памятников в условиях современного города, необходимые при решении, проблем сохранения характерных участков застройки и отдельных уникальных сооружений.
В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального своеобразия памятников архитектуры казанских татар находится судьба многих памятников старины. Решения его ждут архитекторы и художники, от работы которых зависит облик современной архитектуры Татарстана.
Новые явления, привнесенные извне, со временем непременно становятся частью данной национальной культуры. История зодчества есть также история взаимоотношений людей — архитекторов, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотношения определяли условия работы зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неизбежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобразием его мировоззрения, в том числе и религиозного.
Историческая
обстановка, когда в Среднем Поволжье
в XV—XVVI вв. происходили бурные исторические
катаклизмы и активные военные действия,
была крайне неблагоприятной для памятников
архитектуры. Период расцвета средневекового
булгаро-татарского зодчества
после разгрома Казанского ханства
сменился временным упадком
традиций монументального
зодчества. Новая татарская
архитектура формировалась на корнях
местных традиций, вбирая
в себя черты культур
многих народов Поволжья.
Список использованной литературы.
Бобченко Т., Гарзавина А., Синицына К. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. – 207с.
Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. – 77с.
Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. – Казань: Титул, 2000. – 279с.
Памятники древней истории Волго-Камья. – Казань: АН Татарстана, 1994. – 137с.
Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. – М.: Стройиздат, 1991. – 191с.
Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). – Казань: ФИКЕР, 2001. – 133с.
Ханзафаров
Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории
и мифологии // Идель. – 1990. - №9. –
с. 12-16.