Деревянное зодчество

Автор: m**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов всегда отличалась своеобразием и красотой. Особое искусство работы с деревом позволило русским мастерам создать великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из которых сохранились до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором. В Кировской области, например, известны строения из дерева, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили. Применение современных защитных средств древесины еще больше увеличивает срок службы бревенчатых домов и оправдывает затраты на строительство дома.

Содержание

I. БЫТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО
1.1. Материалы………………………………………………………………….2
1.2. Инструменты………………………………………………………………3
1.3. Основа. Скрепление………………………………………………………...3
1.4. Кровля………………………………………………………………………..4
1.5. Храмы. Церкви………………………………………………………………5
1.6. Типы организации построек………………………………………………5
1.7. Типы городских поселений, их архитектурные особенности…………7
1.8. Хоромы……………………………………………………………………….8
1.9. Монастыри………………………………………………………………….9
II. НОВГОРОДЧИНА………………………………………………………….10
2.1. Материалы………………………………………………………………….10
2.2. Архитектурно-конструктивные схемы…………………………………12
2.3. Технология строительства……………………………………………….13
2.4. Инструменты………………………………………………………………13
III. ОБОРОННОЕ ЗОДЧЕСТВО……………………………………………..15
3.1. Оборонительные стены…………………………………………………..15
3.2. Крепостные башни………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Деревянное зодчество.doc

— 611.50 Кб (Скачать)

   Ансамбль  этот создавался 160 лет. Поиски единства и красоты были мучительны. В 1714 году поставили Преображенскую церковь. Лет через пятьдесят срубили клетскую Покровскую. Однако рядом с чудом деревянной архитектуры - Преображенской церковью - небольшая клеть Покровской выглядела убого и ее вскоре заменили шатровой. Но и шатер не удовлетворил зодчих. В 1764 году они создают на Покровской церкви девятиглавие. И лишь через 110 лет ансамбль завершила новая колокольня, поставленная на месте прежней, обветшавшей.

   И хотя в то время уже существовал  освященный традицией принцип постановки храмов и колокольни в ансамбле на расстоянии двух высот друг от друга, но в кижских постройках этот принцип резко нарушен. Расстояние между храмами здесь менее одной высоты. Это создает нераздельное Более того, зодчие тонко учли здесь особенности северной погоды. При частых туманах кижские соборы призрачны и загадочны. Во время дождей они становятся суровыми и как бы затаиваются. А на солнце - полны жизни и ликования.

   Сам остров Кижи невелик (6 Х 1,5 км) и находится  в проливе из одной части Онежского  озера в другую. И храм здесь поставили так, чтобы он был виден отовсюду.  

   1.8. Хоромы. 

   Деревянные  дома мы и сегодня строим во-многом "по старине".Деревянные храмы  и сегодня высятся в землях Северного края. Но чудо древнерусской  архитектуры - деревянные хоромы и дворцы - для нас утеряны безвозвратно. Мы можем составить представление о них лишь по описаниям, оставленным современниками.

   Деревянные  хоромы и дворцы, принадлежа "лутшим" людям, должны были средствами архитектуры  передать значимость и богатство  их владельцев. А так как значимой частью здания было его завершение, то особо старались зодчие о разнообразии верхов. Поэтому планировка богатых хором немногим отличалась от простой устройства избы. Такие же приставленные друг к другу срубы. Только их значительно больше, да крыты они всегда не одной большой кровлей, а каждый сруб отдельно. Это позволяло мастерам каждый верх делать по-особому, фигурно, используя все разнообразие возможных завершений. Да еще и сами срубы стали делать разной высоты. Все это создавало прихотливую ассиметричную композицию.

   До  наших дней не дошло ни одного образца  таких хором. Остались лишь описания, впрочем, иногда весьма подробные. Шедевром русского деревянного хоромного  зодчества был дворец царя Алексея  Михайловича в Коломенском. Образцом для этого дворца послужил деревянный царский дворец в Коломне.

   Уже в XI - XII веках помещения хором стали  делиться на две половины (мужскую  и женскую, или летнюю и зимнюю, или гостиную и жилую). К XVII веку в  хоромах, соответственно укладу жизни  царской семьи, выделились три основные части.

   Первую  часть составляли хоромы постельные, или покоевые (обычно 3-4 комнаты). Самая  дальняя из комнат служила царской  опочивальней, или ложницей. Около  нее располагалось комната крестовая, или молельная. Следующая была царским  кабинетом (она единственная во дворце тогда называлась комнатой). И при входе - передняя, предназначавшаяся для приемов. Приемной комнате предшествовали теплые сени, к которым примыкал сенник (чулан) и мыльная.

   Вторая  часть дворца - хоромы непокоевые. Здесь проходили торжества. Для этого были приспособлены столовая изба, горница и повалуша (башенная часть дома, где летом устраивалась общая спальня).

   Третья  часть двоца объединяла различные  хозяйственные постройки - большие  дворы и маленькие дворцы (так  иногда называли небольшие дворы): конюшенный, житный, кормовой (поваренный), хлебный, сытный и другие.

   Между палатами устраивали переходы. Обязательной была при хоромах домашняя церковь, в подклете которой хранили добро. А были еще части дворца, предназначенные для царицы, наследников.

   Таким образом, вся эта пестрая смесь  срубов и срубиков, дворов и дворцов, переходов и теремов составляла царский дворец. Постороен коломенский  дворец был в 1667-1669 годах мастерами  Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Затем в 1681 году, уже после смерти Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче дврец частично перестроили под руководством мастера Саввы Дементьева.

   В XVII веке Коломенский дворец считали одним  из чудес света. В нем насчитывали 270 комнат и 3000 окон и оконцев. Поскольку окна тогда делались слюдяными, подслеповатыми, то их количество говорило об освещенности дворца. И снаружи, и изнутри дворец богато украсили резьбой и рисунками. Резными работами здесь рководил монах Арсений - крупный мастер, только что закончивший убранство Нового Иерусалима под Москвой. С собой с берегов Истры он привел и свою артель резчиков. А живописными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков.

    Дерево использовали также для  строительства мостов, которые ставили  на "городни" - срубы, заполненные камнями и снабженные скосами для отвода льда и твердых предметов. Городни соединяли длинными бревнами - "прогонами", поверх которых уже делали поперечный настил из коротких бревен. Такие же городни применялись и для устройства крепостных стен. Часть стен между городнями-башнями назывались также как и изгородь "прясло". Но были и сплошные двухрядные рубленные стены, заполненные камнем или землей - "тарасы". Сами крепостные башни устраивались в виде срубов, но наверху ставились сторожевые наблюдательные башенки - "вежи"
По форме башни были четвериками (в середине стены) или восьмериками (по углам), завершающимися шатрами. До XVI века на Руси слово "башня" не использовали. Их называли "повалушами", "кострами" или "стрельницами".

   До XVII века город понимали как огороженное пространство. Сигизмунд Герберштейн в "Записках о делах московских" (1549 год) говорит: "Все, что окружено стеною, укреплено тыном или огорожено другим способом, они называют город". "Срубить город" означало обнести место стеной. А артели, занимавшиеся строительством стен, назывались "градниками" или "огородниками" (отсюда "горожанин", "гражданин").  

   1.9. Монастыри. 

   Монастыри на Руси появились вместе с христианством. Уже в XI - XII веках их было около  семидесяти. Только в Киеве их было пятнадцать, в Новгороде - двадцать, а на пути из варяг в греки - около пятидесяти. К концу XIV века манастыри начинают отрываться от городов и строиться в лесах и пустынях. Вообще же к концу XVII века на Руси было известно более восьмисот монастырей.

   И каждый монастырь, "если смотреть на него издали, представляется чем-то вроде маленького города".

   Они специально так строились с самого начала - в виде маленького деревянного  города, окруженного крепкой стеной. В центре - всегда храм. Он центр христианского мира и центр монастырского мира. Остальные же постройки получают ценность в зависимости от близости к главному собору. Строители старались соблюдать и внешнюю "четверообразную" форму монастыря. Ведь сказано в Апокалипсисе про "горный град Иерусалим": "Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта". Лишь незначительные вариации в этот строгий "четвероугольник" вносил рельеф местности.

    Отголоском самой глубокой древности  до сих пор стоят в северных лесах "охотничьи лабазы". Это маленькие срубики, поставленные на один или два столба /часто просто на срубленный ствол дерева/. Такие лабазы до сих пор служат охотникам для сохранения продуктов и добычи. Однако считается, что первоначально их применяли для захоронения /сравните абаз с образом "избушки на курьих ножках"/ 

   II. НОВГОРОДЧИНА 

   Под словом Новгородчина не следует видеть обширнейшую  территорию древнейшей Новгородской земли  Новгорода Великого, государства  северо-восточных словен, на которой, например, в XI-XII столетиях могли бы разместиться почти все остальные русские княжества. Землю от Твери на юге до Студеного (Белого) моря на севере и от восточной Балтики до Каменного (Уральского) пояса на востоке. Не территорию второй половины XIV в., когда из нее выделился как самостоятельный "меньшой брат" Псков. Не губернию, предложенную губернатором Новгорода и сенатором Сиверсом во второй половине XVIII в. Не фактическую территорию этого и позднего времени. Даже не губернию, в которую входили еще несколько таких уездов, как Тихвинский, Кирилловский, Белозерский, Устюженский и Череповецкий. А Новгородчину в границах теперешней области, ее самое ядро, сердцевину.  
     Из народного зодчества не случайно выделено деревянное. Оно было повсеместным и наиболее распространенным. Хотя на Новгородской земле существовало еще народное каменное или правильнее каменно-кирпичное, создававшееся во второй половине XIX в. и вписавшее яркую страницу в историю русской архитектуры.  
     Еще есть районы и прилегающие к ним территории, где множество деревень с кирпичными домами-избами или кирпично-деревянными и деревянно-кирпичными, возникшими примерно в 70-х годах прошлого столетия и строившихся до 20-х нашего.  
     Не включены многие постройки разных направлений эклектической архитектуры, например, "ропетовщины", изобилующие кружевной резьбой, которые лишь с большими оговорками можно отнести к разряду народного творчества. Хотя, зародившись во второй половине XIX в., это направление, развиваясь по нескольким течениям, прошло еще целое столетие и, вероятно, еще продлится.  
     Есть целый район по реке Мсте с большими селениями, созданными в стиле позднего классицизма и, вероятно, по специальным проектам архитекторов профессионалов. Район сосредоточен у мстинских порогов, а застройка связана с началом строительства Санкт-Петербурга.  
     Эти и другие течения в сельской архитектуре требуют специального изучения и особого освещения в печати.  
     Далеко не все деревни и села обследованы, а только их малая часть, не более 15-20%. Нужно помнить, что почти половина западной части области была ареной второй мировой войны, и множество деревень оказалось уничтоженным. Некоторые из них так и не были возрождены.  
     Исследование не идет глубже XVI столетия. Построек этого времени уцелело лишь единицы. О более ранней эпохе деревянного строительства можно составить представление по материалам раскопок Новгородской археологической экспедиции. 
    

   2.1. Материалы 

   Вообще-то материал один - древесина. Но древесина  бывает разных пород: хвойной и лиственной. В Европейской части России для строительства из хвойных использовали сосну, ель, редко кедр и лиственницу; из лиственных дуб, осину и липу.  
     В Новгородской области, других северных областях. Карелии, да и срединной России более других в строительстве применялась сосна, как дерево стройное, гладкое, с малым количеством сучьев, да и то только у вершины, в ее кроне. Ель использовалась меньше. На Новгородчине она шла в дело на северо-востоке теперешней области и прилегающих районов Вологодской. Хотя по документам известно, например, что в самом конце XVII - начале XVIII вв. для полов, кровель, балок и стропил кирпичных построек Никольского Вяжищского монастыря заготавливались только еловые бревна. Ель, по отношению к хрупкой (на изгиб и излом) сосне, более упругая.  
     В юго-западных, почти безлесых районах, или районах с молодым, часто смешанным лесом (лиственные и хвойные вместе) широко использовалась осина. Причем, не только для хозяйственных и производственных построек, но нередко и для жилых. О том, почему районы оказались без хороших старых лесов, уже говорилось. На протяжении нескольких столетий, кроме обычной порубки леса для расчистки полей под пашни, строительства деревень, заготовки дров для крестьянских дворов, огромные объемы древесины пожирали Старорусские и Солецкие соляные варницы. Сначала же XVIII столетия лес вырубали и сплавляли для строительства Петербурга.  
     Упомянут дуб, использовавшийся в строительстве. Дубовых лесов на Новгородчине почти нет, лишь отдельные небольшие рощи. Такие, например, молодые, как к востоку от Новгорода.  
     И все же в древности, XI - XII веках, дуб, как прекраснейший строительный материал, применялся. Своими глазами видел и трогал руками дубовые городни - основу земляного оборонительного вала XI в., раскопанные покойным археологом М.Х. Алешковским у Владимирской башни Новгородского Детинца. Там же неподалеку обмерял и зарисовывал для него обломки дубовой лодки-долбленки примерно того же времени. А позже на Мсте переплывал ее в такой же долбленке, но только осиновой. Формы древнейшей и современной - почти один к одному. Удивительно устойчивая традиция. Доведенная до совершенства конструкция и форма могут жить чрезвычайно долго.  
     Бревна для строительства заготавливали поздней осенью, зимой и ранней весной. Окончились полевые работы, обмолот зерна, заготовка сена, пастьба домашнего скота и другие тяжелые многотрудные работы. Время стало посвободнее. Да деревья приготовились к зимней спячке. Известно, что вегетационный период (период оживления и роста) у деревьев различен и не продолжителен. Несколько месяцев: поздняя весна, лето, начало осени. За это время у дерева нарастает снаружи одно годовое кольцо. По своей структуре кольцо неоднородно. Основная его толща рыхлая, пористая. По ней вверх к кроне с иголками и листьями поступает влага с питательными веществами, высасываемыми корневой системой из почвы. В кроне происходит сложный процесс, фотосинтез - взаимодействие почвенного продукта с солнечными лучами. Что и создает основу для роста дерева.  
         Какие же материалы можно было получить из дерева? Прежде всего, само дерево. Сваленное, освобожденное от сучьев, вершины и коры, это уже бревно. Из бревна же получали не малый ассортимент производного материала. Прежде всего, - брус. Брус - бревно, протесанное (теперь опиленное) на 4, 3, 2 канта, иначе - стороны. Двухкантовое бревно теперь часто называют почему-то лафетником. Назывались брусьями и бревна, окантованные с одной, но только наружной в срубе стороны. Протесанные бревна с внутренней стороны постройки брусьями уже не считались.  
     Следующий материал - драницы. Это по существу доска (дска - старое наименование). Продукт, полученный путем отделения от ствола тонкой (примерно от 2 до 4 и более сантиметров) пластины необходимой длины. А длина могла равняться одной или восьми саженям, в современной метрической системе - примерно 2,2-8,6 м. Для этой цели использовались только хвойные прямослойные деревья. Драница, обработанная топором и скобелем, - тес. Материал шел чаще на кровлю. Но применялся во множестве и в других случаях.  
     Пластины. Они сходны по характеру обработки с однокантновым брусом. Бревно в этом случае протесывалось с одной стороны примерно на одну треть толщины, но не до сердцевины. Снимаемая часть могла быть удалена путем откалывания ненужной части, называемой горбылём. Он тоже шел в дело, а пластина начисто обрабатывалась, так же, как и доски, топором и скобелем. Обычное применение пластин - настилка полов и потолков.  
     Лемех или чешуя. В древности (примерно до XVI в. включительно) часто для его приготовления использовали дуб, позднее - только осину и уж совсем редко (в конце XIX - нач. XX вв.) хвойные (сосна, ель). Заготавливались необходимой длины чураки (чурки), менее одного метра, раскалывались на пластины и обтесывались топором по заданной ширине, толщине, кривизне и рисунку. Исключительно кровельный материал.  
     В деревянном строительстве использовались не только "зрелые" деревья, но и тонкие, которые шли, например, для слег в крышах. Более того, широкое применение находил хвойный молодняк. Наиболее тонкие деревца употреблялись в возведении огородных ограждений: плетень, различной формы и конструкций тын. Потолще и подлиннее - жерди, шли на устройство изгородей горизонтальной и наклонной конструкции. В наклонных вариантах жерди могли укладываться с прозором и почти сплошь, с пологим или крутым уклоном, комлём или вершиной в землю. Из этого материала возводилось много и других малых сооружений, необходимых в деревенских и пригородных хозяйствах.

   2.2. Архитектурно-конструктивные схемы.

 

     

   В деревянном строительстве Новгородчины, да и  всего Севера Европейской и Средней  Руси можно выделить две основных принципиальных архитектурно-конструктивных схемы: венчатую и каркасную. Третьей  будет производная от двух первых - венчато-каркасная, вернее сочетанием двух.  
     Венец - ряд бревен, уложенных горизонтально примерно в одном уровне. Ряд в плане может образовывать разные геотермические фигуры от треугольника, квадрата, прямоугольника, пятигранника, шестигранника, восьмигранника (восьмерика) до двенадцатигранника и других многогранников. Уложенные друг на друга венцы составят сруб. Для плотного прилегания бревен и для сохранения тепла в них по всей длине вырубается паз. Ширина его может равняться примерно 5-8 см. Примерно до рубежа XV-XVI вв. (условно) паз делался сверху нижележащего бревна. Позднее - снизу вышележащего. Хотя, в отдельных памятниках Архангельской области и Карелии паз сверху бревна вырубался и в XVII в., а в Сибири даже и в XIX в. Попеременно то снизу, то сверху в одном бревне паз применялся в отдельных конструктивных случаях, когда необходимо было застраховать бревна от смещения по длиной стороне в горизонтальной плоскости. Шипы, нагели и другие способы появились очень поздно.  
     Многие, в том числе специалисты, считают (на каком только основании?), что в паз, вытесанный сверху бревна, будет попадать дождевая и снеговая влага. Никогда такого не встречал. Понаблюдайте сами.

   Каркасная схема предполагает нижнюю бревенчатую или брусчатую горизонтальную обвязку в один - два - три и более венцов. Она несет круглые, но чаще квадратные в сечении стойки. Стойки же сверху закрепляются верхней обвязкой в один или несколько венцов. Она одновременно служит нижней опорой для крыши. Пространство между стойками может быть свободным, забранным досками снизу, что будет служить ограждением, заполненным досками доверху, но иметь дверные и оконные проемы. Нижнее ограждение может быть сплошным, или из резных дощатых или точеных балясин.

   О венчато-каркасных схемах уже сказано, что это сочетание двух первых в множестве вариантов. В большинстве случаях основу обычно выполняет венчатая часть постройки. Каркасная, как более легкая, нередко ажурная часть - вспомогательную. В культовых постройках к ним можно отнести паперти, галереи, крыльца, ярус звона в колокольнях и некоторые другие малые формы (клиросы, хоры и проч.). С серьезными оговорками к ним можно причислить потолки храмов и часовен, называемые в старых документах двояко: "подволока в косяк" и "подволока в косяк, в закрой", где доски, заделанные в пазы нескольких балок под углом, лежат ровно в одном уровне или каждая вторая перекрывает соседние сверху, образуя уступы.

Информация о работе Деревянное зодчество