Исаакиевский собор. История возведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Об истории возведения одного из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире, я и хочу рассказать.

Содержание

Введение……………………………………………………………3 стр.
Первая Исаакиевская церковь,……………………….4 стр.
Вторая Исаакиевская церковь………………………………….5 стр.
Третий Исаакиевский собор……………………………………….5-6 стр.
Строительство собора……………………6-10 стр.
Освящение……………………………………………………….10 стр.
Заключение…………………………….11-12 стр.
Список литературы…………………………………13 стр.

Работа содержит 1 файл

реф.История Спб.docx

— 41.42 Кб (Скачать)

 Северо-западный государственный  заочный   технический университет

Контрольная работа

 

По теме


Исаакиевский собор. История  возведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………3 стр.
  2. Первая Исаакиевская церковь,……………………….4 стр.
  3. Вторая Исаакиевская церковь………………………………….5 стр.
  4. Третий Исаакиевский собор……………………………………….5-6 стр.
  5. Строительство собора……………………6-10 стр.
  6. Освящение……………………………………………………….10 стр.
  7. Заключение…………………………….11-12 стр.
  8. Список литературы…………………………………13 стр.

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение.

 

                    Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Об истории возведения одного из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире, я и хочу рассказать.

 

 

 

 

 

 

 

 

История Исаакиевского собора

         

                На Невском проспекте в центре Санкт-Петербурга стоит уникальный монумент, удивительное творение рук человеческих – Исаакиевский собор. Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея.

                         

Первая  Исаакиевская церковь

 

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия  Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. В 1707 году государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Это было скромное одноэтажное здание с небольшой колоколенкой без каких-либо архитектурных излишеств и ничем не напоминавшее современный Исаакиевский собор, который мы все привыкли видеть.

                В 1709 году Пётр I распорядился о проведении реставрационных работ в церкви. Это решение было обусловлено желанием улучшить вид самой церкви, а также решить ряд проблем, возникших по ходу эксплуатации (отмечалось, что в церкви постоянно сыро и холодно, что приводило к разрушению деревянных конструкций). Эта скромная церковь играла роль одной из главных в городе. Здесь 19 февраля (1 марта) 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна.

 

Вторая  Исаакиевская церковь

 

    6 августа 1717 года Петр I собственноручно заложил первый камень в основание новой (второй) церкви во имя Исаакия Далмацкого, т.к. первая церковь к тому времени уже сильно обветшала. Вторая Исаакиевская церковь строилась по проекту известного зодчего петровской эпохи Г.И. Маттарнови, после кончины которого в 1721 году строительство возглавил архитектор Н.Ф. Гербель. Но уже через три года скончался и он, и завершение строительства было поручено Я. Неупокоеву. Эта церковь была достроена в 1727 году и в плане имела форму удлиненного  прямоугольника, а внешне напоминала собор в Петропавловской крепости, что подчеркивалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезенными Петром I из Голландии вместе с часами для Петропавловского собора. Даже резной золоченый иконостас был подобен иконостасу Петропавловского собора.

Церковь была построена на берегу Невы (на месте  сегодняшнего памятника "Медный всадник"), что губительно сказалось на долгосрочности здания - Нева размывала неукрепленный  гранитом берег, разрушая фундамент  и кирпичную кладку. Появились  трещины в стенах и сводах церкви. В 1735 году удар молнии вызвал серьезный  пожар. Спустя несколько лет архитектор С.И. Чевакинский был направлен  на осмотр состояния церкви, он предложил  снести здание. Церковь решили разобрать  и построить новую дальше от берега. Руководителем строительства в 1761 году был назначен С.И. Чевакинский.

 

 

Третий Исаакиевский собор (проект Ринальди)

 

В  1762 после  шестимесячного царствования Петра III на престол взошла его жена - Екатерина II. Императрица, считая себя последовательницей дел Петра Великого, одобрила идею создания Исаакиевской церкви и поручила строительство  А. Ринальди. Торжественная закладка произошла 8 августа 1768 года на строительной площадке, намеченной С.И. Чевакинским. В память об этом событии была выбита специальная медаль.

По проекту  архитектора А. Ринальди, церковь должна была иметь пять куполов и высокую  стройную колокольню. Стены должны были быть облицованы мрамором. Это здание могло бы стать лучшим произведением Антонио Ринальди, если бы его удалось завершить в соответствии с проектом. Но церковь была достроена лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, а архитектор уехал за границу. Вступивший на престол Павел I поручил архитектору В. Бренна срочно завершить работу. Пришлось исказить первоначальный проект А. Ринальди (были уменьшены размеры верхней части здания и упразднены малые купола). Мрамор, предназначавшийся для облицовки верхней части церкви был передан на строительство Михайловского замка - резиденции Павла I. В результате собор получился непропорционально приземистым и нелепым - на роскошном  мраморном основании высились кирпичные стены. Громоздкое сооружение не могло не вызывать насмешек современников. Вернувшийся в Россию после долгого отсутствия флотский офицер Акимов, увидев Исаакиевский собор, написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,

Обоим им приличный:

Основа его  мраморна,

А верх его  кирпичный.

Но Акимов был арестован при попытке  прикрепить листок с этой эпиграммой к фасаду собора. Молодой офицер дорого поплатился за свое остроумие - ему отрезали язык, уши и сослали  в Сибирь.

           Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году. Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке. В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Условием было сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора.

                         

 

Строительство собора

 

Создание  четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.  В  качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта  собора в разных стилях. Император  остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме  того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Работы начались с закладки фундамента. Все крупные  петербургские сооружения того времени  строились на сваях, архитектор уделил особое внимание тому, как их забивают. Из вырытых глубоких траншей откачивали воду, затем вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26-28 см и длиной 6,5 м. Расстояние между сваями должно было равняться их диаметру.

Сваи забивались тяжелыми чугунными бабами, подъемный  механизм которых обслуживали по шесть лошадей. По каждой свае производили  по десять ударов, если после этого  не вся свая входила в землю, было разрешено ее срезать до общей  высоты. Работа не прекращалась и зимой, хотя в августе в день удавалось  забить до пяти свай, а в ноябре только по две. Но через год работа была завершена, грунт настолько уплотнился, что даже заостренный железный прут входил в него с усилием.

Задача подрезки свай до одного уровня была решена достаточно оригинально: Монферран приказал остановить работу насосов, и, когда вода достигла нужной высоты, ее откачали, а сваи подрезали  точно по отметке воды. Промежутки между сваями были заполнены хорошо утрамбованным древесным углем  на глубину 1 м. Получилась площадка из 10762 сваи.

После этого  можно было приступать к сооружению самого фундамента. Обычно фундаменты под крупными сооружениями (Смольный монастырь, Александро-Невская Лавра, Адмиралтейство и другие) делались ленточными (устанавливались отдельными участками под несущими частями  зданий). Но Монферран решил подстраховаться  от последствий возможной усадки, и на подготовленной площадке были уложены гранитные плиты в  два ряда. Сплошной массивный характер фундамента явился отличительной особенностью строительства Исаакиевского собора.

Гранит для  колонн Исаакиевского собора добывался  в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов  и Архип Шихин. Сухановым был  изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие  просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне  не появлялась трещина. В трещину  помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок  человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Гранитные  блоки колонн скатывали на морской  берег и грузили на баржи, которые  буксировались до пристани на Неве. Колонны выгружались и по специальному рельсовому пути (впервые в России созданному на строительной площадке) подвозились к строительной площадке для окончательной обработки.

В общей сложности  сооружение фундамента заняло около  пяти лет. В этой работе было задействовано 125 тысяч каменщиков, плотников, кузнецов и рабочих других профессий.

 

Для подъёма  колонн были построены специальные  леса, состоящие из трёх высоких  пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых  работало по восемь человек. Колонну  обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали  в один из пролётов лесов, а концы  канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в  вертикальное положение. Установка  одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в  своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна  была установлена 20 марта 1828 года в  присутствии царской семьи, иностранных  гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших  собой площадь и крыши окрестных  домов. Под основание колонны  была заложена платиновая медаль с  изображением Александра I. Каменные портики сооружались до возведения стен, что было даже некоторым нарушением  законов строительной техники и правил архитектуры, но было оправдано из-за особых трудностей самого процесса установки колонн. К осени 1830 года петербуржцы могли видеть на строительной площадке четыре колоссальных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви с внутренней отделкой.

Начались  работы по возведению стен и опорных  пилонов. Стены делали толщиной от 2,5 до 5 метров, что в четыре раза превышало  толщину стен любых гражданских  сооружений.

В 1836 году началось сооружение перекрытий. Кирпичные своды  здания (толщиной до 1,25 м) опираются  на шесть пилонов. Были сделаны внутренние декоративные своды, не имеющие конструктивного  значения.

В 1837 году было готово основание купола, началась установка верхних 24 колонн колоннады. Во время строительства кроме  ручного труда широко применялись  технические новшества.

Золочение купола, колоколен и крестов продолжалось с 1835 по 1843 год. При этом листы меди покрывали соединением золота и  ртути, ртуть затем выпаривали. Позолота наносилась в три слоя.

В 1845-1847 годах  для звонниц собора изготовили одиннадцать  колоколов. Они были отлиты из  вышедших из обращения медных монет, в которых  содержалось золото и серебро. Колокола Исаакиевского собора явились подлинными произведениями искусства и по внешнему виду и по своим свойствам. Все  колокола были подвешены неподвижно, свободно двигались только их языки.

Проект отделки  интерьера Исаакиевского собора создавался Монферраном уже в  новую историческую эпоху. В этот период в России на смену идеалам гражданственности, рационализма и просветительства, созвучным эпохе классицизма, приходят идеи романтизма и связанное с ним увлечение историческим прошлым. Появился интерес к исторической науке, к новым археологическим исследованиям и открытиям. В архитектуре родилось стремление использовать элементы различных исторических стилей. Это нашло отражение и в проекте оформления интерьера Исаакиевского собора. В дальнейшем такая тенденция привела к стилизаторству, а затем к эклектике — полному смешению различных стилевых черт. Применяя различные новшества в украшении собора — гальванопластические скульптуры, мозаику, Монферран ввел и витраж, сделав запрестольный образ, изображающий Христа. Витраж сделан на Мюнхенской мануфактуре, отличается яркостью и глубиной цвета. Его изготовил выдающийся мастер-витражист М. Э. Айнмиллер.

Исаакиевский  собор строился необычайно долго. В  связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания  строительства". - "То-то он так  долго строит".

 Слухи  эти неожиданно получили продолжение  в реальной жизни. Архитектор  на самом деле умирает вскоре  после окончания строительства  Исаакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Информация о работе Исаакиевский собор. История возведения