Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:34, реферат
Мис ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов он возводит здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Центром всей композиции стала высеченная из зелёного мрамора «Танцовщица» скульптора Георга Кольбе.
Людвиг Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился сначала в народной, а затем в ремесленной строительной школе, после чего работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене.
В пятнадцать лет Людвиг поступил чертежником-рисовальщиком в мастерскую гипсовой орнаментики, где в это время изготавливали по заказам шаблоны орнаментов всех стилей и эпох. В 1905 году Людвиг уехал в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года - в мастерской Петера Беренса. Три года, проведенные в мастерской Беренса, заложили основу формирования Миса как архитектора, навсегда усвоившего и неоклассические идеи и технико-промышленные аспекты своего учителя. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.
В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов - кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре. Эти два дома представляют собой форму, в которой используется непостоянный характер элементов, составляющих дом. Стена становится не просто элементом обрамляющим здание по периметру. Она выведена теперь за пределы здания и, связывая его с окружением, имеет самостоятельное значение. Сплошные остекленные плоскости работают на контрасте с глухими участками стен. В этих проектах созрело решение планировки дома по функциональному признаку, с четким делением на жилую и хозяйственную зоны. Впоследствии, начиная с 1924 года, этот принцип становится основным при проектировании жилых зданий. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. Он не стремится заключить функцию в сложный объем, а напротив, целиком подчиняет объемно-пространственное решение назначению здания. Таким образом, получается свободно-расчлененная композиция сооружения.
Бетонный дом, 1923 г.
Кирпичный дом, 1923 г.
В 1927 г. Мис ван дер Роэ руководит Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а все остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).
Мис ван дер Роэ посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные воззрения в чистом виде при строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов он возводит здание, которое по четкости форм и красоте примененных материалов (травертин, оникс и стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон и выставочный экспонат. В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. Центром всей композиции стала высеченная из зелёного мрамора «Танцовщица» скульптора Георга Кольбе.
В нем получила выражение новая архитектурная концепция создано расчлененное, со свободно расположенными стенками, перетекающее пространство. Структурная основа вытекает из четкого разграничения несущих и ненесущих элементов. Плоская крыша покоится на открыто стоящих стальных стойках, поэтому ненесущие стены могут быть выполнены из стекла и других тонкостенных материалов. Мис ван дер Роэ последовательно разграничивает необходимые элементы конструкции (стойки, перекрытия) от таких, которые не выполняют конструктивных функций (ненесущие стены). Отказ от чисто декоративной трактовки конструктивных элементов - один из важнейших принципов современной архитектуры. Проект этого павильона принес ван дер Роэ мировую известность.
Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне, 1929 г.
Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использует чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создаёт свободно перетекающее пространство, перенося тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появляется возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис также создаёт для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.
В 1930 году Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендгат в Брно, в которой продолжает развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план используется только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убираются, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко используется полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».
Вилла Тугендгат в Брно, 1930 г.
В 1930 году, являясь главой Баухауза, Роэ акцентировал внимание на изучение лишь формальных проблем. Но нацисты не смотря на это сделали работу школы в Дессау (Германия) невозможной. В результате архитектору пришлось сначала перенести школу в Берлин, а затем (в 1933 году) распустить её. Вскоре Роэ эмигрировал в Штаты.
Спустя год после приезда
в Америку он получает заказ на
проектирование и строительство
Иллинойсского технологического института
в Чикаго. Архитектор пытается в этом сооружении
выявить единство поверхности, пространства
и объема путем применения единой модульной
системы. Ей он подчиняет планировку помещений,
интервалы между отдельными зданиями
и членение фасадов. Конструкции были
стальными. В распоряжении архитектора
имелись только стандартные профили. Применение
стальных конструкций приводит к простым
прямоугольным формам, и Мис ван дер Роэ
находит способы придать обезличенным
заводским изделиям архитектурную значимость.
Отличающийся гармонией пропорций, скупостью
средств и четкостью композиций Иллинойский
технологический институт стал вершиной
всего его творчества.
Именно здесь определилась главная архитектурная
тема его построек американского периода
- нерасчлененный параллелепипед с вынесенным
наружу каркасом. Планировку комплекса
ИТИ он организует по принципу, который
в свое время положил в основу барселонского
павильона, - прямоугольные блоки зданий
лишь направляют развитие непрерывной
системы пространств. Вся планировка подчинена
единой модульной сетке.
Первый этаж здания Краун-холла - архитектурной школы ИТИ, фактически двухэтажного сооружения, имеющий традиционную планировку, заглублен в землю, замаскирован. Композицию определяет стеклянный параллелепипед второго этажа. Плоская плита его покрытия подвешена к мощным металлическим рамным конструкциям, выведенным наружу. Ничто не намечает членений цельного пространства - цельного в данном случае, вопреки прямым потребностям организации учебного процесса.
Краун Холл, здание факультета архитектуры Иллинойского технологического института
Иллинойсский технологический институт в Чикаго
Одновременно с первыми зданиями ИТИ Мис ван дер Роэ спроектировал и построил дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер (Иллинойс, 1946-1950). Три гладкие железобетонные плиты - терраса, пол и покрытие - как бы плавают над землей, приподнятые на металлических опорах, расположенных снаружи и связанных с боковыми гранями плит. Внутреннее пространство, огражденное лишь стеклянными панелями, не расчленено и воспринимается как часть общего пространства сада.
Дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер, штат Иллинойс, 1950 г.
Дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер, штат Иллинойс, 1950 г.
Проект жилого дома «50x50» (1951 год), очевидно, самый радикальный из серии проектов, относящихся к теме универсального пространства. У дома чистый квадратный план, очерченный по периметру сплошным остеклением. Внутри – сантехническое ядро, такое же как в Фарнсворт-хаусе, и свободно расположенные щиты-перегородки, не доходящие до потолка. Кессонная металлическая решетка покрыта размером 50x50 футов, к секциям которой сверху приварены листы металлической кровли, – по сути деда основной конструктивный и архитектурный элемент здания. Свойства этой решетки-кровли использованы так, что четыре ее опоры – все те же двутавры – приварены не по углам, а на середине каждой на сторон квадрата.
Внутреннее пространство дома «50x50» почти не имеет видимых границ: огромные плоскости остекления ничем не расчленены, даже на углах ответствуют импосты, а пол постепенно переходит а зеленый газон участка. Каждый из фасадов здания представлен горизонтальной плоской кровлей, да одним единственным столбом. Нет ни стен, ни углов здания, дематериализованы не только интерьер, но и фасады. От архитектуры не остается «почти ничего».
Дом «50x50», 1951 г.
Та же архитектурная тема
- нерасчлененный прямоугольный объем
- положена в основу небоскребов
Мис ван дер Роэ. Цельное внутреннее
пространство здесь заменяет сумма равноценных
стандартных этажей и пространственных
ячеек. Конструктивный каркас небоскребов
скрыт за их внешней оболочкой. Элегантные
членения стеклянных стен стальными или
алюминиевыми профилями здесь не образованы
конструкцией, как в Краун-холле; они являются
таким же символическим выражением реальной
структуры, как пилястры на стенах дворцов
Ренессанса.
Самые известные небоскребы Мис ван дер
Роэ высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шоо-Драйв
(1951), Коммонуэлс променад (1957) отличаются
лишь деталями от конторского здания Сигрэм-билдинг
в Нью-Йорке (1958). Последнее выделяется
особой утонченностью проработки деталей
и роскошью отделочных материалов - бронзовый
каркас, стены из сиреневого стекла со
сплавом золота. Кажущаяся простота этих
зданий достигнута дорогой ценой - она
потребовала сложных конструкций и определенных
жертв в функциональной целесообразности
сооружений.
Жилые дома на Лейк-Шоо-Драйв в Чикаго, 1951 г.
Небоскрёб Ай-Би-Эм в Чикаго.
В Америке перед Мис ван дер Роэ открылись новые возможности для реализации его замыслов, и, руководствуясь принципом «меньше – значит больше» (less is more), он смог создать целую галерею сооружений-символов. Первоосновой некоторых является один объем, и они в полной мере воплощают его принцип «универсальности пространства», но есть среди них и высотные сооружения со сложной функциональной программой.
Элементы его универсального языка – стальная конструктивная решетка, навесные стены, плоские перекрытия и внутренние панели, создающие эффект непрерывного перетекания пространственных зон. Стандартные балки и плиты использовались им как модули, обеспечивающие точность пропорциональных соотношений.
Принципы универсальности и «кожи и костей» Мис ван дер Роэ и его последователи применяли и для сооружений различного назначения, это были и промышленные, и общественные, и жилые здания. Анализируя присущую современности быструю динамику функций, при которой «моральный износ» планировочных решений происходит существенно быстрее, чем физический износ конструкций зданий, Мис ван дар Роэ пришёл к выводу, что «единственная функция, сохраняющаяся с известной устойчивостью в уникальных сооружениях, это функция изменяемости их назначения в течение всего срока их существования». В отношении формы пространство для такой функции могло быть правдивее всего выражено в виде лаконичного прямоугольного объема.