Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:49, доклад
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.
Архитектура Москвы
Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади
1 октября
1552 года, в праздник Покрова Божией
Матери начался штурм Казани,
который закончился победой
Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.
Внутри храма
помещалось совсем мало народу. Поэтому
во время праздников богослужения проводились
на Красной площади. Покровский собор
служил алтарем. На лобное место выходили
служители церкви, а куполом служило
небо. Храм имеет высоту 65 метров. До
постройки Ивановской колокольни в
Кремле был самым высоким в
Москве. После пожара в 1737 году храм
был реставрирован, а во второй половине
18 века 16 маленьких глав вокруг башен
убрали, а колокольню соединили с
храмом, который стал разноцветным.
Благовещенский собор
Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на соборной площади Московского Кремля.
Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.
Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.
До XVIII века
являлся домовой церковью Московских
государей; его протопопы одновременно
были духовниками царей. В петербургский
период придворный статус протопресвитеров
собора сохранился.
Архангельский
собор
В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии. С 1771по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».
Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом.
К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Феодоровича с 2-я массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады.
Успенский собор
Успенский
собор был первым каменным храмом
Москвы. При Иване III храм перестал соответствовать
статусу кафедрального собора крепнувшего
централизованного Русского государства.
Вероятно, предназначенный к сносу храм
перестали ремонтировать, и он сильно
обветшал, что и нашло отражение в летописях.
Летом 1471 года «митрополит Филипп стал
усердно помышлять о постройке нового
каменного соборного храма в Москве, ибо
старый, построенный Калитою, от древности
и от многих пожаров грозил уже разрушением,
своды его уже были подкреплены, подпёрты
древами толстыми.»
Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), якобы бывшего в Москве 20 мая 1474 года.
Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.
Храм построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.
Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевич повелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.