Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:58, биография
Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо Джулиана Спини была в родстве с родовитыми семействами Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманистическое воспитание и лучшее по тому времени образование. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров», которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.
Начало творчества.
Скульптура Брунеллески
Филиппо Брунеллески
родился во Флоренции в семье нотариуса
Брунеллески ди Липпо; мать Филиппо Джулиана
Спини была в родстве с родовитыми семействами
Спини и Альдобрандини. В детстве Филиппо,
к которому должна была перейти практика
отца, получил гуманистическое воспитание
и лучшее по тому времени образование.
Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески
воспринял идеалы этого круга, тоску по
временам «своих предков» римлян, и ненависть
ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим
римскую культуру, в том числе и к «памятникам
этих варваров», которые казались ему
чуждыми и нехудожественными по сравнению
с теми представлениями, которые составили
себе гуманисты о величии Древнего Рима.
Филиппо с 1392 г. был в
учении, вероятно, у золотых дел мастера,
а затем проходил практику в качестве
ученика у ювелира в Пистойе; учился также
рисованию, лепке, гравированию, скульптуре
и живописи, во Флоренции изучал промышленные
и военные машины, приобрел значительные
для того времени познания в математике
в учении у Паоло Тосканелли, который,
по свидетельству Вазари, обучал его математике.
В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла
Сета, куда входили золотых дел мастера.
В 1401 г. Филиппо Брунеллески
вернулся во Флоренцию, принял участие
в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев
тканями) конкурсе на украшение рельефами
двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
В конкурсе вместе с ним приняли участие
Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и
ряд других мастеров. Конкурс, на который
каждый мастер должен был предоставить
исполненный им бронзовый рельеф «Принесение
в жертву Исаака», длился год. Конкурс
был проигран Брунеллески — рельеф Гиберти
превосходил его художественно и технически
(он был вылит из одного куска и был на
7 кг легче рельефа Брунеллески). Несмотря
на это работу Брунеллески не уничтожили
с творениями других участников, а сохранили
(ныне в Национальном музее, Флоренция),
видимо, все же отметив её как необыкновенно
удачную.
Задетый тем, что
проиграл конкурс, Брунеллески покинул
Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно,
решил в совершенстве изучить античную
скульптуру. Во время пребывания Филиппо
в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
В Вечном Городе они прожили несколько
лет, а поскольку оба были превосходными
золотых дел мастерами, то зарабатывали
на жизнь этим ремеслом и все заработанное
тратили на организацию раскопок античных
руин. В свободное же время он целиком
отдавался изучению римских развалин,
и влияние римских впечатлений можно отметить
в творчестве обоих мастеров.
В Риме молодой Брунеллески обратился от пластики к строительному искусству, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов, проекции, виды зданий и все их детали. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры»
Открытие
перспективы
Брунеллески желал
сделать восприятие реконструированных
им терм и театров более наглядным
и попытался создать из своих
планов геометрически-перспективные
картины для определенной точки
зрения. В этих поисках впервые
была открыта (или вновь открыта),
согласно традиции, восходящей ко 2-й
половине XV в., прямая перспектива.
Во Флоренции, куда
он время от времени, видимо, возвращался
из Рима, он расставил на улице такие
сконструированные перспективы (доски
с изображением Баптистерия и
Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты
которых он вырезал и которые с определенной
точки зрения сливались с изображенным
зданием.
Произведения
Воспитательный
дом
В 1419 г. цех Арте делла
Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного
дома для младенцев, оставшихся без родителей
(Оспедале дельи Инноченти), ставшего фактически
первой постройкой эпохи Возрождения
в Италии.
Базилика
Сан-Лоренцо и
Старая сакристия
В то время как
строился Воспитательный дом, Брунеллески
в 1420 г. начал работу над Старой сакристией
базилики Сан-Лоренцо (основана в 390 г.,
перестраивалась), и впервые создал
ставшую образцовой для Ренессанса
ясную и гармоничную
Купол. Разрез. Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция.
Вскоре после приезда
во Флоренцию Брунеллески увлекся
сложной инженерной задачей —
возведением купола над кафедральным
собором города (1420–1436 гг.), его сооружение
началось почти одновременно с постройкой
Сан Лоренцо. Идея купола — восьмигранного
стрельчатого свода — готическая..
Совету города Брунеллески предложил
сделать легкий 8-гранный купол
из кирпича, который собирался бы
из граней-«долей» и скреплялся вверху
архитектурным фонарем, кроме того, он
вызвался создать целый ряд машин для
подъема наверх и работы на высоте. Купол
(его высота составляет 42 м) был построен
без опирающихся на землю лесов; он состоит
из двух оболочек, связанных нервюрами
и горизонтальными кольцами. Возвышаясь
над городом, купол, с его устремленностью
ввысь и гибким упругим контуром, определил
характерный силуэт Флоренции, и самими
современниками он мыслился символом
новой эпохи — Возрождения.
Оспедале дельи Инноченти, Флоренция.
Оспедале
дельи Инноченти. Деталь,
Флоренция.
Капелла
Пацци
В 1429 г. по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный портик с аркой посередине, видимо, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки. Сам фасад никогда не был окончен — неудача заговора Пацци против Медичи решила в 1478 г. его участь.
Контраст темной,
красочной тектонической
Палаццо
Питти, Флоренция.
1401—1402 гг. конкурс на тему «Жертвоприношение Авраама» из Ветхого Завета; проект бронзовых рельефов для северных дверей флорентийского баптистерия (28 рельефов, заключенных в квадрифолии размером 53×43 см). Брунеллески проиграл. «Уязвленный решениями комиссии, Брунеллески, отвернулся от родного города и отправился в Рим…, чтобы изучать там истинное искусство». Рельеф находится в Национальном музее Барджелло, Флоренция.
1412—1413 гг. Распятие в церкви Санта-Мария-Новелла , Флоренция.
Создал ее вступив в дружеский спор с Донателло.
1417—1436
гг. Купол кафедрального
собора Санта-Мария-дель-Фьоре или просто
Дуомо до сих пор самая высокая постройка
во Флоренции (114,5 м), спроектированная
таким образом, чтобы внутри могло поместиться
все население города.
25
марта 1436 года собор был освящен
Евгением IV, папой римским.
Старая сакристия
1419—1428 гг. церкви Сан-Лоренцо , Флоренция. В 1419 г. заказчик Джованни ди Биччи, основатель рода Медичи, задумал перестроить собор, бывший тогда маленькой приходской церковью, но Брунеллески успел доделать только старую сакристию, Новую сакристию, спроектировал уже Микеланджело.
начатая в 1434 г. церковь Санта-Мария-дельи-Анжели, во Флоренции, так и осталась недостроенной.
1436—1487 гг. церковь Санто-Спирито , законченая уже после смерти зодчего. «Центрическое купольное здание из равновеликих квадратов и боковых нефов с нишами-капеллами было затем расширено путем добавления продольного здания до колонной базилики с плоским перекрытием».
Начатый в 1440 г. Дворец
Питти (Palazzo Pitti) окончательно достроен
был только в XVIII веке. Работы были прерваны
в 1465 г. в связи с тем, что заказчик дворца
коммерсант Лука Питти разорился, а резиденцию
в 1549 году купили Медичи (Элеонора Толедская,
жена Козимо I), именно которых и хотел
обставить Лука Питти, заказав в свое время
окна такого же размера как и двери в палаццо
Медичи.