Искусство Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 09:54, реферат

Описание работы

Проблема курсовой работы: влияние внешних факторов, в частности, религии на становление и развитие византийской архитектуры.
Цель курсовой работы: подробно рассмотреть особенности развития византийской архитектуры на протяжении всего существования империи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
I Глава. Ранневизантийская архитектура……………………………………..5
1. Истоки и происхождение византийской архитектуры……………...5
2. Византийская городская застройка…………………………………..6
а). Византийский крестово-купольный храм………………………..8
3. «Золотой век» империи………………………………………………10
4. Величайший из архитектурных памятников Византии –
Софийский Собор…………………………………………………….12
II Глава. Средневизантийская архитектура………………………………….20
1. Основные особенности средневизантийской архитектуры………..20
2. Константинопольская архитектурная школа в среднее время…….21
3. Восточновизантийская архитектурная школа в
средневизантийское время……………………………………………22
III Глава. Поздневизантийская архитектура………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Исскуство византии .doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      На  иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Интерьер главной части Софии имеет  гигантские размеры и отчётливо  очерченную пространственную форму. Пространство главного помещения Софии чётко ограничено строгим линейным костяком и прямыми и вогнутыми поверхностями. Основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в  линии арок и окружность купольного кольца. Павел Силенциарий, современник Юстиниана I, образно говорит, что купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу. 
 

     Вывод: ранневизантийская архитектура дала начало образованию сперва самостоятельной разновидности византийского зодчества, а потом – к созданию, на античной основе и византийской основе, своей собственной архитектуры. Величайшей заслугой ранневизантийской архитектуры явилось то, что она дала мощный толчок ее развитию в дальнейшем.

 

II. Средневизантийская архитектура

2. Основные особенности  средневизантийской  архитектуры

     Переход от ранневизантийского периода к  средневизантийскому был связан с трагическим временем отчаянного сопротивления  Византии  внешним  нашествиям и с глубокими  изменениями  внутри империи. Византийское крестьянство все больше закрепощалось, власть и могущество отдельных феодалов сильно возросли. В связи с этим вместо больших государственных сооружений стали строить по преимуществу небольшие приходские и монастырские  церкви с маленькими приделами на хорах или внизу – домашними молельнями заказчиков постройки.

     В истории византийской архитектуры  очень мало изучен вопрос о планировке города, загородной феодальной усадьбы, монастыря и сельского поселка. В это время не было строительства  новых городов, но большое внимание уделялось строительству крепостей. Однако оно сводилось  почти исключительно к восстановлению старых городов и ремонту возведенных уже раньше крепостных стен.

     Регулярная  застройка, унаследованная от античности, все больше заменялась бесплановой  застройкой по образцу сельских поселков.  Однако на основе бесплановой, стихийной застройки возникли свободно скомпонованные поселения и городские кварталы с асимметрическим расположением построек и криволинейным очертанием улиц.  Монументальные сооружения стояли изолированно, по преимуществу на возвышенных местах. Их можно было обойти кругом, они не редко занимали центральную часть городских площадей. Этим объясняется более замкнутый характер их объемной архитектурной композиции.

     Новой чертой, характерной для средневизантийской архитектуры по сравнению с предшествующим  этапом развития византийского зодчества, были небольшие размеры построек. Церковные постройки, продолжавшие преобладать в строительстве, необходимы были в первую очередь для привилегированных. В них появляется интимный масштаб. Уже в XI – XII вв. наблюдается тенденция к созданию внутри церквей обособленных молелен для еще более узкого круга феодалов. Вместо величественности собора Софии в Константинополе и других ранневизантийских построек, появляются карликовые пропорции, которые придают частям зданий и даже постройкам в целом характер миниатюрных сооружений.

     Это не значит, что средневизантийская архитектура не создала ничего своего. В ней отражены самые противоположные  тенденции. Сталкиваясь друг с другом, они образовали нечто новое.

     Основным  достижением средневизантийской архитектуры  явилось создание крестовокупольной  архитектурной системы. Эта система  зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийский  период, однако своего полного развития, своей зрелости она достигла только в средневизантийской архитектуре. Крестовокупольные здания Византии  производят исключительно сильное впечатление своей удивительно уравновешенной композицией, которая направлена на выявление основных пространственных координат. Интерьер крестовокупольного здания распадается на девять пространственных ячеек, которые строго друг другу подчинены и образуют наглядную иерархическую систему пространства.

     Во  всей мировой архитектуре предшествующих периодов не было ничего, что можно  было бы приравнять к средневизантийской крестовокупольной системе. Значение ее заключается в том, что в ней впервые была разработана  группировка пространственных ячеек.  

     2. Константинопольская  архитектурная школа  в средневизантийское  время

     Рядовая жилая застройка Константинополя и столичные дворцы средневизантийского времени до нас не дошли. Планировка последних остается неизвестной. Об их наружном виде можно до некоторой степени судить по дворцовым постройкам, сохранившимся в других городах.

     Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции. Так, например, дворец Фондако деи Турки был построен в подражание наиболее роскошным средневизантийским  зданиям Константинополя. Характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад  дворца. Главная улица Константинополя и некоторые другие его улицы были сплошь застроены подобными зданиями. Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон.  На фасаде Фондако деи Турки намечены две башни, отмечающие углы здания. Это свидетельствует о происхождении данного типа венецианского и константинопольского дворцов от римских зданий с портиком между угловыми ризалитами.

     Сохранились многие средневизантийские  церковные  постройки Константинополя, однако они дошли до нас в сильно искаженном виде.

     Главной дошедшей до нас постройкой Константинополя, является замечательный комплекс трех слитых воедино  церквей монастыря  Пантократора. Он состоит из более  ранней северной церкви, пристроенной к ней несколько позднее немного  более крупной южной церкви и купольного помещения, расположенного между ними и их соединяющего. Известно, что эта однонефная однокупольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143-1180 гг.), построенную еще при его жизни. Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Они возведены до нее. Южная церковь была построена после северной, так как ее лестничная башня, расположенная к северу от нартекса, прислонена к южной лестничной башне северной церкви. Более ранняя датировка северной церкви подтверждается также тем, что она по своей архитектуре несколько архаичнее южной церкви. Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трехнефной крестовокупольными постройками.

     Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Обе церкви монастыря Пантократора представляют собой крестовокупольные постройки сложного варианта. Особенность обоих этих зданий заключается в отсутствии стен, отделяющих боковые апсиды от главной части интерьера.  Этим несколько усилена алтарная часть. Особенностью южной церкви является, кроме того, нартекс, открытый наружу тройным проемом, со вставленными в проемы мраморными обрамленьями. Это говорит о том, что здание было рассчитано на торжественные входы, вероятно, самого императора.

     Также дошедшей до нас постройкой является дворец Сан-Марко в Венеции. Западноевропейские архитекторы различных эпох испытали на себе воздействие именно Сан-Марко, который был один из сильнейших проводников  византийского влияния в Западной Европе. Сложная и вместе с тем  глубоко целостная  пространственная структура  Сан-Марко привлекала к себе особенное внимание западноевропейских зодчих. Созданная на основе всего предшествующего развития византийской архитектуры, органически включающей  в себя наследие  греческого и римского античного зодчества структура Сан-Марко является замечательным связующим звеном между архитектурой античности и Западной Европы.  

     3. Восточновизантийская  архитектурная школа  в средневизантийское время

     Сохранившиеся в составе государства  немногочисленные восточные области Византийской империи находились  в средневизантийское время под постоянной угрозой  вражеских нашествий. Вследствие этого  строительство здесь было незначительным по объему. Главное внимание здесь было обращено на восстановление и некоторое расширение городских укреплений и на ремонт тех построек, которые еще могли служить. Производственные и жилые сооружения того времени сохранились в очень небольшом количестве. Это объясняется тем, что последующее завоевание турками привело к разрушению зданий или к изменению самого назначения построек, что было связано с их перестройкой. Новые жилые дома могли строить себе только  крупные светские и церковные землевладельцы, а также наиболее богатые горожане. Это были всего лишь единичные сооружения. Главными общественными зданиями были в то время церкви. Их, где было возможно, строили также и заново. При этом их архитектура отличалась рядом особенностей от столичных культовых построек.

     В качестве примера крупного города в Малой Азии, просуществовавшего в составе Византийской империи на протяжении почти всего средневизантийского времени, следует привести Никею. Стены города и основная система планировки улиц сохранились  от античности и от ранневизантийского периода.

     Другим  примером средневизантийского города может служить Корикос, расположенный  на южном морском побережье Малой  Азии, в Киликии. Город интересен  тем, что он составляет часть системы  крепостей, построенных           в 1104 г.   адмиралом Евстафием  для защиты византийского государства.

     Для средневизантийского времени очень  характерно создание отдельных укрепленных  точек для защиты города, в противоположность  ранневизантийскому периоду, когда  целые города окружали большим кольцом  стен.

     Большие здания крупных городов восточных  областей Византийской империи хорошо представлены собором в Майафаркине  в Месопотамии. Это редкий восточновизантийский представитель архитектурного типа пятинефной крестовокупольной системы.

     Отличия от зданий Константинополя отчетливо выступают в строительных материалах, архитектурных конструкциях и художественной композиции.  

     Вывод: средневековая архитектура имеет все же единый характер. Ее единство основано на том, что в ней преобладает центрическое монументальное здание, увенчанное куполом. Именно купол является излюбленной формой византийских зодчих, которую они постоянно применяли и многократно варьировали. Архитектурная разработка купола составляет наиболее ценное содержание византийских зодчих.  
 

     III. Поздневизантийская архитектура

     Короткий  поздневизантийский период характеризуется  довольно существенными изменениями  в архитектуре. Византийская империя  доживала свои последние дни. Поздневизантийский период соответствовал по времени эпохе  готики и зарождения Ренессанса в  Западной Европе и эпохе образования Русского централизованного государства в Восточной Европе.

     К XIV в. относится наиболее сохранившаяся дворцовая постройка Константинополя – здание, которое турки назвали Текфур-Серай. В это время Большой константинопольский дворец был оставлен двором, который помещался во Влахернском дворце, расположенном на самой высокой точке Константинополя.

     Текфур-Серай  представляет собой  небольшую часть  Влахернского дворца. Это летний зал  и столовая, расположенная в третьем  этаже и построенная над более ранними стенами, которыми Влахернский дворец был укреплен со стороны города.

     Отличительной особенностью кладки Текфура, по которой  сразу сожно определить  поздневизантийское здание Константинополя, является включение  камня в кладку арок.

     Для последнего периода византийской архитектуры очень характерна насыщенная декоративность фасада Текфура. Живописный характер имеет сама кладка стен. В ней эффективно чередуются узкие красные полосы кирпича и сплошные полосы камня теплого желтого тона.

     Общий облик Текфур-Серая  - оживленный, живописный и очень нарядный. Сдвиги, проемов, аркады,  общая асимметрия и, в особенности, кирпично-каменная желто-красная декорация, созданная при помощи самой кладки, весьма украшают здание.

     В поздневизантийское время даже в лучших постройках Константинополя отражался недостаток средств, обусловленный тяжелым экономическим положением Византийской империи в последний период ее существования. Почти все более крупные постройки Константинополя конца XIII в. и XIV-XV вв. представляют собой реставрацию сооружений более старого времени, обычно сопровождаемую дополнением новых частей или надстройкой. С подобными пристройками к уже ранее существовавшим зданием связан общий живописный характер поздневизантийского зодчества.

     Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии Палеологов, пристроенная к средневизантийской церкви монастыря Липса. Вновь сооруженный комплекс состоит из церкви перистильного типа, симметрически окруженной галереей с погребениями в нишах. Все эти части живописно прилеплены к старому зданию.

Информация о работе Искусство Византии