Архитектурно-пространственный пейзаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Данный реферат имеет целью раскрытие градостроительных, архитектурно-образных, социально-экономических, исторических и духовных значений культовых построек в жизни, как отдельного человека, так и целого государства, его образования и развития; возрождение русской национальной духовности и культуры.

Работа содержит 1 файл

Kult-post.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

 

Введение.

 

Данный реферат имеет  целью раскрытие градостроительных, архитектурно-образных, социально-экономических, исторических и духовных значений культовых  построек в жизни,  как отдельного человека, так и целого государства, его образования и развития; возрождение русской национальной духовности и культуры.

Рассматриваемые вопросы в историческом контексте дают более полное представление  о влиянии православной архитектуры, как всеобъемлющем принципе и укладе жизни русской деревни и её градостроительном значении.

Обширны территории России. Велики расстояния между крупными поселениями  – городами. Города всего лишь узлы, центры пересеченья гигантских коммуникационных, производственных, людских, информационных, торговых, и прочих потоков. Между этими узлами и потоками тысячи лет складывались, жили своей жизнью и дрейфовали материки и острова огромных пространств, заселенных малыми и средними общинами сельского населения. 

До технологического взрыва XIX-XX веков эти ремесленные и крестьянские общины составляли основную массу населения России и являли собой относительно монолитную духовную общность, одним из главных факторов образования, которых на протяжении тысячи лет стало появление и существование на территории России христианства в наиболее распространённой его форме Православии.

 Православная церковь не  только влияла на духовный  и нравственный климат общин,  но активно участвовала в процессах  миграции народов, расселении, освоении новых земель. Зачастую именно культовые здания Православной церкви становились символами не только Веры и Надежды, но и легитимности владения новыми территориями. Для различных племён и этносов церковь, как носитель незыблемых нравственных законов, стала учителем, судьёй, программой созидания, а также социальным регулятором, удерживающим общество в состоянии относительного равновесия.

 Поэтому градостроительные  стороны данной проблемы рассматриваются  либо как сверхзадачи в системе  расселения, планировочной организации и развитии инфраструктуры целых областей и краёв, или же, как создание законченных композиционных ансамблей – архитектурных пейзажей в конкретном сельском населённом месте.

Строительство культовых  зданий сопровождало деятельность всех социальных слоёв рождающегося и изменяющегося Российского государства. Строил Великий князь или боярин собор, строил отшельник-монах скит или часовню, строил купец или крестьяне церковь – этот процесс всегда сопровождался рождением, ростом внешним или внутренним, стабилизацией селитебных территорий и социальных отношений. На каждом из перечисленных трех уровней церквестроительства этот акт достоин внимания и рассмотрения, но остановимся на самом малоизучаемом уровне – строительстве и значении сельских храмов.

Взаимосвязь всех выше рассматриваемых проблем очевидна, корни которых уходят глубоко в историю: от первых христианских поселений на Руси до раскола с его «антивеличайшим» значением и исходящими последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

« В начале было Слово,…, и Слово было Бог» – сказано  у Иоанна, так и понимание значений культовых построек идёт из понимания  определений слова «церковь»  – как сообщества людей: «где двое сошлись во имя Моё, там и Я  между них»; церковь как архитектурный образ – овеществлённый высший идеал человеческих стремлений в духовной и мирской жизни. Это не значит, что церковное строение должно отражать идеалы научно-конструктивного мышления (наука лишь часть развития цивилизации), но мера и красота есть суть в духовном развитии сообщества и отдельного человека, его стремления к совершенству.


 

Рассматривая ряд общетипов  культовых построек и символов, можно  выделить такие как церковь, часовня, колокольня или звонница, обетный столб или крест, погост с оградой – как кладбище1. Их взаимосвязь и влияние являются целью данной главы.

 

Описание градостроительного ландшафта  начинается с  дороги ведущей к  нему. Дорога – путь, а на пути всегда встречаются различные места  имеющие какое-то особое значение. В  старину на Руси эти особые места помечали особыми знаками – памятными или обетными крестами или столбами, везде, где люди считали нужным осенить себя крестным знамением. Большой резной крест с надписью или иконой на высоком бугре у откоса – как ориентир, поменьше – может даже на сельской улице или на опушке леса, как оберёг или остерёг, мало ли значений. Но всегда там, где любо и приятно. Такие кресты в эпоху Петра I ставили вместо часовен, если была  надобность; и нередко их покрывали кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую обвязку о четырёх опорах. Иногда их ставили на росстанях, и тогда там ещё клали скамьи под навесом, чтоб люди могли у развилки дорог посидеть-отдохнуть, проститься, дать обет…

 

Часовня – это уже строение, клетская или шатровая, но она ставилась для свершения разных треб в деревнях часто вместо церквей, иногда – вместе с ними.

На Руси часовни необходимы, просторы велики и не все деревни  многолюд-ны. Там где приход небольшой  и со-держание постоянно действующей  церкви невозможно ставили часовни и совершали в них крещение младенцев, венчание или отпевание.

В раннехристианские времена часовни  ставили над входом в подземные  кладбища или над катакомбными церквами. Иногда их ставили над ручьём или  ключом с целебной водой, иногда на росстанях и больших дорогах для сбора подаяний или молений для путников.

Часовня отличается от церкви отсутствием  у первой апсид и обычно меньшими размерами, хотя есть много исключений, с формальной стороны  в часовне  не ведут постоянные богослужения.

 

Церковь – сельский приходской храм, с раннехристианских времён имеет каноническую схему взаимного подчинения объёмов – частей: главная – сама церковь, с запада к ней примыкает притвор с трапезной, с востока – алтарь (апсиды), с севра и юга часто пристраивались приделы с малыми алтарями. Это обобщённая схема, на Руси много трансформаций её существует, но порядок один.

К выбору для строительства  церквей, как, впрочем, и всего остального, русские мастера подходили основательно. Интуитивно ли или анализируя местность, но церкви ставили для наилучшего восприятия на освещённом месте: на берегу реки, на опушке леса или в поле, но всегда с учётом рельефа, чтобы все эти факторы подчёркивали особенности сооружения, составляли общий архитектурно-пространственный пейзаж. И так было потому, что это дело богоугодное, а человек как созданный по образу и подобию божьему всегда чувствует красоту. А если его душа свободна и чиста и нет в ней злобы, а Бог, то и всё, что он делает тоже божественное.

В старину люди ближе  были к Богу – к церкви, они составляли единое: церковь была частью людского бытия. В дореформенные времена на Руси трапезная в церкви играла огромную роль, утерянную - упразднённую позже.

В трапезной собирались общественные трапезы и собрания, ожидали службу пришедшие из далёких деревень, проводились совещания для сбора подписей или податей и многое другое. Церковь была истинно общественным центром деревень: не формально, а по людскому желанию и шли туда не просто отправлять обряды, а самосознание и совесть вели людей туда.

 

На Руси до колоколов для созыва к богослужению или при других случаях использовали деревянные била или металлические полосы - клепала, подвешенные рядом с церковью на деревьях или специальных подставках – звонницах. Когда появились колокола, для них стали выстраивать  сначала столбчатые, а позднее обнесённые срубом, потом и каменные, колокольни, венчаемые обычно шатром с главкой. Колокольни или звонницы, входившие в состав церкви или часовни (в пореформенные времена) всегда имели второстепенное значение, даже если были выше основной главы, но всегда для выявления общей композиционной идеи.

 Отдельно стоящие  колокольни ставились обычно  с западной стороны церкви и образовывали общий архитектурно-законченный ансамбль, дополняемый высокой оградой с главными воротами. Нередко на погосте ставилось две церкви зимняя и летняя, и в общей композиции с колокольней рождали прекрасный целостный, притягательный образ.

 

В петровские времена, с внедрением принципов регулярности во все аспекты  жизни, колокольни стали размещать  по продольной оси храма - кораблём, нередко с проходами через них в церковь. Так были утрачены чисто народные приёмы композиции архитектурных ансамблей погостов. Но это было уже следствие.

 

Люди живут, люди умирают. Смерть на земле – рождение у Бога. Древние кладбища – погосты имели не меньшее значение, чем сами церкви. Почитание предков было всегда в почёте. Стариков уважали не за их возраст, а за жизненный багаж – опыт, за знания и умения, а потому слушали их. Уважали дело делаемое. И к своим могилам относились также, конечно через своих потомков. Тихое умиротворение и спокойствие царствуют там, а не грусть и тоска.

Погосты часто обносились оградой с маленькими, часто шатровыми, воротами.

 

В архитектурном построении древних церквей большую роль играло внешнее окружение – застройка, её композиционное расположение для наилучшего восприятия движения к центру – церкви, и общему градостроительному единству в соподчинении вертикали церкви и колокольни и ритмическому ряду домов.

И так все элементы вместе образуют общий ансамбль, архитектурно-природный образ размером в волость. А волость это не одна деревня, но один приход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

Градообразующим катализатором  малых населённых мест служит церковь, как средство организации общин  и выработки морально-этических  норм, а также средство управления общинами: помощь государству в управлении законами, создание нравственного климата в целом.


Природный ландшафт дополняется ландшафтом сельских поселений, что создаёт  некоторую органику – многоступенчатость в градообразовании регионов.

Опустение и вымирание деревень создаёт резкий контраст: пустые земли, условно говоря, врезаются в каменные глыбы городов - обрывается связь. Вымершие деревни ещё не рассыпались в прах, они стоят: чёрные остовы домов напоминают, что эта связь была – была полная освоенность и заселённость, символами которой были храмы. Гибель «доменов» - деревень – катастрофа государства.

«Домен» - общинное устройство, ведение хозяйства, социально-этические  отношения, взаимодействие человека с  природой.

Объединяющим звеном является на сегодня поиск морально-нравственной идеи, и только церковь может дать её. Церковь поддерживала в обществе нравственно-этические законы, формировала людское самосознание. Поэтому возрождение идеи расселения и управления землёй, создание общей инфраструктуры: город – село, стало главной задачей в структурообразующем значении церквей.

Со времён мощного градообразования и индустриализации в России идёт мощный отток населения из сёл и деревень в города, что привело к практическому обезлюдиванию этих земель и потери управления над ними. Погибли многие домены, которые держали целые регионы под контролем: экономическим и нравственным – разрушаются связи с землёй. В результате разрушения этих связей на нижнем уровне привело к негативным последствиям во всём обществе: разрушение оного как государства.

Основой  - базой были мелкие поселения: основа пирамиды, на которой выросла вся цивилизация и культура. Разрушив основание, начало сыпаться и всё остальное.

Малые поселения, рассредоточенные с большой плотностью, создают  кровеносно-вегетативную систему, которая  не даёт отсохнуть конечностям и  основным органам. Разрушение этой системы повело за собой к развалу всей структуры и «одичанию» людей. Ведь организация людей в сообщества с их нравственными, юридическими законами создавала культуру, т.е. этнос в духовном понимании.

      Города, как мощные мегаполисы, являются  двигателями научно-технического прогресса цивилизации. Но двигатель без базы не может существовать сам по себе, он повисает в воздухе и начинает работать в холостую. Это не значит, что урбанизация приносит только негативные последствия, но всё должно существовать и развиваться в равновесии. Если равновесие нарушается, то происходит откат: либо технический, либо нравственно-духовный, а иногда и то  и другое вместе. Что и происходит, и начало нравственно-духовного обнищания началось задолго до 1917 года, намного раньше.

 

Как в жизни каждого  человека есть поворотные события, так  и в историческом развитии нашей  страны есть такая веха или же росстань, когда «был оставлен русский путь» (Вл. Соловьев). Это было не одномоментно, но сформировалось в конечном итоге в реформы патриарха Никона. Эта веха называется «раскол» и его последствия. Понимание раскола не просто как политического акта, а как всеобъемлющей национальной трагедии во всех аспектах жизни и даёт полное представление и пути к возрождению забытых традиций и символов русского народа.

Начало раскола можно отнести  к XVI веку, когда Московское государство нуждалось в сильной централизованной власти. Церковь, как духовная власть над народом, поддерживает идеи силы и самодержавия, и таким образом начинает отходить от народа. А значит, народ лишается своего духовного судьи и пастыря – начинающей терять доверие, церковь. После реформ церковь становится почти государственным учреждением, ещё больше отходя от народа, а значит церковь как суд совести, становится формальным судом власти.

Информация о работе Архитектурно-пространственный пейзаж