Готическое искусство Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:03, реферат

Описание работы

В XII в. в Европе появляется новое направление в искусстве – готика, основоположником которого считается Франция. Для возникновения этого стиля сложились определенные предпосылки и условия. Однако готическое искусство не являлось чисто европейским изобретением. Еще задолго до возникновения готического стиля в Европе в Малой Азии армянский зодчий Трдат построил культовое сооружение — трехнефную купольную базилику. В этом сооружении впервые были применены пучкообразные колонны для внутренних устоев, которые поддерживали стрельчатые арки, а также другие конструктивные элементы ранней готики. Спустя продолжительное время эти конструктивные решения возникли в Европе, а впервые во Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения готической архитектуры, ее основные отличительные черты и композиционные формы………………………………5
1.1. Причины и предпосылки зарождения готического стиля в искусстве Западной и Центральной Европы…………………………………………...5
1.2. Архитектурно-композиционные формы готической архитектуры…..7
2. Развитие готической архитектуры во Франции…………………………….13
2.1. Произведения ранней готики………………………………………….14
2.2. Архитектурные сооружения высокой готики………………………..18
2.3. Позднее-готические произведения искусства………………………. 21
Заключение………………………………………………………….. …………. 24
Список использованной литературы………………………………………….. 26

Работа содержит 1 файл

Готическое искусство Франции.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

В некоторых архитектурных школах   (например,  в Англии)   количество нервюр было очень велико, строители вводили дополнительные нервюры, так называемые лиэрны, тьерсероны.

В  готическом  крестовом  своде  нагрузки  прилагаются   не  по  всему контуру,  а  только  в тех  местах,  где  сходятся  диагональные   и   осевые нервюры. Это действенно не только по отношению к центральному, но и к боковым нефам. Фактически в готических соборах стены между пилонами ликвидируются и заменяются огромными оконными проемами. При такой каркасной системе места приложения сил и опорные точки надлежало всемерно укрепить. В связи с этим приобретают особую роль контрфорсы, для большей устойчивости  которых  им  придавали  уступчатую форму.

В готической архитектуре  появляются так называемые аркбутаны, являвшиеся важнейшим элементом  в общей системе равновесия здания. Аркбутаны — противораспорные элементы, «наклонные» арки (полу-арки), одной  пятой примыкающие к основанию свода главного нефа, а другой — упирающиеся в массивный контрфорс, стоящий в ряду других на линии наружных стен здания. Аркбутаны призваны удерживать в неизменном положении свод главного нефа. Распор этого свода передается аркбутанами, выполняющими роль «подкоса», «подпорки» к контрфорсам, погашаясь массой последних. Аркбутаны, являясь сугубо конструктивными частями, будучи выведены наружу здания, играют очень активную роль в формировании внешнего облика сооружения, придавая ему ту ажурность, которая характеризует готический стиль.

Таким образом, основным элементом готической конструкции  являются: оконные простенки минимального сечения, внутренние колонны чрезвычайно  ограниченного сечения — пилоны, нервюры (гурты) сводов, аркбутаны   и   контрфорсы.    Конструкция   здания   приобретает   скелетный, каркасный характер.8

Единственной массивной  частью храмового готического здания (собора) являлся главный фасад. В большинстве случаев, прежде всего во французской архитектуре, явившей поистине классические образцы готического стиля, на главном фасаде располагались две огромные массивные башни, ограничивавшие по сторонам центральное поле этого фасада. В романских храмах часто можно было наблюдать четыре башни, расположенные попарно и, кроме того, пятую, самую большую, массивную башню, заменяющую купол. В готических церквах сохраняются только две башни — на главном фасаде, причем они сильно увеличиваются в размерах, и башня на средокрестье, превращающаяся в тонкий шпиль.

В романской архитектуре активную роль играло скульптурное убранство. Круглая и рельефная скульптура, архитектурная орнаментация применялись во многих сооружениях, особенно во Франции, для оформления главных фасадов церквей, отчасти и в интерьерах. Внутри сооружений использовались и настенные росписи, хотя сохранились они лишь в отдельных памятниках. В готических сооружениях монументальная скульптура приобретает особенное развитие, хотя в большинстве крупных соборов возможности ее применения были ограничены из-за каркасной структуры сооружений. Преимущественным местом ее расположения были массивы стены западной, входной части здания (главный фасад, порталы, башни).

Фресковые росписи из-за той же каркасности конструкций  используются все реже, и ведущая роль переходит к витражам, порой огромных размеров и необычайно выразительных по рисунку и колориту. В готической архитектуре синтез искусств получил исключительное развитие; при этом он обладал рядом специфических особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие готической архитектуры во Франции

Французское зодчество, как и архитектура других стран  Западной Европы, прошло через этапы  ранней зрелой (или высокой) и поздней  готики. Во Франции ранняя готика охватывает последнюю треть XII и первую четверть XIII в. Здания этого периода четкостью архитектурной композиции и монументальной простотой своих форм несколько напоминают романское зодчество. Наиболее характерные особенности ранней готики заметны в архитектуре соборов в Нуайоне, Лане и в соборе Парижской Богоматери. Памятники зрелой готики создавались с 20-х гг. и до конца XIII в. Самые значительные из них — соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой или высокой готике присуще не только совершенное владение каркасной конструкцией, но и высокое мастерство при создании богатых архитектурных композиций с обилием скульптуры и витражей.

Поздняя готика охватывает XIV и XV вв. Однако некоторые ее черты — изощренность и утонченность архитектурного декора — давали о себе знать уже в памятниках конца XIII в. Иногда позднеготическое искусство XV века из-за множества декоративных элементов выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики.

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее интересным памятникам этого периода относятся главные фасады соборов в Руане и Страсбурге. Следует отметить, что готические соборы часто строились и перестраивались в течение нескольких десятилетий, а иногда и много дольше. Поэтому в архитектуре одного здания обычно переплетаются черты раннего и зрелого, а иногда и позднего этапов. В силу этого отнесение того или другого собора к определенному периоду готического стиля основывается в первую очередь на типе главного фасада и на общем решении плана.9

В XII и XIII вв. во Франции развернулось такое оживленное церковное и светское строительство, какого страна никогда не переживала. Первоначально, однако,   строительные   нововведения   применялись   в  монастырских   постройках.

Самым ранним нервюрным сводом обычно считается перекрытие абсиды аббатской  церкви в Морианвале. Но здесь нервюры  встроены в массивный романского типа свод, который не может считаться  лежащим на них. Нервюры как основа каркасной системы впервые были применены в церкви аббатства Сен Дени под Парижем. Аббат Сугерий поддерживал новшества приглашенных им архитекторов, несмотря на предостережения консервативно настроенных монастырских зодчих.10 Здесь впервые сказались преимущества каркасной конструкции, так как надлежало перекрыть пространство неправильной формы, что при старой строительной системе было затруднительно.

2.1. Произведения  ранней готики

Одним из самых величественных сооружений ранней французской готики является собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Сначала на месте собора находился древнеримский храм, затем христианская базилика, а в 1163 году на торжественной церемонии, в присутствии короля Людовика VII и папы Александра III, прибывшего из Италии, на месте христианской базилики состоялась закладка собора. В 1182 году строительство было освящено. Собор был задуман как крупнейший в стране и отвечавший своими размерами и величием значению Парижа как столицы Франции. Величественный собор после постройки имел длину 130 метров, ширину 108 метров и высоту сводов 39 метров, вмещал более 9000 человек. 11

Постройку начали с хора, который  был закончен в 1182 г., главный корпус был завершен в 1196 г., западный фасад  с его порталами — в основном к 1208 г. В отдельных частях собор  достраивался до середины XIII в., когда крылья трансепта получили по дополнительной травее. Тогда же в целях увеличения вместимости собора между сильно выступавшими наружу контрфорсами были встроены капеллы.

Собор представляет собой пятинефную базилику с верхними галереями-эмпорами. Боковые нефы смыкаются в заалтарной части. План собора обладает четкостью, простотой и слитностью очертаний. В конструктивном решении собора уже содержатся все стилистические признаки готики — опоры ограниченного сечения, нервюрные своды, развитые аркбутаны, которые, располагаясь радиально в восточной алтарной части, создают впечатление сплошного кружевного плетения, «окутывающего» облегченные светоносные поверхности основных объемов здания. Вместе с тем в парижском соборе присутствуют и некоторые пережитки романской архитектуры: опорные столбы, ограничивающие центральный неф в первом ярусе, представляют собой укороченные колонны с капителями романского типа, и только выше над ними начинаются тонкие лучковые готические вертикальные тяги, достигающие пятовых частей сводов; далее — своды собора, хотя и крестовые, но еще довольно плоские. Кроме того, в центральном нефе применены так называемые шестираспалубочные своды — переходная форма от «связанной системы» к готике с «общим шагом» для сводов всех нефов. Еще умеренно высоки и боковые окна центрального нефа.12

 Черты романского  стиля отмечаются и на главном  фасаде: он еще очень  массивен,  особенно  в первом  ярусе.  Если в зрелой готике массив фасадной стены, по существу, исчезает и конструкция выявляется мощными пилонами — контрфорсами и проемами широких порталов и громадных окон, то в соборе Парижской Богоматери стена в известной мере сохраняет свое значение, однако она уже не играет былой определяющей роли.13

Но зато общая  композиция представляет собой пропорционально  совершенную, очень гармоничную  систему готического типа. Фасад  имеет трехчастное деление по горизонтали, соответствующее внутренней структуре здания; средняя часть отвечает центральному нефу, а каждая из боковых — малым нефам. Фасад расчленен горизонтальными поясами на три яруса, причем верхний третий представляет собой ажурную колоннаду, увенчанную взаимно-пересекающимися арочками. Этот третий ярус, в отличие от двух нижних, не связан с внутренним пространством храма, а всего лишь прикрывает, декорирует основания башен и щипец крутой крыши.

Пересечением горизонтальных поясов и вертикальных лопаток нижние два яруса расчленены на четко обозначенные прямоугольные поля, разработанные ритмически повторяющимся мотивом стрельчатых арок. Только в среднем центральном звене второго яруса помещено круглое — типичное для готики — окно, так называемая роза с каменным рисунчатым переплетом. Роза французского готического фасада была исходной точкой, началом и концом той сложной и стройной пропорциональной игры, в которую были вовлечены все элементы фасада.14

Основная часть фасада вписывается в очертания квадратов. Выше расположены кубичные объемы двух могучих башен.

Для пластического убранства фасадов собора используется скульптура — рельефная и круглая. На главном фасаде между первым и вторым ярусами Проходит так называемая галерея королей. Входы, решенные как ниши, образуемые постепенно сокращающимися в перспективе стрельчатыми арками (так называемые перспективные порталы), также богато украшены скульптурой — горельефными статуями, тематическими композициями в тимпанах и орнаментальными деталями. Традиции подобного убранства связаны с декором романских храмов. Скульптура собора достаточно многообразна. Наряду с изобразительными реалистическими образами здесь присутствуют и изображения фантастических существ (химеры), в которых отразилась народная выдумка и обличительная сила, юмор и зоркая наблюдательность мастеров — ее авторов.

Собор в эпоху средних  веков являлся долгое время центром  не только религиозной, но и светской жизни города. В нем читались лекции, проводились собрания представителей цехов и в тот период когда  не была воздвигнута ратуша, заседания  городской магистратуры.15

Другим замечательным  памятником ранней готики является собор  в Лане, несколько более архаичный, чем собор Парижской Богоматери. Его проект был составлен около 1160 г., к 1174 г. были закончены хор и  восточные части трансепта; главный  корпус и западный фасад — в первые годы XIII в. Тогда же был значительно расширен хор, получивший взамен полукруглой абсиды прямоугольное завершение, во Франции нигде больше не встречающееся.

Особенно славились  в те времена башни этого собора. В ланском храме, так же как  и в соборе Парижской Богоматери, заметны еще признаки романского стиля. От романской архитектуры — полуциркульные арки, значительные массивы стен.

В Ланском соборе отсутствует  «галерея королей», которая заменена образующей третий ярус глубокой аркадой. Над ней — две башни, имеющие по нескольку ярусов и украшенные ажурными угловыми лоджиями, все более стройными и легкими по мере приближения к верху. Над средокрестием поставлена низкая башня, через которую обильно поступает свет. У южного рукава трансепта высится еще одна башня, напоминающая итальянские кампанилы; уже у современников она славилась своей красотой. Архитектор Виллар д'Оннекур (XIII в.) говорил о ней: «Во многих землях я бывал, но нигде не видел такой башни, как в Лане».16

В этом соборе, во всей его тектонике наблюдаются черты примитива в рисунке, в формах образующих его элементов и какая-то особая своеобразная «костистость», «хрящеобразность», в значительной мере обязанные не изжитой еще массивности каменной конструкции. В этом — особая прелесть архитектуры собора. Романские черты имеют место и в интерьере — он суров и лаконичен.17

Среди раннеготических  соборов заслуживают упоминания собор в Нуайоне (1157—1228) и собор  в Суассоне (1177—1212). Важную роль в  утверждении архитектурных принципов  ранней готики и в постепенном переходе к зрелой готической архитектуре сыграл Шартрский собор, который, как и большинство средневековых соборов, был перестроен из романской церкви. Новое строительство собора началось в 1194 и завершилось в основном к 1260 г.; позже доделывались порталы боковых фасадов. В результате от старой романской постройки ничего не осталось, кроме башен на западном фасаде, получивших позднее свое готическое завершение.

2.2. Архитектурные  сооружения высокой готики

XIII век — время расцвета и наиболее ярких проявлений готического зодчества. К нему относятся прославленные соборы Реймса, Амьена и других городов. Реймский собор строился 100 лет(с 1212 по 1311 гг.), в различные периоды работы возглавляли такие зодчие, как Жан д'Орбэ, Жан де Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси, но всем им было свойственно чувство преемственности. В результате собор приобрел удивительную композиционную законченность и целостность.18

Превосходен главный фасад собора. Помимо общих черт, определившихся к этому времени в архитектуре больших соборов Франции (трехчастное деление по горизонтали и по вертикали, перспективные порталы, «роза» в центре фасада, две призматические башни и другие), здесь наблюдаются и некоторые новые формы: перспективные порталы завершаются выступающими вперед треугольниками-вимпергами, галерея королей переместилась в верхнюю часть фасада. Подчеркнутая геометричность и линейность членений парижского собора уступила место здесь, в Реймсе, большей пластичности, ажурности и динамизму форм, устремляющихся ввысь. Изменились очертания окон, арочных обрамлений.

Информация о работе Готическое искусство Франции