Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:13, контрольная работа
Го́тика — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.
Содержание
Введение
Основная часть
Особенности архитектуры;
Общие условия эпохи;
Новые строительные материалы;
Религиозные потребности.
Заключение
Устремление собора ввысь
подчеркнуто
гигантскими ажурными башнями (высота
башен собора в Кельне в Германии 157 м),
высокими стрельчатыми арками, окнами
и порталами,
многочисленными декоративными деталями
(ажурные фронтоны — «вимперги», башенки
— «фиалы», завитки — «краббы», круглые
окна со сложным переплетом — «розы»).
Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок.
Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах - «нервюрах», а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»).
Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание (отражающее сложный драматизм жизни), устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей («химеры»). Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи.
Арка и свод. Эти архитектурные
формы, так умело использованные
римлянами и затем легшие в
основу всего строительного искусства
средневековой Европы, еще до Рима
появились в Иране, который в
свою очередь унаследовал их от древних
культур Двуречья. Возможно, к тем
же источникам восходит и великое
по своей оригинальности и значительности
зодчество Армении, само географическое
положение которой
Однако в позднее
В силу особых местных условий
исторический процесс, происходивший
тогда же в Италии, направлял художественное
творчество к тому идеалу, которому,
часто минуя готику, суждено было
воплотиться в искусстве
Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным.
Основанный в 1150 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли».
А, кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия — с такими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан — истинными сокровищницами готического искусства.
Более трех столетий продержалась
готика во Франции:
- последняя треть XII и первая четверть
XIII в; — ранняя готика;
- с 20-х гг. до конца XIII в. — зрелая, или высокая
готика;
- XIV — XV вв. — поздняя готика, сначала радостно
сияющая своей декоративностью и потому
иногда называемая «лучистой», а затем
«пламенеющая», чья бурно разросшаяся
декоративность обретает уже самостоятельное
значение.
Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Эта масса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешивалась подпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредоточивал главное внимание.
Именно совершенствованию опорной системы суждено было произвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве.
Создание высочайших крестовых
сводов на стрельчатых ребрах, или
нервюрах, принимающих на себя всю
тяжесть перекрытия, увеличение числа
нервюр, выходящих из каждого столба,
образуемого пучком колонн, введение
так называемых аркбутанов — полуарок,
переносящих давление верхних стен
среднего нефа на продолженные вверх
могучие наружные столбы — контрфорсы
боковых нефов, выполняющие функцию
противодействующей силы, — все
это настолько обогатило
Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.
Готическая архитектура позволя
Готическая архитектура
Потолки, как правило, деревянные. Они имеют балочную конструкцию, либо могут открываться оформленные стропила. Иногда встречается также потолочная декоративная роспись.
Центральное место в интерьере занимает богато оформленный камин, либо кафельная печь. В мебели преобладает копирование элементов церковной архитектуры. Наиболее типичные предметы - это высокие шкафы с двумя створками четырьмя, шестью либо девятью филенками и, конечно, буфеты с высокими ножками.
Главные материалы — это камень, мрамор и дерево различных пород.
При декорировании применяется плиточная мозаика, а также майолика. Один из обязательных предметов интерьера - сундуки, обтянутые кожей. Широко используется фигурная лепнина, и гербовый орнамент.
Готическая архитектура
Чтобы становившиеся все более
тонкими стены могли нести
тяжесть обширных сводов, была создана
система контрфорсов и
Нервюрный крестовый свод, опоры, аркбутаны
и контрфорсы позволили превратить готический
собор в каркас из камня, а почти всю поверхность
наружных стен - в окно. Тонкие свинцовые
перемычки разделяли кусочки цветного
стекла, из которых были составлены помещенные
в оконные рамы панно - витражи.
Уже в церкви Сент Этьен в Кане в оформлении
ее западного фасада было отражено разделение
интерьера на главный и боковые нефы, а
также по вертикали - на аркаду, галереи
и клересторию. Архитекторы готической
эпохи восприняли эту композиционную
схему.
На плане готического собора видна паутина
линий, которые обозначают положение арок
и нервюр, соединяющих опоры и перекинутых
от них к контрфорсам.
Формирование готики пришлось на вторую
половину 12 в. В то время главный неф часто
перекрывали шестичастными нервюрными
сводами, а между нижним ярусом аркад и
верхним ярусом клерестории находилось
еще два яруса - галереи и трифории (впоследствии,
в эпоху высокой готики, будет принята
трехчастная схема). К первой половине
13 в. композиционную схему готической
церкви можно считать сформировавшейся.
В 15 в. готический стиль переживает во
Франции свой поздний этап, получивший
название "пламенеющей готики": своды
становятся очень сложными, в кружеве
каменных форм возникает мотив, напоминающий
язычок пламени, этот рисунок переходит
с оконных проемов на порталы и даже панели
стен.
Английская готика. Сформировавшись во
Франции, готика пришла в другие страны.
В Англии главный неф собора эже, чем во
Франции, и нередко длиннее; два трансепта,
один посредине и другой ближе к восточной
части церкви образуют в плане форму "архиепископского
креста"; полукруглой апсиде с полукруговым
обходом хора и радиально расходящимся
от него венцом капелл англичане предпочли
прямоугольное завершение восточного
окончания храма. Если в Амьене своды достигают
42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских
сводов - не выше 24 м. Утолщенные, как в
романских зданиях, стены, композиция
с подчеркнутыми горизонтальными членениями,
тоже характерная для романской архитектуры,
сохранялись в Англии долгое время после
их исчезновения во Франции.
Многие английские
соборы были монастырскими, но даже те,
что не входили в состав монастырей, сохраняли
в своем облике черты монастырской архитектуры,
например примыкающий к собору замкнутый
двор, или клуатр. Часто главный вход в
собор устраивался со стороны одного из
боковых нефов, а не с западной стороны.
В связи с относительно небольшой высотой
сводов, возвышавшихся над сравнительно
узкими нефами, и достаточно большой толщиной
стен не возникало необходимости в использовании
контрфорсов и аркбутанов.
В развитии английской готики можно условно
выделить три периода. На последние десятилетия
13 в. и самое начало 14 в. приходится период
ранней готики. Этот стиль ближе к французскому,
тогда обычно применяли простые четырехчастные
своды; исключение составляет собор в
Кентербери, где они шестичастные. Пучковые
опоры повторяют французские образцы,
чуть позднее на западе Англии появляются
опоры сложной формы. Декоративных элементов
немного. Узким окнам приданы стрельчатые
завершения. Более разработанная система
декорации появляется в Вестминстерском
аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское
аббатство - "самое французское" из
английских зданий, самое высокое, построенное
с применением системы контрфорсов, что
не удивительно, так как его главным заказчиком
был король Генрих III, известный франкофил.
В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика.
Как следует из ее названия, декоративность
приходит на смену строгости ранней английской
готики. Своды собора в Эксетере имеют
дополнительные ребра, и кажется, будто
над капителями вырастает огромный цветок.
Столбы окружены пучком колоннок по всему
периметру. Самая удивительная метаморфоза
происходит с окнами, ширина которых увеличивается
настолько, что становится необходимым
наличие декоративных скульптурных элементов
между панелями витража.
В 15 в. на смену "украшенной готике"
приходит "перпендикулярная готика".
Это название связано с преобладанием
вертикальных линий в рисунке декоративных
элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются
от капителей, создавая подобие раскрытого
веера, - такой свод и называют веерным.
Перпендикулярная готика просуществовала
до начала 16 в.
Готическая архитектура в других странах.
В Германию готика тоже пришла из Франции.
Некоторые соборы, например Кёльнский,
очень напоминают французские. В поздний
период немецкие мастера сооружали над
соборами ажурные каменные шпили. В Германии
в эту эпоху строили церкви с зальным внутренним
пространством, в которых боковые нефы
равны по высоте главному.
В Испании с ее ослепительным солнцем
уменьшали поверхность, предназначавшуюся
для остекления, и несколько увеличивали
толщину стен, чтобы сделать внутреннее
пространство прохладным и тенистым. В
Испании в готическом стиле создавали
также алтарные преграды, или "коро",
отделявшие хор от основного пространства
церкви.
В Италии готики почти не было. Здесь всегда
царил дух классики, который требовал
уменьшить кривизну стрельчатых арок
и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры
на части, соразмерные человеческой фигуре.
Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов
и аркбутанов и каменным кружевом окон
является "наиболее готическим" из
итальянских храмов.
Светские сооружения эпохи готики. Города,
становившиеся все более богатыми и влиятельными,
нуждались в оборонительных стенах. В
Каркассоне стены с башнями, поставленными
через одинаковые интервалы, следуют рельефу
местности. Зубцы, венчающие стены, служили
прикрытием для лучников и арбалетчиков.
В такой системе укреплений особенности
ландшафта были учтены при организации
обороны, но никто не стремился придать
стенам живописность. В городах, под защитой
мощных стен, сооружались здания ремесленных
корпораций – цехов.
В Венеции сформировался собственный
вариант готического стиля, нашедший выражение
в архитектуре Дворца дожей. Стены верхних
этажей, покрытые ромбовидным орнаментом
из золотистого и розового кирпича, покоятся
на двух рядах арок.
Вне городских стен строили замки и поместья.
Замок Бодием в Англии имеет тонкие стены
и симметричные башни; для защиты от нападений
он окружен рвом. Покои замка устроены
вокруг внутреннего двора. На эту сторону
выходят большие окна. За каждым из помещений
были закреплены специальные функции.
Большой зал, расположенный с противоположной
стороны от главного входа, по-прежнему
оставался центром дома, здесь обедали
и принимали гостей, к залу примыкали кухня
и кладовые, спальня хозяина замка и будуар
его жены. Рядом с личными покоями была
устроена часовня. Напротив через двор
размещались комнаты слуг, склады и конюшни,
поскольку замок имел собственное хозяйство.
Резиденции знати постепенно утрачивали
облик замков. После утверждения на английском
троне династии Тюдоров в 1485 на смену феодальной
раздробленности пришло государственное
единство. Комтон Уайнйетс, построенный
ок. 1525, уже не нуждался в укреплениях,
хотя был, по-видимому, окружен рвом и стеной
с зубцами, игравшими чисто декоративную
роль. Здание полностью приспособлено
к условиям мирной жизни: большие окна
выходят не только во внутренний двор,
но и прорезают внешние стены. Окна имеют
остекление, так что внутри достаточно
света. В каждом жилом помещении - камин.
Общие
условия готической эпохи.
Хотя термин «готика» должен
был свидетельствовать о
Архитектурный стиль любой
эпохи обычно вырастает из верований
людей и образа их жизни. В готическую
эпоху религия оставалась главным
содержанием общественной жизни, а
церковь – ведущим типом
Применение строительных
материалов в любую эпоху напрямую
зависит от местных условий и
уровня развития технологий. Средневековая
Европа была в то время покрыта
лесами, древесины была достаточно.
Многочисленные каменоломни снабжали
строителей известняком и песчаником.
В целом средневековая
Особые требования к местам
богослужения вырастали из особенностей
религиозного культа того времени. В
готическую эпоху римско-католическая
вера была единственной религией всей
Западной Европы, и хотя детали богослужения
различались, скажем, во Франции и
Испании, в приходской и в монастырской
церкви в целом господствовало единство.
Уже поэтому архитектурные
В целом пространственное деление церковных зданий не отличалось от раннесредневекового: длинный срединный прямоугольник, ориентированный на восток и фланкированный боковыми прямоугольниками. Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник – трансепт. Западная часть срединного прямоугольника именовалась главным (или центральным) нефом, восточная была занята хорами и сакристией (ризницей) в апсиде. Боковые нефы, продолженные в восточную часть церкви, смыкались за апсидой, образуя деамбулаторий – обходную галерею, с которой можно было войти в обособленные капеллы. Только в Англии восточное окончание церкви делалось обычно прямоугольным, в других местах ему придавалась многогранная или полукруглая форма.
И по концепции самого пространства, и по способам перекрытия обширных пространств готическая архитектура начала отличаться от своей предшественницы романского периода. Если романские церкви были замкнуты толстыми массивными стенами, в которых были устроены узкие оконные проемы, то готическая церковь имела стену из многоцветных витражей, зажатых между вертикальными ребрами из каменной кладки или между контрфорсами, приставленными к витражной стене под прямым углом. Причиной столь резкого различия служит иной способ перекрытия внутреннего пространства: в романской церкви – тяжелые цилиндрические своды, поддержанные сплошной массивной стеной; в готической церкви – относительно узкие и сужающиеся кверху каменные своды, опирающиеся на свободностоящие столбы. Романский интерьер создает впечатление слабо освещенного туннеля, тогда как в готической церкви интерьер воспринимается как аллея высоких деревьев, сквозь просветы меж кронами которых струится окрашенный цветными стеклами свет. В романской архитектуре акцентируется мощь и несокрушимость опор, в готической царит ничем не скованная легкость и устремленность ввысь.
Вывод
Само слово – готика, в культуре ренессанса обозначало скорее ругательство, чем что-то достойное внимания. Так римляне называли все связанное с варварством средних веков, ассоциируя его с древним племенем готов, разрушивших Рим. В первую очередь подразумевался недоразвитый латинский язык и безграмотность.
Сама же примитивная и тяжелая
архитектура чаще называлась немецкой
– «tedesca» (итал.), а готикой ее впервые
назвал Рафаэль, докладывая папе Льву
Х о процессе строительства в
Ватикане собора Св. Петра. Но, несмотря
на такое пренебрежительное