Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:28, контрольная работа
Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
1.
2. Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей;
Архитектура барокко в Европе
Творчество Рубенса. Собора Св. Павла. Гринвичского госпиталя.
Архитектура барокко в России
Барокко в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., (арх. Земцов, Растрелли, Ухтомский).
Первые пятиглавые храмы Петербурга были созданы по проектам П.-А. Трезини.
Растрелли.
Им возведены императорские
Кроме Растрелли в этом стиле можно выделить Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы), П.А. Трезини (Фёдоровская церковь, ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны (сохранились только фрагменты)), А.Ф. Виста (Андреевский собор, Ботный домик), С.И. Чевакинского (Никольский Морской собор, Шуваловский дворец, дворец Шереметевых).
3. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Европа
Бернини
и Борромини барокко истончилось в
рококо, преимущественно камерный стиль
с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном
искусстве. Для решения крупных градостроительных
задач эта эстетика была малоприменима.
Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся
градостроительные ансамбли в «древнеримском»
вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис,
а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный
лаконизм» становится уже основным архитектурным
направлением.
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.
Фрагмент
идеального города Арк-э-Сенан (арх.
Леду).
Француз
Жак-Жермен Суффло при строительстве в
Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал
способность классицизма организовывать
обширные городские пространства. Массивное
величие его проектов предвещало мегаломанию
наполеоновского ампира и позднего классицизма.
В России в одном направлении с Суффло
двигался Баженов. Французы Клод-Никола
Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше
в сторону разработки радикального визионёрского
стиля с уклоном в абстрактную геометризацию
форм. В революционной Франции аскетический
гражданский пафос их проектов был мало
востребован; в полной мере новаторство
Леду оценили только модернисты XX века.
Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Вальхалла
— повторение афинского Парфенона
баварским зодчим Лео фон Кленце.
Эстетика
классицизма благоприятствовала масштабным
градостроительным проектам и приводила
к упорядочиванию городской застройки
в масштабах целых городов. В
России практически все губернские
и многие уездные города были перепланированы
в соответствии с принципами классицистического
рационализма. В подлинные музеи
классицизма под открытым небом
превратились такие города, как Санкт-Петербург,
Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и
ряд других. На всём пространстве от
Минусинска до Филадельфии господствовал
единый архитектурный язык, восходящий
к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась
в соответствии с альбомами типовых проектов.
В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар).