Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:44, реферат
Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы. В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга. Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга. В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при создании своих творений. В последней главе изучена история основных памятников архитектуры города. В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.
Введение
1. Архитектурные стили XVIII века
2. Основные особенности архитектурных ансамблей города
3. Памятники архитектуры XVIII в.
4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города
5. История некоторых архитектурных памятников города
Меншиковский дворец
Академия художеств
6. Персонажи
Заключение
План:
Введение
1. Архитектурные стили XVIII века
2. Основные особенности архитектурных
ансамблей города
3. Памятники архитектуры XVIII в.
4. Стилистические метаморфозы в архитектуре
города
5. История некоторых архитектурных памятников
города
Меншиковский дворец
Академия художеств
6. Персонажи
Заключение
«1»
Введение
Тема предлагаемой работы - «Архитектура
С.-Петербурга XVIII века».
Выбор данной тематики обусловлен несколькими
причинами. Прежде всего – это ее актуальность.
В 2003 году в жизни северной столицы произойдет
значительное событие – городу исполнится
ровно 300 лет. В связи с близостью этого
события взгляды многих людей обращаются
к истории возникновения этого замечательного
города.
Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы. В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга. Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга. В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при создании своих творений. В последней главе изучена история основных памятников архитектуры города. В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.
При подготовке данной работы были использованы различные источники: как научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга рассматриваемого нами периода.
1. Архитектурные стили XVIII века.
Сложившийся в русском искусстве
первой половины XVIII века новый стиль барокко,
тяготевший к созданию героизированных
образов, к прославлению могущества Российской
Империи, наиболее ярко проявился в середине
XVIII века в архитектурных сооружениях
одного из величайших зодчих – В.В. Растрелли.
Его творческому гению принадлежат проекты
величественных дворцовых ансамблей в
Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский
дворец,1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском
Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные
масштабы зданий, необычайное богатство
и пышность декоративного убранства, двух-
и трехцветная раскраска фасадов с применением
золота – все это поражало воображение
зрителей, вызывая их искренне восхищение.
Торжественный, праздничный характер
архитектуры
Растрелли наложил отпечаток на все искусство
середины XVIII века. В Петербурге и Москве
в эти же годы трудилась плеяда замечательных
русских зодчих –
«2»
крепостной архитектор Ф.С. Аргунов, С.И. Чуванский, А.В. Квасов и др. Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М. Баженов, М.Ф. Казаков, В.Е. Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пеле под Петербургом (1785-1789), архитектор Д. Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.
Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий.
2. Основные особенности
За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды – Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей – площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен
«3»
также у Невы; постепенно создавался
тот центральный ансамбль, который
является признанным образцом градостроительного
искусства мирового значения. Дошедшая
до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее
развитие исторически сформировавшаяся
планировочная структура города является
результатом умелого использования природных
условий в планировке и строительстве.
Так, уже в первой половине 18 века сложилась
ограниченная
Невой и Финским заливом, слитая воедино
с развитым городским центром трех лучевая
система проспектов Невского, Вознесенского
и Гороховой улицы.
Наиболее значительна по своим планировочным
и архитектурно-художественным качествам
центральная группа ансамблей города,
созданных по берегам Невы в той ее части,
где она разделяется на два рукава – Большую
Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской
крепости, Биржевой стрелки Васильевского
острова, Дворцовой, Адмиралтейской и
Университетской набережных и связанных
с ними площадей – Дворцовой, Декабристов
и Исаакиевской, Марсова поля, Невского
проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга
и формирование его архитектуры большое
влияние оказали природные и климатические
условия, которые во многом определяют
и современную застройку города.
Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов – желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.
3. Памятники архитектуры XVIII в.
Летом 1703 года на Заячьем острове
Петром Великим была заложена
Петропавловская крепость. Вскоре после
ее закладки началась застройка береговой
части Городского острова (нынешний Петроградский
остров): здесь возник порт, развернулось
строительство жилищ, в частности для
«работных людей», был создан первоначальный
административный и торговый центр города
со зданиями Сената и учрежденных позднее
Коллегий, Таможни, торговыми рядами и
с Троицким собором. Там же был построен
в 1703 году скромный деревянный «дворец»,
известный под названием домика Петра
Великого. Домик
Петра – это единственный уцелевший памятник
столь ранней эпохи. При
«4»
Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит из двух «светелок», разделенных «сенцами». Снаружи стены были расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом».
Петербургские постройки того
времени – жилые дома, административные
здания, церкви и другие сооружения –
были вначале деревянными. Чтобы быстро
растущий город не слишком напоминал Москву,
был более «европейского» образца, деревянные
здания попросту расписывались под камень
и кирпич, на них водружали замысловатой
формы башенки со шпилями. Наивное расписывание
дерева под камень как бы предуказывало
дальнейшее развитие строительной деятельности
Петра, которая затем всецело была направлена
на замену дерева камнем. Упорное тяготение
к камню сказалось на судьбе целого ряда
петербургских построек.
Петропавловская крепость на первых порах
(1703 г.) представляла собой земляной вал
со рвом. В 1704 году на территории крепости
была выстроена церковь святых апостолов
Петра и Павла. Церковь была срублена из
дерева, однако расписана была под каменный
вид желтым мрамором» и украшена шпицами.
В 1706-1787 годах крепостные стены куртин
и бастионов были перестроены, сложены
из кирпича и одеты камнем.
Почти одновременно с закладкой
Петропавловской крепости на противоположном
берегу Невы осенью 1704 года было начато
строительство
Адмиралтейства, которое представляло
собой вначале судостроительную верфь
с каналом, мастерскими и складами и, будучи
окружено земляным валом, являлось в то
же время и крепостью. В 1711 году (когда
стало развиваться строительство мазанковых
зданий), вместо деревянной башни со шпицем
был выстроен мазанковый корпус с высокой
башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством
Адмиралтейства, развернулась и застройка
прилегающего района
- так называемого Адмиралтейского острова,
куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился
городской центр.
После победы в Полтавской битве (1709
г.) и освобождения Выборга от шведов
(1710 г.), когда безопасность Петербурга
упрочилась, город застраивался значительно
быстрее. С новой силой развернулись
работы по застройке города после победы
над шведской эскадрой у мыса Гангут (27
июля
1714 г.). Для ускорения строительства новой
столицы был издан указ от 9 октября
«5»
1714 года запрещавший возведение новых
каменных зданий по всей России, кроме
Петербурга. Большую роль в застройке
города сыграл также указ от 24 октября
1714 года о доставке каждым приезжающим
в Петербург определенного количества
камней. Застройка города шла главным
образом по берегам Невы и ее рукавов.
Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства
расходились радиальные направления новых
улиц, легших в основу будущей трехлучевой
системы планировки центральной части
города. После 1709 года началось строительство
и на берегу Васильевского острова. Там
были построены дворец Меншикова (1710-1716
гг., архитектор Дж.М. Фонтана, закончен
архитектором Г.И. Шеделем), Кунсткамера
(1718-1734 гг., архитекторы Г.И. Маттарнови,
затем Г. Кьявери; завершил строительство
здания, придав ему дошедшие до нас формы,
М.Г. Земцов), здание Двенадцати коллегий
(1722-1742 гг., архитектор Д.Трезини) и ряд
особняков. На Адмиралтейском острове
был в
1704 году разбит Летний сад (арх. И. Матвеев
и садовый мастер Ян Розен), в котором в
1710-1714 годах возник каменный Летний дворец
Петра I (архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер
и другие). В Петропавловской крепости
на смену деревянной церкви архитектором
Д.Трезини при участии И.Устинова, М.Г.Земцова
и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский
собор с высоким шпилем на колокольне,
сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым
и другими По плану это западноевропейская
трехнефная базилика, совершенно прямоугольная,
без всяких обычных в стиле барокко закруглений.
В 1710-х годах по проекту Д.Трезини началось
строительство ансамбля Александро –
Невской лавры, завершенного к 1790-м годах
И.Е.Старовым. Архитектура Петербурга
в петровское время отличалась своим скромным,
деловым и вместе с тем выразительным
обликом, логичностью композиции, простотой
и сдержанностью в применении декоративных
элементов.
4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города
В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была создана «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», на которую было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством. В нее вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, по которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих десятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная система центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, в соответствии с
«6»
которой в 1738 году была проложена между
уже существовавшими
Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного убранства, имеют ярко выраженный торжественный характер. Их самобытный архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных форм и национального русского декоративного искусства.
Пришедший на смену Барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали его основоположники – великий русский зодчий В.И. Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф. Бренна построил Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е. Старов, создатель Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778-1790). В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль сыграл в конце XVIII – начале XIX вв. Дж. Кваренги: им построены главное здание Академии наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка на Садовой ул. (1783 – 1790), Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787 гг.), Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный двор (1790-е гг.) и другие сооружения. Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и ул. Садовой (1796- 1801 гг.). Наивысшего расцвета градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIX в., когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и мировой архитектуры – монументальных общественных зданий и дворцов, были завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. Ансамбли в центре города.
5. История некоторых
Меншиковский дворец
Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до
«7»
нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г.Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты – изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х годах, вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обычной двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением центрального "ассамблейного" зала под церковь, изменена обработка центральной части главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные. Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами. Изменениям подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил типичное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными барочными "коринтическими" капителями. Большой интерес для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые