Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа
Специализированные объекты ландшафтной архитектуры — это объекты об¬щественного назначения, выполняющие одну ведущую функцию (например, выставочную, мемориальную или спортивную), обеспечивающие возможность широкого выбора форм рекреации для населения.
Система специализированных объектов ландшафтной архитектуры являет¬ся универсальной формой социальной реабилитации современного человека в обществе. Для этого в градостроительной практике при проектировании рек¬реационных систем всех уровней необходимо соблюдать принцип «компенса¬ции» по недостающим или ограниченным функциям в жизнедеятельности человека.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ…….………………………………..…..5
ГЛАВА II. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ………………...……10
2.1 Климат ……………………………………………………………………..10
2.2 Рельеф…………………………………………………………..………….12
2.3 Почвы………………………………………………………………...…….14
2.4 Растительность…………………………………………………………….17
ГЛАВА III. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ……………………...…20
3.1 Объект исследования…………………………………………………..….20
3.2 Методы исследования……………………………………………...…….21
3.2.1 Инвентаризационная оценка состояния территории………………21
3.2.2 Инженерная подготовка территории……………………………….22
3.2.3 Агротехническая подготовка территории……………………….…23
ГЛАВА IV. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ…………………………………………..…………………..………26
4.1 Функциональное зонирование объекта проектирования………………27
4.2 Ландшафтные элементы объекта……………………………………..….28
4.2.1. Дорожки и плоскостные сооружения………………………..…….29
4.2.2. Зелёные насаждения…………………………………………….…..32
4.2.3. Цветники………………………………………………………….….33
4.2.4. Малые архитектурные формы………………………..……….……35
4.5.5. Система освещения…………………………………………………37
4.2.6. Уход за объектами…………………………………………………..38
ГЛАВА V. ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ……………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ
42
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
имени В.Р.Филиппова
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации
Кафедра землеустройства
Курсовой проект
НА ТЕМУ: «Функциональное зонирование и благоустройство территории парка культуры и отдыха «им. Орешкова» г. Улан-Удэ»
Выполнил: студент гр. 6502
Коменданова Т. М.
Улан-Удэ
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ…….………………………………..
ГЛАВА II. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ………………...……10
2.1 Климат ……………………………………………………………………..10
2.2 Рельеф…………………………………………………………..
2.3 Почвы……………………………………………………………….
2.4 Растительность…………………………………………
ГЛАВА III. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ……………………...…20
3.1 Объект исследования………………………………………………
3.2 Методы исследования…………………………………………….
3.2.1 Инвентаризационная оценка состояния территории………………21
3.2.2 Инженерная подготовка территории……………………………….22
3.2.3 Агротехническая подготовка территории……………………….…23
ГЛАВА IV. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ…………………………………………..……
4.1 Функциональное зонирование объекта проектирования………………27
4.2 Ландшафтные элементы объекта……………………………………..….28
4.2.1. Дорожки и плоскостные сооружения………………………..…….29
4.2.2. Зелёные насаждения…………………………………………….….
4.2.3. Цветники…………………………………………………………
4.2.4. Малые архитектурные формы………………………..……….……35
4.5.5. Система освещения…………………………………………………37
4.2.6. Уход за объектами…………………………………………………..
ГЛАВА V. ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ……………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Специализированные объекты ландшафтной архитектуры — это объекты общественного назначения, выполняющие одну ведущую функцию (например, выставочную, мемориальную или спортивную), обеспечивающие возможность широкого выбора форм рекреации для населения.
Система специализированных объектов ландшафтной архитектуры является универсальной формой социальной реабилитации современного человека в обществе. Для этого в градостроительной практике при проектировании рекреационных систем всех уровней необходимо соблюдать принцип «компенсации» по недостающим или ограниченным функциям в жизнедеятельности человека.
Чем полнее выбор рекреационной деятельности, тем выше социальный (а опосредованно — экономический) эффект: многогранное развитие личности, физическое здоровье, укрепление семейных и социальных связей, патриотическое воспитание и т. п.
В больших, крупных и крупнейших городах, имеющих сложившуюся рекреационную систему, размещение новых объектов отдыха, лечения, спортивного, культурно-развлекательного характера следует производить по принципу функциональной компенсации, дополняя существующую сеть отсутствующими видами рекреации с учетом периодичности использования. При градостроительной возможности концентрации учреждений одного профиля отдыха (спортивного, развлекательного и т.п.) рекомендуется объединять их в систему специализированных парков, формируя каркас города.
При строительстве рекреационных объектов в новых малых и средних городах, а также в групповых системах населенных мест структуру будущих специализированных садов и парков необходимо формировать одновременно с их ландшафтной организацией.
По современным представлениям использование комплекса специализированных объектов ландшафтной архитектуры вместо одного многофункционального парка значительно повышает уровень и качество рекреационного обслуживания. Следовательно, учитывается рекреационная избирательность отдыхающих, появляется возможность создания оптимальных эксплуатационных условий при едином административно-хозяйственном центре.
Единая система межселенных и загородных садово-парковых объектов в социальном аспекте позволяет нивелировать различие в рекреационном обслуживании городского и сельского населения.
В генеральных планах городов отчетливо видна тенденция специализации садов и парков, которая отражает развитие досуга и социально-культурного потребления, сопутствующих научно-техническому прогрессу.
Курсовой проект разрабатывается на территории парка «Орешкова» Железнодорожного района города Улан-Удэ, основным замыслом которого является сформировать идею архитектурно-ландшафтного пространства.
Целью проекта является функциональное зонирование и благоустройство территории, создание эстетической среды для массового отдыха населения.
Задачи проектирования:
Оценка современного состояния территории
Организация территории объекта проектирования;
Функциональное зонирование территории;
Благоустройство объектов проектирования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ ОСНОВЫ
ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
В последнее время в нашем городе, да и в стране в целом, широкое распространение получил раздел архитектуры, посвященный организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Этот вид деятельности называется «ландшафтная архитектура». Но часто этот термин заменяют словосочетанием «ландшафтный дизайн». (Справедлива ли такая замена?)
Ландшафтная архитектура и дизайн представляет собой искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями [Лихачив Д. С].
В книге Сычевой А.В. и Титовой Н.Т. «Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды» дано определение ландшафтному дизайну - это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта.
Ландшафтная архитектура - искусство проектирования и создания гармонично-организованной среды открытых пространств, сочетающие как природные, так и антропогенные (техногенные) элементы ландшафта. Среду открытых пространств, формируемую архитекторами, представляют сады и парки, лесопарки, курортные зоны, национальные парки, исторические ландшафты, площади, улицы, внутриквартальные территории городов и других населенных пунктов [Теодоронский B.C., Белый А.И.].
Парк – обширная (обычно больше 10 – 15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами прудами свободных очертаний, беседками. Скульптурой и т.п. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. Парки подразделяются по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением – общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории – пойменные, овражные, нагорные и т.д. [Коменданова Т.М., Малханова Е.В.]
Веками накапливался опыт паркоустройства. Достаточно вспомнить садово-парковое искусство Древнего мира, когда дерево считалось символом Жизни. Тогда, когда лучшим украшением страны являлись парки. Правители привозили из различных походов и завоеванных земель диковинные растения и животных. Именно в те далекие времена Ассирии и Вавилонии появляются первые коллекции флоры и фауны — прообразы ботанических садов и зоопарков. Там же существовали обширные озелененные территории, предназначавшиеся для прогулок верхом и охоты. Такого рода массивы считаются родоначальниками современных лесопарков.
Античная Греция породила герооны, ставшие впоследствии мемориальными и спортивными парками, и гимнасии, ставшие садами «просветительного досуга».
В Древнем Риме естественной стала жизнь созерцательная, одной из сторон которой является создание сада топиарного искусства — стриженных из зелени скульптур.
Садово-парковое строительство на Востоке (в Персии, Индии) дало жизнь садам «на воде» — современным гидро-, аквапаркам.
В Средневековье появляется символика в садах, а эпохи Возрождения и барокко (где облик сада — это «театрализованная декорация» и скульптура занимает в нем ведущие места) положили начало садам скульптур и садам-выставкам.
Садово-парковое искусство Китая и Японии с конца XVIII в. популярно во всех странах планеты. В настоящее время его элементы создаются как при жилых зданиях, на территориях коттеджей, так и в качестве самостоятельных объектов или экспозиций ботанических садов. В последних устраиваются выставки, сюда приходят за вдохновением художники и поэты, а обыкновенные люди — чтобы «успокоить ум...».
Русские сады с хороводными полянами, шатрами, беседками-«чердаками», обманками, скатными горами, катками на озерах со временем стали использоваться в детских и развлекательных парках.
Современные специализированные сады и парки строятся по моделям своих исторических прототипов. Они заимствуют конкретные приемы и детали их устройства. [Сокольская О.В., Теодоронский В.С., Вергунов А.П.]
Сделать землю красивым домом основная задача современных цивилизованных людей, основная задача ландшафтного искусства. [Лепкович И.П].
К.Э. Циолковский считает, что ландшафтное искусство должно помочь людям осуществить мечту о рае на Земле, сделать жизнь полноценной и счастливой, но пока до этого далеко. Люди не научились жить мирно и беречь свой дом – природу, жить в нем культурно и бережливо [К.Э. Циолковский].
Проведенный ретроспективный анализ формирования ландшафтных объектов с использованием средств ландшафтного дизайна позволил выявить целый ряд особенностей их проектирования. Решение эстетических задач всегда было подчинено социальным требованиям общества: каждая общественная формация имела свои идеалы, которые находили образное отражение в объектах ландшафтной архитектуры уже на ранних этапах человеческой цивилизации, включая детальную проработку природных и искусственных элементов среды. Объектами ландшафтного проектирования уже в это время были храмовые комплексы, агоры и виллы. Позже появились сады и парки, скверы и бульвары, набережные и пешеходные улицы. Они формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства — архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. При этом сформировались два основных стилевых направления — регулярное и пейзажное [3,16].
Рубцов Л.И. охарактеризовал регулярный стиль как геометрическую сетку плана, включающую прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси, архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.
Пейзажное стилевое направление, в отличие от регулярного, подчеркивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободно растущими деревьями с живописными формами крон [15].
В создании современных объектов ландшафтного дизайна используют эти два основных стилевых направления в смешанном или в чистом виде.
Цель создания объекта ландшафтного строительства: приблизить природу к людям, приумножить ее красоты в спланированном, благоустроенном виде и сохранить облагороженную таким образом природу.
Этапы проектирования:
- первый этап — композиционный замысел и общая схема;
- второй этап — составные части и определенное их сочетание;
- третий этап — технологии выполнения работ: нормативы, сроки и очередность [16].
Теодоронский B.C. в книге «Садово-парковое строительство» рассмотрел основные виды композиции и разделил их на планировочную и объемную.
Планировочная композиция — двухмерное планирование на плоскости, то есть на поверхности земли с различными элементами рельефа.
Объемная композиция — создание ландшафтных пейзажей из объемных элементов, наблюдаемых из одной точки (стоящим зрителем) или при движении, поэтому такая композиция выполняется в трех или четырех измерениях.
При этом создается объемно-выраженный рельеф из различных сооружений и насаждений (деревьев, кустарников, газонных трав, цветов).
Создание объектов — сложный и длительный процесс связный как с этапами проектирования и разработки проектной сметной документации, так и непосредственно с самим процессом создания объекта, то есть с его строительством формированием растительности уходом за насаждениями, содержанием и ремонтом основных его свойств и конструктивных элементов. Все устройства и конструктивные элементы садово-паркового объекта подразделяются на элементы объемные - растительные группировки, сооружения и плоскостные - газоны, площадки, дорожки, водоемы [8].
Ландшафтная архитектура в Республике Бурятия в настоящее время приобретает значимую роль, так как направлено не только на организацию рационального использования территории, но и на создание здоровой эстетической среды для жизни человека. В республике оно находится на начальной стадии развития, причинами являются климатические особенности республики, низкое финансирование в данной области и т.д.. В городе Улан-Удэ имеется много неблагоустроенных и неорганизованных территории, в том числе и объект данного курсового проекта.