Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:21, доклад
Собор Святой Софии - это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным храмом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.
Глава
2 Архитектура Собора Святой Софии.
Собор Святой Софии - это наиболее
грандиозное и самое
Собор Софии был главным
зданием Византийской империи
и придворным храмом
Купольная базилика храма как
бы сочетала в себе особенности
структуры выдающихся римских сооружений
— базилики Константина и
Пантеона. Однако общие размеры
собора Софии значительно превышают
их, а конструктивная основа значительно
отличается от прототипов.
В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, и 2 боковых — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 метров в диаметре, вершина которого отстоит на 51 метра от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
Подкупольное
пространство с северной и южной
сторон сообщается с боковыми нефами
с помощью арок, поддерживаемых колоннами;
под этими арками идёт ещё по ярусу подобных
же арок, которыми открываются в подкупольное
пространство устроенные в боковых нефах
галереи гинекея, а ещё выше — громадные
арки, поддерживающие купол, заделаны
прямой стеной с окнами, расположенными
в три ряда. Кроме этих окон, внутренности
храма дают обильное, хотя и несколько
рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих
основание купола, и по пяти окон в больших
и малых нишах.
Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 метра, связанными между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный купол диаметром 31 метра, толщиной в замке 0,6 метров. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1 х 0,8 метров, выполненное из прочного камня. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цементного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70 х 15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 метров от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 метра и шириной 1,5 метра. Паруса, заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены
из известкового раствора с прокладками из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор
купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 метров, подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2. Сравнительно тонкие кирпичные “оболочки” этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными “контрфорсами” по отношению к объемам больших полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу. Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1—1,5 метра) выложены из кирпича с широкими слоями цементного раствора.
Кровля была покрыта свинцовыми листами. Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Важнейшей особенностью интерьера является его ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Система сферических поверхностей — купол, паруса, полукупола и конхи экседр —
акцентированы
мозаичными изображениями на золотом
фоне. Световое решение композиции
также подчеркивало значение сферических
форм, особенно купола. Этой цели
служат многочисленные проемы, устроенные
в нижней части купола и полукуполов,
а также нарастающая от периферии
к центру интенсивность световых
потоков, которая достигает своей кульминации
в обильном освещении подкупольного
пространства из-под сферы через 40
проемов в ее основании. Залитый
светом купол как бы парит над
всем интерьером, подчеркивая
еговоздушность и пространственность.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они
не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах
раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют
энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно
целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.
Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее
развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и
великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому
подражали, и на котором учились многие поколения строителей.