Архитектура Венеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Древнейшая история города на островах тонет в глубоком мраке, ибо долго люди жили там тихо, бедно и неприметно. Их окружали вода и небо, а земли было так мало, что вся их жизнь оказалась связанной с морем; оно кормило их рыбой и прочими дарами своей щедрости, а также открыло им путь в другие страны; они научились плавать по морю, строить корабли (тогда еще на их плоских островах росли леса, от которых теперь не осталось и следа) и занялись посреднической торговлей между Европой и Востоком.

Работа содержит 1 файл

Венеция.docx

— 29.59 Кб (Скачать)

Венеция — таинственное, манящее место. В названии этого города сохранилось имя древнего племени вёнетов, или энетов, которые населяли Северную Адриатику во второй половине II тысячелетия до н. э. Название местности — Венеция, сделалось именем города на воде только в XIII в. н. э.

Древнейшая  история города на островах тонет в глубоком мраке, ибо долго люди жили там тихо, бедно и неприметно. Их окружали вода и небо, а земли было так мало, что вся их жизнь оказалась связанной с морем; оно кормило их рыбой и прочими дарами своей щедрости, а также открыло им путь в другие страны; они научились плавать по морю, строить корабли (тогда еще на их плоских островах росли леса, от которых теперь не осталось и следа) и занялись посреднической торговлей между Европой и Востоком.

Много веков  венецианские купцы считались самыми деятельными и богатыми в цивилизованном мире: они везли соль и рыбу, хлеб и вино, масло и лес, пряности и  шелк, шерсть и множество других товаров, в том числе рабов.

Став  островитянами поневоле, люди не вернулись  на terra ferma — твердую землю, на материк, ибо вода, их окружавшая, оказалась подлинным спасением. В то время как все города средневековой Италии укрылись за крепкими и высокими стенами, но все-таки постоянно страдали от войн и осад, одни лишь венецианцы на воде оказались недосягаемы для злого гения войны. Разбогатев, они сделались агрессивными, наняли полководцев с войсками и подчинили себе обширные территории, как в Италии, так и вне ее, но сами жили безмятежно, ибо для военной техники средних веков вода оставалась непреодолимым барьером. Поэтому венецианцы с благоговением относились к водам лагуны и охраняли их.

В XVI в. на черной каменной плите золотыми буквами по-латыни начертали эдикт, который находится в городском музее Венеции (Мизео Стсо Соггег): «Божественный город вёнетов, по воле провидения на водах основанный, водами окруженный, водами, как стеной, защищается. Итак, всякий, кто дерзнет каким бы то ни было способом нанести урон государственным водам, будет судим как враг отечества. Сила этого эдикта да пребудет священной и неизменной».

Венеция царствовала над морями и поэтому всегда в празднество Вознесения Христова здесь проводится пышная церемония «Spozalizio del Mar» - «обручение» венецианских дожей с морем. В назначенный день в море выходила флотилия разукрашенных кораблей; дож стоял на палубе роскошной флагманской галеры "Буцентавр" - и вся знать Венеции в бархатных плащах и украшенных перьями беретах стояла на палубах своих галер. Гордо реяли знамёна Святого Марка и ритмично взлетали вёсла в руках гребцов. Потом "Буцентавр" останавливался, и на глазах тысяч людей правитель Венеции бросал в воду обручальное кольцо:

- « Мы обручаемся с тобою, море, - под восторженные крики толпы провозглашал дож. - Мы обручаемся в знак нашей истинной и вечной власти над тобою!»

И вот  уже более 1000 лет город, словно заколдованный, парит над водой. И для всех долгое время оставалось загадкой, а некоторые и по сей день задаются вопросом: как же всё-таки Венеция держится на воде?

Город изначально строился на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и не подвергается гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней.

Безбрежное  море, необъятное небо да небольшие  плоские острова — вот тот  минимум природных щедрот, которым  одарила судьба Венецию. И так  как населения было очень много, а земли очень мало, то предметом  роскоши сделалось каждое деревце, которому дали вырасти там, где можно  было что-то построить.

Много веков  жила Венеция, как сказочно богатый  город, и ее жителей нельзя было удивить  обилием золота, серебра, драгоценных  камней, тканей и иных сокровищ, но сад  при дворце воспринимался ими  всегда как крайний предел богатства, ибо зелени в городе было ничтожно мало: людям пришлось отказаться от нее в борьбе за жизненное пространство. Именно поэтому венецианцы стали очень восприимчивы к красоте, и каждый художественный стиль именно у них достиг максимума своих декоративных возможностей. Любовь к красоте, воплощенная в искусстве, сделала Венецию подлинной «Жемчужиной Адриатики».

В XIV—XVI веках тщеславные венецианцы дали полную волю своей страсти к внешнему великолепию и сделали свой город  красивейшим в Италии. К середине XV века в спокойных водах Большого канала величественно отражались фасады уже около двух сотен дворцов, разнообразно и богато отделанных. Прежние византийские вкусы отжили свой век, и на смену им пришло увлечение  готикой: здания украсились колоннадами  и лоджиями с ажурными мраморными переплетами. Самым элегантным из всех готических дворцов Венеции является так называемый Ка'д'Оро — «Золотой дом», мраморный фасад которого был отделан позолотой; дворец принадлежал знатному семейству Контарини; в первой половине XV века пристроили замечательный готический фасад к старому зданию XII века.

Из друтих дворцов готического стиля особой внушительностью отличается Палаццо Фоскари (сейчас в нем помещается университет), а маленькое Палаццо Контарини-Фа-зан с высокими стрельчатыми окнами и ажурными балконами привлекает внимание потому, что, согласно преданию, здесь жила Дездемона до того, как ее похитил Отелло. В XIV—XV веках завершили строительство внешних фасадов дворца Дожей, создав здание удивительной и своеобразной красоты, в котором гармонически слились восточные мотивы с европейскими. Южный фасад протяженностью более чем в 70 метров обращен к лагуне. Для тех, кто подплывет к нему, он вырастает как будто прямо из воды, ибо невысокие массивные колонны его нижнего яруса не имеют оснований; арочная галерея второго яруса состоит из вдвое большего числа колонн, которые тоньше и выше. Третий ярус, представляющий собой гладкую стену, прорезанную крупными и мелкими окнами, расположенными асимметрично, выглядит столь массивным и тяжелым, что создается впечатление перевернутости здания, как будто все, что мы видим, есть отражение в воде. Стена увенчана зубчатым фигурным аттиком. Весь фасад облицован мрамором кремового и розового оттенков, поэтому дворец кажется подернутым золотой дымкой. Западный фасад, выходящий на маленькую площадь — Пьяцетту, облицован так же, как и южный. Согласно традиции в XIV и первой половине XV века дворец Дожей строили местные мастера Джованни Буон (или Бон, или Бен) с сыновьями Панталеоне и Бартоломео. Во второй половине XV в. в его строительстве принимали, участие Антонио Риццо (он построил вдоль малого канала восточный корпус, к которому примыкает лестница Гигантов) и Пьетро Ломбардо с сьшовьями Антонио и Туллио.

С конца XV века начинается сооружение дворцов  в стиле Возрождения. Одним из самых ранних из них является Палаццо  Вендрамин-Калерджи, воздвигнутое на Большом канале в 1481 —1509 годах архитектором Мауро Кодусси (после его смерти строительство продолжил Пьетро Ломбардо). В этом здании традиционными остались почти кубический объем и трехъярусное деление; принципиально новым для Венеции оказалось употребление античного ордера; исчезли традиционные арочные лоджии, их заменили ряды широких двойных арочных окон; вдоль второго этажа протянулись балконы; дворец увенчан фризом и нависающим карнизом. В целом здание выглядит очень красивым и богатым; ему присуще именно то качество, которое всегда было характерно для Венеции: формы красоты менялись, но стремление к ней оставалось неизменным. В 1500 году архитектор Джованни Канди построил во дворе Палаццо Контарини даль Боволо замечательную многоярусную винтовую лестницу-башню, которая является одним из самых своеобразных произведений стиля Ренессанса; в отличие от спокойной флорентийской архитектуры эта лестница наполнена удивительным внутренним напряжением, как будто она туго закручена и готова стремительно развернуться. Суровость государственного режима, бдительно охранявшего интересы правящих семейств, наложила свою мрачную тень на весь стиль жизни, несмотря на все ее внешнее великолепие. Гуманизм, быстро достигший расцвета в демократической Флоренции, медленно завоевывал аристократическую «Жемчужину Адриатики».

XVI век  — век расцвета ренессансной  архитектуры в Венеции, где  создаются здания удивительной  красоты. Крупнейшим мастером первой половины XVI в. был Якопо Татти, по прозванию Сансовино, сначала работавший во Флоренции и в Риме, а с 1527 года навсегда обосновавшийся в Венеции. В 1536—1554 годах по его проекту построили Библиотеку св. Марка на другой стороне Пьяцетты против дворца Дожей. Это длинное двухэтажное арочное здание, увенчанное балюстрадой со статуями, считается едва ли не самым красивым, в Италии. Сейчас здесь размещаются Археологический музей (частично) и библиотека, насчитывающая 13000 рукописей и полмиллиона книг. Помимо Библиотеки Сансовино построил Лоджетту — маленькую очень нарядную трехарочную лоджию у основания колокольни св. Марка и привел в порядок Пьяцетту, ликвидировав лавки торговцев и общественные уборные, бесцеремонно расположившиеся в аркаде нижнего этажа дворца Дожей. В середине XVI века на Большом канале появился замечательный трехъярусный дворец Гримани, построенный по проекту Микеле Санмикели. Здание украшено сравнительно скупо, но отличается удивительным величием, что достигается его прекрасными пропорциями и выразительными формам колонн и арок; Палаццо Гримани — воплощение мощного духа Возрождения. Во второй половине XVI веке в Венеции работал один из величайших архитекторов того времени Андреа Палладио, уроженец северо-итальянского города Виченца. На небольшом островке Сан Джорджо Маджоре, расположенном против Пьяцетты, по его проекту в 1560 году начали строить церковь которая называется так же, как и остров. Церковь Палладио тоже красива как все в Венеции, но она красива по-новому: в ней нет обилия украшений, напротив, ее гладкий беломраморный фасад с четырьмя гигантскими колоннами, эффектно пронизывающими все здание, преисполнен спокойного величия, которое находится в полном соответствии со скупой, но торжественной природой Венеции — только неподвижная гладь воды, необъятная высь неба да беспредельное царство воздуха. Интерьер церкви, светлый, просторный и строгий; также весь наполнен ощущением воздуха. Строительство здания после смерти Палладио завершил его ученик Винченцо Скамоцци. Тот же тип строгой и светлой красоты представляет собой церковь Иль Реденторе, сооруженная тоже по проекту Палладио (она находится на острове Джудекка и воздвигнута в благодарность за прекращение эпидемии чумы 1576 года, унесшей около 70000 жизней). Андреа Палладио является автором обширного сочинения об архитектуре свой труд он посвятил графу Джакомо Ангаранно 1 ноября 1570 года в Венеции Первые две фразы этого пышного посвящения прекрасно передают стиль времени и изощренность автора: «Обильнейшие свидетельства Вашей, великолепнейший синьор мой бесконечной любезности, те многие исключительнейшие благодеяния, которые Вы с неизменной щедростью постоянно оказывали мне в течение стольких и стольких уже лет, умножились и возросли в такой мере, что если бы я не старался Вас отблагодарить за них, хотя бы показав, столь постоянно я о них памятую, я, и в этом я глубоко убежден, подвергся бы опасности быть заклейменным и ославленным как невежа и неблагодарный. А так как я с юных лет получал великое наслаждение от всего, что касалось архитектуры, и в течение долгих годов упорной работы не только перелистывал книги ;тех, кто, одаренные счастливым талантом, обогатили отменнейшими правилами эту благороднейшую науку, но и много раз ездил в Рим и другие места Италии и вне ее, где собственными глазами созерцал и собственными руками обмерял фрагменты многих античных зданий, которые, сохранившись до наших дней в качестве удивительных свидетельств варварского изуверства, в то же время в своих величавых развалинах служат красноречивыми и славными памятниками римской доблести и величия, то я получив великий опыт и вдохновение в отменном изучении этого проявления античной доблести и с великим упованием вложив в нее все свои помышления, поставил себе задачей написать необходимые наставления, которые должны соблюдаться всеми одаренными людьми, желающими хорошо и красиво строить, и, кроме того, решил показать в рисунках многие из построек, которые были проектированы мною в различных местах, а также все те античные сооружения, которые я видел до сего времени».

В конце XVI века на Большом канале соорудили  по проекту Антонио да Понте первый каменный мост — мост Риальто; его длина — 48 м, ширина — 22 м, пролет единственного свода достигает почти 28 м при высоте 7,5 м; он покоится на 12 000 свай, облицован белым мрамором и украшен скульптурными рельефами. С момента своего возведения и до настоящего времени он является торговым центром: под сводами его двух беломраморных аркад располагались ювелирные лавки; сейчас здесь торгуют сувенирами и всякой мелочью.

Собор св. Марка  построили в основном к 1071 года (для XI в. это очень быстро); освятили его  значительно позднее — в 1094 году, а потом в течение нескольких веков шли работы по его внутренней и внешней отделке; в XV веке собор  был завершен. За это время романский  стиль в Италии успел вытеснить  византийский и, в свою очередь, уступил  место готическому. Смена художественных вкусов отразилась на соборе св. Марка, где присутствуют элементы всех трех стилей. Хотя Сан Марко соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока; особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок. Нигде в мире, ни на Востоке, ни на Западе, нет ничего подобного. Так проявила Венеция свою художественную уникальность уже в первом крупном творении. Собор св. Марка представляет собой массивное здание в форме равностороннего креста, центр и концы которого увенчаны мощными, как бы вздувшимися куполами. С запада, со стороны площади, к храму пристроено преддверие (атриум, или нартекс), представляющее собой крытую арочную галерею. Фасад имеет пять входов, украшенных перспективно сокращающимися порталами с мозаиками над ними в полукружиях арок и огромным количеством некрупных мраморных колонн, расположенных в два яруса; колонны, число которых доходит до пятисот, не сделаны для собора специально, а привезены из разных мест. Из мозаик фасада наиболее древней является крайняя левая; она сделана в XIII веке, и на ней изображена церемония внесения мощей св. Марка во храм; латинская надпись над ней гласит, что св. Марка вносят для того, «чтобы он всегда охранял венецианцев от врагов». Центральная мозаика — «Страшный суд» — создана в XIX веке. Собор увенчан удивительно нарядным карнизом с ажурными готическими башенками. Здание построено из кирпича и облицовано мрамором; оно стоит на покрытом камнем грунте, укрепленном десятками тысяч свай из левантийского леса. Интерьер Сан Марко производит еще более сильное впечатление. Все купола и своды залиты золотом мозаики, общая площадь которой составляет более 4 000 кв. м; в основном мозаики относятся к XI—XIV векам. Пол и опорные столбы облицованы цветным мрамором преимущественно темно-зеленых оттенков. Алтарная преграда высечена из темнокрасного веронского мрамора. Мощи св. Марка покоятся под главным алтарем, который украшает знаменитая Pala d ̛ Oro («Золотой алтарь») — композиция из множества некрупных икон в роскошно орнаментированном золотом обрамлении с драгоценными камнями и эмалями, своего рода гигантское ювелирное изделие, равного которому нет в мире. Этот алтарь создан в X веке в Константинополе, в дальнейшем его неоднократно переделывали, а сохранился он в том виде, какой ему придали в середине XIV в. В соборе так много золота, что его прозвали «Золотой базиликой».

Сан Марко  всегда был для венецианцев символом их города и центром общественной жизни: здесь вручали полномочия новым дожам и кондотьерам (наемным  полководцам), а крыша преддверия храма использовалась как трибуна, с которой венецианские власти взирали  на торжественные церемонии, происходившие  на площади, когда развевались огромные яркие флаги на трех массивных, но элегантных .бронзовых флагштоках (их поставили перед собором в XVI в.).

Рядом с собором  св. Марка, ближе к воде, расположен дворец Дожей — Палаццо Дукале. Первое здание, построенное здесь в IX веке, представляло собой крепость со стенами и башнями, со всех сторон окруженную водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа Петра Кандиана IV и сожгли его резиденцию. Построили новую крепость; она сгорела в 1106 году. В том же веке воздвигли третий дворец, причем уже не было необходимости строить его как крепость, поэтому стены и башни сооружать не стали, а ров засыпали. К началу XIV века дворец пришел в негодность, и в 1309 году его начали строить заново. В 1424 г. приступили к расширению здания со стороны суши и достраивали его вплоть до XVI века.

В XV—XVI веках  продолжались работы по строительству  дворца Дожей. В 1430—1440-х годах у самого края западного фасада рядом с собором святого Марка построили богатый готический парадный вход во дворец, который стали называть «Порта делла Карта» («Врата Бумаги») или потому, что рядом находился архив, или по той причине, что здесь поблизости имели обыкновение сидеть писцы, составлявшие деловые бумаги для частных лиц. Над входом помещена скульптурная группа работы Антонио Бреньо: перед крылатым львом на коленях стоит дож Франческо Фоскари (1423—1457); это был крупный государственный деятель, отличавшийся умом, энергией и смелостью. Внешне дворец Дожей поражает красотой своих светлых стен и ажурных галерей, однако дух жестокого средневековья присущ и ему.

Здание не выглядит как крепость, но в действительности является ею. Оно имеет только один коридорообразный вход, который ведет во внутренний двор, где на всякий случай имеется два колодца (их бронзовые обрамления сделаны в середине XVI веке). На другом берегу узкого канала в XVI в. построили здание тюрьмы, но «ради приличия» украсили его роскошным фасадом. Между дворцом и тюрьмой (Приджони) соорудили изящно изогнутый крытый мостик, парящий в воздухе, который получил название Ponte dei Sospiri — «Мост Вздохов», ибо осужденный в последний раз видел небо через его зарешеченные окна (Приджони и Мост Вздохов построены по проекту Антонио да Понте). Светлый фасад дворца, выходящий на Пьяцетту, также имеет мрачную деталь: во втором ярусе девятая и десятая колонны слева сделаны из мрамора более густого, красноватого оттенка — между этими колоннами объявляли смертные приговоры. В XV—XVI веках завершили отделку дворовых фасадов, а в 1554 году на верхней площадке парадной лестницы, ведущей на второй этаж, установили огромные мраморные статуи Марса и Нептуна, созданные Якопо Сансовино, и лестницу стали называть Лестницей Гигантов; под нею находились тюремные камеры, а на ее верхней шющадке совершались торжественные церемонии венчания дожей; в прошлом один из них, непокорный Марино Фальер, был обезглавлен на средней площадке лестницы (это случилось в 1355 г.). В XVI веке во дворце Дожей построили Золотую лестницу, по которой имели право входить во дворец из галереи второго этажа только те венецианцы, чьи имена значились в Золотой книге. Внутренние помещения дворца Дожей были богато украшены картинами крупнейших мастеров, в том числе и Тициана. 20 декабря 1577 года в здании случился грандиозный пожар, и все его залы сгорели; их пришлось отделывать заново.

Информация о работе Архитектура Венеции