Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, реферат
К XIV-XV векам окончательно складываются приемы планировки городов и отдельных дворцовых, храмовых и жилых ансамблей, ставшие впоследствии каноничными.
При планировке большое значение имело правило «фэн-шуй», согласно которому здания располагались в определённом порядке с соответствующей ориентацией. Рекомендовалось ставить здания по северо-южной оси с обращением главного фасада на юг.
Архитектура Китая. Планировка городов
К XIV-XV векам окончательно складываются приемы планировки городов и отдельных дворцовых, храмовых и жилых ансамблей, ставшие впоследствии каноничными.
При планировке большое значение имело правило «фэн-шуй», согласно которому здания располагались в определённом порядке с соответствующей ориентацией. Рекомендовалось ставить здания по северо-южной оси с обращением главного фасада на юг.
В подобной ориентации был известный утилитарный смысл. Расположение главного фасада здания на юг обеспечивало желаемый температурный режим. Летом, при высоко стоящем солнце, в самое жаркое время дня внутренние помещения, открытые на юг, не так перегревались. Большой карниз давал значительную тень и защищал комнаты от палящих лучей южного солнца. В зимнее время помещение нагревалось лучами низко стоящего солнца.
Своеобразие приёмов строительства в древнем Китае было обусловлено прежде всего жизненными потребностями человека. Однако эти правила строительства диктовались также и древними религиозными воззрениями, связанными с обожествлением природы, а также соображениями обрядности и этикета. Правила «фэн-шуй» имели силу в течение всего феодального периода.
Существует несколько ошибочных теорий, приписывающих архитектурному искусству Средней Азии или Индии решающую роль в формировании прямоугольной планировки в Китае. Последние исследования китайских ученых доказывают, что принципы прямоугольной планировки городов зародились в самом Китае и в дальнейшем получили большое развитие.
Древние китайские города строились по определенному, заранее продуманному плану. По преимуществу планировка городов была квадратной или прямоугольной. Внутренняя структура города решалась обычно по традиционной схеме. Господствующая верхушка феодалов строила свои дома в наиболее благоприятной по своим природным условиям части города.
В центре, в запретной части города, располагался дворец императора и административные здания. За пределами запретного города находился собственно город. Жилища простого народа размещались на периферии его, преимущественно с западной и восточной сторон, где на перекрестках больших магистралей находились городские рынки. Низкие и небольшие по своим размерам обычные жилища были лишены элементарных удобств и мало чем отличались от деревенских. Беднейшее население ютилось в глинобитных жалких хибарках.
Основная магистраль, как правило, имеющая направление с юга на север и пересекающая весь город, являлась главной композиционной осью, на которой были сосредоточены наиболее важные сооружения. Остальная территория в западном и восточном направлениях разбивалась на прямоугольные кварталы, носившие в свое время название – «ли», а впоследствии – «фан». Прямые улицы и переулки связывали эти кварталы с основной магистралью. Частые междоусобные войны вызывали необходимость защищать каждый город крепостной стеной. Крепостные стены, окружавшие город с четырех сторон (по сторонам света), имели ворота, ведущие на большие магистрали города.
Четкая геометрическая схема планировки, ярко выраженное разделение районов при общей единой структуре города, выделение центра – все это является отличительными особенностями градостроительной практики Китая. Все улицы в городе идут по прямой линии с юга на север и с запада на восток. В настоящее время во многих городах сохранились названия районов, в зависимости от разделения их главными магистральными осями: западный, восточный, северный и южный.
Наряду с регулярной, организованной и четкой схемой города необходимо отметить удачное решение пространства. Регламентация зданий по высоте в зависимости от их назначения позволила зодчим раскрыть пространство и создать особую объёмно-пространственную композицию. Обычно здания, расположенные по главной оси, являются основными в системе застройки и имеют бóльшие размеры и высоту по сравнению с сооружениями, расположенными в восточной и западной сторонах, застроенных преимущественно небольшими жилыми домами. В общей объемно-пространственной системе города, так же, как и в планировке, чётко выражено зонирование города по высоте, регламентация в зависимости от функционального назначения здания или социального положения его владельца.
Так, в соответствии с установленными правилами – традициями, идущими от различных религиозно-философских учений, наибольшую высоту имели здания, принадлежавшие императору, затем приближенной к императору знати, придворных, чиновников и т. д. Простой народ мог строить только низкие (в один этаж) дома.
Если посмотреть на силуэт города, то видно, как по мере приближения к резиденции императора, к центру города, постройки растут в высоту, как бы утверждая своими размерами могущество императора, близость «Сына неба» к небу, его недоступность для простого народа. Этим архитектурно-композиционным приемом подчеркивались значение и роль правящего класса.
К числу сохранившихся до нашего времени своеобразных сооружений Китая XVII – XIX вв. относятся также почётные ворота – пай-лоу, свободно стоящие на улицах городов и селений, а также украшающие священные места, такие, как храмы или погребения. В Китае они обычно рассматриваются как памятники мемориального характера, на что указывают надписи, расположенные вверху ворот.
Ворота пай-лоу являются наиболее характерным видом традиционной китайской архитектуры. Встречаются деревянные и каменные пай-лоу, имеющие 3 и 5 пролетов.
Как архитектурное сооружение пай-лоу разделяются на два основных типа:
1. к первому относятся ворота с высокими опорными столбами, образующими пролеты, которые соединяются вверху лежащими на них поперечными балками, покрытыми небольшими отдельными кровлями;
2. ко второму типу принадлежат ворота со сравнительно невысокими столбами, увенчанными пышными выступающими крышами, которые поддерживаются целой системой кронштейнов, так что сооружение скорее напоминает фасад дома или открытый павильон.
Число столбов бывает различным, встречаются ворота с 4, 8 и даже 12 столбами. Украшения помещаются на горизонтальных частях и перекладинах. Деревянные ворота ярко раскрашиваются и украшаются резьбой. Вся структура пай-лоу и их декорация обусловлены свойствами материала, из которого они выполнены, – свойствами дерева, но все же это не являлось препятствием к возведению такого типа сооружений из камня и кирпича.
На севере ворота более просты; они отличаются строгим распределением масс и основных линий силуэта. Украшения органично входят в структуру сооружений. Разнообразие конструкций и орнаментальных приёмов в украшении пай-лоу указывает на большое развитие в феодальном Китае сооружений подобного типа. По своему архитектурному облику к пай-лоу близки открытые сцены театра (XVIII – XIX вв.) распространенные в южных и центральных провинциях Китая. Обычно такой театр имеет выступающую площадку сцены в виде помоста, сооруженного на высоких столбах. Наиболее интересной частью подобного сооружения по своему архитектурному значению является сильно выступающая крыша со смелым изгибом подымающихся углов.
Наиболее распространенным типом китайского здания, сложившимся еще в древности, является четырехугольный одноэтажный павильон дянь, обычно разделенный рядами колонн на три продольных нефа, первый из которых образует открытый портик со стороны фасада, а иногда и колоннаду с нависающей кровлей кругом всего здания. Этот наружный обход создавал еще большую связь внутреннего пространства здания с внешней природной средой (для небольших построек павильоны типа дянь сооружались часто квадратными в плане).
Вторым типом китайской архитектуры являлись сооружения тай – небольшие деревянные здания на очень высоких каменных основаниях. Этот вид архитектуры часто использовался в Китае при постройке надвратных башен на городских стенах.
Третьей разновидностью построек служит тип лоу – многоэтажное здание с открытыми террасами по всему фасаду, встречающееся только среди дворцовых сооружений.
Весьма распространенным видом китайских построек является открытая маленькая беседка тин, служащая для украшения сада. Этот образец парковой архитектуры ранее других стал известен в Европе и вызвал бесчисленные подражания в XVII – XIX вв. Все основные типы китайской архитектуры на протяжении многих веков сохранили свой общий облик без существенных изменений.
В каждую эпоху создавались особые каноны соотношения частей зданий, которым строго следовали китайские зодчие. Как видно из многочисленных примеров, платформа или стилобат являлись непременной принадлежностью китайского здания. На стилобате воздвигалась вся конструктивная основа здания, представляющая собой сборный каркас, состоящий из типовых элементов: столбов-колонн, несущих всю нагрузку от верхних частей здания, и системы балок, карниза и стропил.
Стены здания, особенно на юге – лёгкие, ненесущие; они являлись лишь заполнением, своеобразной ширмой, отделяющей помещение от внешней среды. Благодаря такому функциональному разделению конструктивных элементов на несущие, несомые и ограждающие представлялись большие возможности в размещении оконных и дверных проёмов в самых различных комбинациях, как это было удобно в зависимости от климатических и функционально-бытовых условий.
Размещение оконных и дверных проемов, их размеры, а также расстояние между колоннами здания и их высота определялись, исходя из выработанной веками и установленной в строительстве основной модульной единицы – масштабной единицы 1 фэнь = 3.2 мм.
Каркасная система имела большое распространение не только в деревянной, но и в каменной архитектуре, где толстые кирпичные стены являлись лишь заполнением между деревянными столбами – колоннами.
Мощность и величие китайского здания выявляется в его огромной, высокой и сильно изогнутой крыше, опирающейся на массивные колонны. Большие парадные сооружения часто имеют двойную крышу, верхняя часть которой является как бы надстройкой чисто декоративного характера.
Существует множество теорий о происхождении этой своеобразной, чисто китайской формы крыши. Наиболее вероятно предположение о том, что стремление придать большую уравновешенность всей архитектурной массе здания, а также преодолеть впечатление огромной давящей на него массы крыши заставило китайских зодчих изогнуть ее концы. Так создалась идущая вверх линия, которую сами китайцы уподобляли крыльям летящей птицы. Постоянное стремление строителей к гармоническому сочетанию постройки с окружающей природой тоже могло привести к созданию этой кривой линии, подражающей изогнутым ветвям деревьев окружающего парка.
Строились здания, где конструктивная каркасная основа была из дерева, а каменные стены заполняли пролеты между колоннами на одну – две трети высоты здания. Верхняя часть стены представляла собой деревянную перегородку, в которой по всему периметру устраивались окна.
Центральная часть главного фасада, где была дверь в помещение, также выполнялась из дерева. Иногда три стены имели каменное заполнение, а фасадная часть – деревянное в виде ширмы с включением окон и дверей.
Кажется, что проще было бы создать сооружения со сплошным заполнением стен камнем, но, как видно из ряда примеров, зодчих не удовлетворяло такое решение, и они искали другие приёмы, сочетая разнообразные материалы. В процессе длительной эволюции был выработан своеобразный классический архитектурный ордер, отличающийся от классической ордерной системы Греции.
В китайском здании, даже если оно окружено колоннами (периптер), или при устройстве портика, столб играет особую, как конструктивную, так и композиционную, роль. Вследствие своеобразного конструктивного решения верхней части здания, столб – колонна имеет иное значение, чем в греческой классике.
Столб является не только подпорой для архитрава, но и служит конструктивным элементом, органически связанным через так называемую «консольную капитель» со своеобразной системой вышележащих балок. Балки воспринимают большую нагрузку от тяжёлой, массивной крыши и посредством особой системы стропил передают эти усилия на столбы. Взаимопроникновение вертикальных и горизонтальных элементов здания, призванных держать всю значительную нагрузку верхней части сооружения, является специфической чертой китайского здания – павильона.
Если в европейском здании крыша лежит на стене и опорах, то здесь она отделена от них посредством сложной конструктивной системы карниза, состоящего из целого ряда деревянных элементов в виде балок и особых кронштейнов так называемых «доу» и «гун», получивших в дальнейшем название «доу-гун».
Доу-гун являлся связующим звеном, амортизирующим элементом между балкой и опорой и в то же время – своеобразной капителью столба. Интересно отметить, что доу-гун применялся, в основном, в ответственных сооружениях дворцов и храмов; в народной архитектуре доу-гун был запрещен.
Конструктивное устройство доу-гуна – остроумное и сложное, он чрезвычайно разнообразен по своим составным частям. При одной и той же конструктивной схеме можно встретить множество вариантов, отличающихся друг от друга различным числом типовых элементов. Доу-гун являлся не только конструкцией для равномерного распределения вертикальных нагрузок на балки и столбы, но также служил элементом, посредством которого можно было устраивать большой вынос крыши. Перекладина, поддерживающая кровлю – ляояньфан, опирающая на доу-гун, в ряде случаев выступала вперед от оси опоры на 1 м и более.
Доу-гун, обладая замечательными конструктивными свойствами, в то же время был очень красив, эффектен по своему внешнему виду и являлся богатым украшением всего здания. В доу-гуне рельефно видна органическая связь между конструктивными и декоративными элементами. Сама по себе интересная форма, вызванная строительными соображениями, превратилась в замечательное архитектурно-художественное средство. Форма доу-гуна, свойственная деревянному зодчеству, нашла также применение и в каменной архитектуре, приобретая в этом случае чисто декоративное значение.
Великая Китайская стена – одно из грандиознейших оборонительных сооружений мира – была построена для защиты северо-западных границ Китая от набегов кочевников.
Постройка Великой стены началась в эпоху «Воюющих государств» за 300-400 лет до нашей эры. В те далекие времена каждое княжество возводило стены для защиты своих владений.
С III в. до н.э. Китайская стена превратилась в Великую стену, известную в китайской истории под названием «Ваньличанчэн» или «стена в десять тысяч ли» (по современному измерению 1 ли = 576 м).